E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Декабрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Иванова Мария Александровна, преподаватель

Иванова Мария Александровна,

преподаватель по классу баяна, 

МКОУДОД Кореневская детская школа искусств им. А.М. Руденко

Кореневского района Курской области

ПРОБЛЕМЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КЛАССЕ БАЯНА/АККОРДЕОНА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Содержание 

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ АНСАМБЛЯ.

1.1. Ансамбль баянистов как форма коллективного исполнительского творчества.

1. 2. Понятия «умение» и «навык» в исполнительском творчестве.

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД РЕППЕРТУАРОМ.

2.1.Этапы освоения музыкального текста.

2.2. Особенности работы в дуэте и трио баянов/аккордеонов.

Представление личного педагогического опыта на примере открытого урока.

2.3.  Подготовка к концертному выступлению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Профессиональное ансамблевое исполнительство на  баяне и аккордеоне  играет важную роль в современной отечественной музыкальной культуре. 

На протяжении  XX и начала XXI веков мы можем проследить на примерах существовавших и существующих ансамблевых коллективов, как развивался этот вид исполнительства. В настоящее время игра в ансамбле широко популярна и занимает одно из ведущих мест в музыкальной культуре нашей страны. Наряду с прославленными коллективами появляются новые, созданные молодыми талантливыми музыкантами.

Вместе с тем процесс развития отечественной баянной школы настойчиво требует активизации, последовательности и систематичности в обучении ансамблевой игре. Именно она вместе с другими музыкальными дисциплинами может в особой степени способствовать воспитанию высокопрофессиональных музыкантов, расширить их кругозор, стимулировать развитие художественного вкуса.

Следует, тем не менее, отметить, что в учебных музыкальных заведениях уровень требований в классах по специальному инструменту и ансамблю чаше всего неодинаков: к занятиям в классе ансамбля педагоги и обучающиеся иногда подходят недостаточно ответственно. Комплектование составов ансамблей зачастую проходит формально, без учета индивидуальных особенностей исполнителей. Продолжает оставаться весьма острой проблема создания высокохудожественного репертуара, который в полной мере был бы способен раскрыть наиболее сильные стороны ансамблевого звучания современных концертных баянов и аккордеонов.

Актуальность данной работы обусловлена возросшим интересом общества к народному музыкальному искусству, настойчивым стремлением педагогов, музыкантов и деятелей культуры сохранить национальные духовные ценности. Эти задачи представляются особенно важными в

современных условиях распространения низкопробной массовой культуры, резкого снижения этических и эстетических критериев. В пропаганде народного музыкального искусства ансамблевое исполнительство на народных инструментах должно занять одно из ведущих мест.

Противоречие между необходимостью активного использования данного вида исполнительства в учебном процессе  ДШИ и недостаточностью учебно-методического материала по этому вопросу побудило меня обратиться к данной проблеме и предпринять попытку определения ряда направлений работы, связанной с  развитием навыков ансамблевого исполнительства в классе баяна /аккордеона.

Развитие навыков ансамблевого исполнительства – необходимая составляющая процесса подготовки начинающих музыкантов. Создание необходимых для этого условий, целенаправленное и планомерное формирование умений и навыков в классе ансамбля обеспечит наибольший результат и эффективность этого процесса. При этом необходимо использование целого комплекса методических и психолого-педагогических приемов.

 Цель методической разработки: теоретически  и практически обосновать и выделить  основные этапы в формировании и развитии ансамблевых навыков в классе баяна/аккордеона ДШИ.

В ходе реализации цели решались следующие задачи:

проанализировать учебно-методическую литературу по развитию и совершенствованию ансамблевых навыков и обобщить методические рекомендации, предлагаемые ведущими педагогами-практиками;

раскрыть специфику работы над музыкальным произведением в классе ансамбля детской школы искусств;

предложить примерный алгоритм ансамблевой работы в классе баяна /аккордеона.

Новизна и практическая значимость работы связаны с обращением к недостаточно представленной в музыкально-педагогической литературе области исполнительской подготовки. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов по классу баяна/аккордеона ДШИ.

«Ансамбль (от французского ensemble – вместе) – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом»

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, но также чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое отличает подлинно ансамблевое искусство.

По количественному составу ансамбли можно разделить на малые, средние и большие. Каждый из них имеет свои закономерности организационного, творческого и психологического характера. Состав малых ансамблей обычно не превышает семи-восьми человек.

Психологи считают, что стабильность отношений, взаимная симпатия, единство взглядов и действий возможны именно в такой группе партнеров. Но согласованность достигается здесь лишь при психологической совместимости всех участников группы, и подобрать коллектив из семи-восьми максимально совместимых музыкантов гораздо труднее, чем из двух-трех. Поэтому в исполнительской практике чаще встречаются дуэты, трио, квартеты; реже – квинтеты, секстеты, септеты, октеты.

Среди начинающих ансамблистов распространено мнение о том, что чем больше участников ансамбля, тем меньше ответственность каждого из них и тем, якобы, проще ансамблевое исполнение. На самом же деле чем сложнее фактура, разнообразнее тембровые краски сочинения и, соответственно, чем больше в нем партий, тем труднее достичь совершенства интерпретации.

Работа музыканта в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В то же время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиваться стабильности в исполнении. В результате совместного музицирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. Менее яркие в профессиональном отношении исполнители подтягиваются до уровня более сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус участников ансамбля.

От продолжительного общения друг с другом каждый становится совершеннее не только как исполнитель, но и как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма и т.п.

Игра в ансамбле открывает перед исполнителями новые возможности, так как становятся доступными для исполнения многие произведения симфонической, камерной, хоровой, органной музыки.

В ансамбле можно выделить ту или иную сольную партию на фоне звучания других, что ценно вообще, а при исполнении полифонической музыки особенно. При этом каждый из голосов может быть «подан» в соответствии со своим характером (солист-баянист или аккордеонист подчас только уясняет значение каждого голоса, но не всегда располагает возможностями для рельефного его воспроизведения). Кроме этого, у ансамблистов вырабатывается такой ценный навык, как умение в процессе игры распределять своё внимание. Особенностью ансамбля является и то, что он располагает более богатыми тембровыми возможностями, поскольку в его состав входят, как правило, инструменты разных конструкций.

Для реализации всех возможностей коллективного исполнительства необходимо, чтобы все участники ансамбля владели своими инструментами в такой же степени, как и солисты. Ансамбль тогда профессионально силен, когда каждый из исполнителей способен выразительно и технически безупречно сыграть ведущий голос, стать лидером и повести за собой других. Поэтому здесь не может быть деления на ведущих и не ведущих, на солистов и аккомпаниаторов. В ансамбле все равны, все должны уметь быстро переключаться с одной функции на другую. Партитура хорошо звучит только в том случае, если на должном уровне исполнены все голоса, все партии. И чем меньше ансамбль по количеству участников, тем больше удельный вес каждого, тем большая нагрузка ложится на него.

В ансамблевом исполнительстве тоже существует потребность в дирижерской подсказке, но она минимальна. Немногочисленные артисты хорошо видят друг друга, в процессе исполнения они имеют достаточно возможностей для взаимного контакта. Но необходимость координации исполнительских намерений участников ансамбля, объединения их общим замыслом существует. В разных коллективах данная ситуация решается по разному, но чаще всего наиболее инициативный, профессионально одарённый, авторитетный музыкант становится «первым» среди равных.

 Работа в ансамбле обязывает исполнителя согласовывать свои интересы с интересами партнеров, и не только в творческом аспекте, но и в таких отношениях, как подчинение законам коллективизма, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения ансамблевая деятельность несет в себе немалый воспитательный заряд.

Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе. 

Посмотреть всю работу (нажмите здесь) Razrabotka-PROBLEMY-ANSAMBLEVOGO-ISPOLNITELSTVA-V-KLASSE-BAYaNA.docx [62,93 Kb] (cкачиваний: 11)

  Наверх