Иванова Мария Александровна,
преподаватель по классу баяна,
МКОУДОД Кореневская детская школа искусств им. А.М. Руденко
Кореневского района Курской области
ПРОБЛЕМЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КЛАССЕ БАЯНА/АККОРДЕОНА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ АНСАМБЛЯ.
1.1. Ансамбль баянистов как форма коллективного исполнительского творчества.
1. 2. Понятия «умение» и «навык» в исполнительском творчестве.
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД РЕППЕРТУАРОМ.
2.1.Этапы освоения музыкального текста.
2.2. Особенности работы в дуэте и трио баянов/аккордеонов.
Представление личного педагогического опыта на примере открытого урока.
2.3. Подготовка к концертному выступлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Профессиональное ансамблевое исполнительство на баяне и аккордеоне играет важную роль в современной отечественной музыкальной культуре.
На протяжении XX и начала XXI веков мы можем проследить на примерах существовавших и существующих ансамблевых коллективов, как развивался этот вид исполнительства. В настоящее время игра в ансамбле широко популярна и занимает одно из ведущих мест в музыкальной культуре нашей страны. Наряду с прославленными коллективами появляются новые, созданные молодыми талантливыми музыкантами.
Вместе с тем процесс развития отечественной баянной школы настойчиво требует активизации, последовательности и систематичности в обучении ансамблевой игре. Именно она вместе с другими музыкальными дисциплинами может в особой степени способствовать воспитанию высокопрофессиональных музыкантов, расширить их кругозор, стимулировать развитие художественного вкуса.
Следует, тем не менее, отметить, что в учебных музыкальных заведениях уровень требований в классах по специальному инструменту и ансамблю чаше всего неодинаков: к занятиям в классе ансамбля педагоги и обучающиеся иногда подходят недостаточно ответственно. Комплектование составов ансамблей зачастую проходит формально, без учета индивидуальных особенностей исполнителей. Продолжает оставаться весьма острой проблема создания высокохудожественного репертуара, который в полной мере был бы способен раскрыть наиболее сильные стороны ансамблевого звучания современных концертных баянов и аккордеонов.
Актуальность данной работы обусловлена возросшим интересом общества к народному музыкальному искусству, настойчивым стремлением педагогов, музыкантов и деятелей культуры сохранить национальные духовные ценности. Эти задачи представляются особенно важными в
современных условиях распространения низкопробной массовой культуры, резкого снижения этических и эстетических критериев. В пропаганде народного музыкального искусства ансамблевое исполнительство на народных инструментах должно занять одно из ведущих мест.
Противоречие между необходимостью активного использования данного вида исполнительства в учебном процессе ДШИ и недостаточностью учебно-методического материала по этому вопросу побудило меня обратиться к данной проблеме и предпринять попытку определения ряда направлений работы, связанной с развитием навыков ансамблевого исполнительства в классе баяна /аккордеона.
Развитие навыков ансамблевого исполнительства – необходимая составляющая процесса подготовки начинающих музыкантов. Создание необходимых для этого условий, целенаправленное и планомерное формирование умений и навыков в классе ансамбля обеспечит наибольший результат и эффективность этого процесса. При этом необходимо использование целого комплекса методических и психолого-педагогических приемов.
Цель методической разработки: теоретически и практически обосновать и выделить основные этапы в формировании и развитии ансамблевых навыков в классе баяна/аккордеона ДШИ.
В ходе реализации цели решались следующие задачи:
проанализировать учебно-методическую литературу по развитию и совершенствованию ансамблевых навыков и обобщить методические рекомендации, предлагаемые ведущими педагогами-практиками;
раскрыть специфику работы над музыкальным произведением в классе ансамбля детской школы искусств;
предложить примерный алгоритм ансамблевой работы в классе баяна /аккордеона.
Новизна и практическая значимость работы связаны с обращением к недостаточно представленной в музыкально-педагогической литературе области исполнительской подготовки. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов по классу баяна/аккордеона ДШИ.
«Ансамбль (от французского ensemble – вместе) – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом»
Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, но также чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое отличает подлинно ансамблевое искусство.
По количественному составу ансамбли можно разделить на малые, средние и большие. Каждый из них имеет свои закономерности организационного, творческого и психологического характера. Состав малых ансамблей обычно не превышает семи-восьми человек.
Психологи считают, что стабильность отношений, взаимная симпатия, единство взглядов и действий возможны именно в такой группе партнеров. Но согласованность достигается здесь лишь при психологической совместимости всех участников группы, и подобрать коллектив из семи-восьми максимально совместимых музыкантов гораздо труднее, чем из двух-трех. Поэтому в исполнительской практике чаще встречаются дуэты, трио, квартеты; реже – квинтеты, секстеты, септеты, октеты.
Среди начинающих ансамблистов распространено мнение о том, что чем больше участников ансамбля, тем меньше ответственность каждого из них и тем, якобы, проще ансамблевое исполнение. На самом же деле чем сложнее фактура, разнообразнее тембровые краски сочинения и, соответственно, чем больше в нем партий, тем труднее достичь совершенства интерпретации.
Работа музыканта в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В то же время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиваться стабильности в исполнении. В результате совместного музицирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. Менее яркие в профессиональном отношении исполнители подтягиваются до уровня более сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус участников ансамбля.
От продолжительного общения друг с другом каждый становится совершеннее не только как исполнитель, но и как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма и т.п.
Игра в ансамбле открывает перед исполнителями новые возможности, так как становятся доступными для исполнения многие произведения симфонической, камерной, хоровой, органной музыки.
В ансамбле можно выделить ту или иную сольную партию на фоне звучания других, что ценно вообще, а при исполнении полифонической музыки особенно. При этом каждый из голосов может быть «подан» в соответствии со своим характером (солист-баянист или аккордеонист подчас только уясняет значение каждого голоса, но не всегда располагает возможностями для рельефного его воспроизведения). Кроме этого, у ансамблистов вырабатывается такой ценный навык, как умение в процессе игры распределять своё внимание. Особенностью ансамбля является и то, что он располагает более богатыми тембровыми возможностями, поскольку в его состав входят, как правило, инструменты разных конструкций.
Для реализации всех возможностей коллективного исполнительства необходимо, чтобы все участники ансамбля владели своими инструментами в такой же степени, как и солисты. Ансамбль тогда профессионально силен, когда каждый из исполнителей способен выразительно и технически безупречно сыграть ведущий голос, стать лидером и повести за собой других. Поэтому здесь не может быть деления на ведущих и не ведущих, на солистов и аккомпаниаторов. В ансамбле все равны, все должны уметь быстро переключаться с одной функции на другую. Партитура хорошо звучит только в том случае, если на должном уровне исполнены все голоса, все партии. И чем меньше ансамбль по количеству участников, тем больше удельный вес каждого, тем большая нагрузка ложится на него.
В ансамблевом исполнительстве тоже существует потребность в дирижерской подсказке, но она минимальна. Немногочисленные артисты хорошо видят друг друга, в процессе исполнения они имеют достаточно возможностей для взаимного контакта. Но необходимость координации исполнительских намерений участников ансамбля, объединения их общим замыслом существует. В разных коллективах данная ситуация решается по разному, но чаще всего наиболее инициативный, профессионально одарённый, авторитетный музыкант становится «первым» среди равных.
Работа в ансамбле обязывает исполнителя согласовывать свои интересы с интересами партнеров, и не только в творческом аспекте, но и в таких отношениях, как подчинение законам коллективизма, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения ансамблевая деятельность несет в себе немалый воспитательный заряд.
Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе.