E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Середина Алла Викторовна, учитель

Середина Алла Викторовна

учитель

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Лицей №14 имени Ю.А. Гагарина городского округа Щёлково

Социокультурные тренинги Истоков в формировании УУД

и ключевых компетенций учащихся на уроках физики


Основными отличительными особенностями ФГОС являются: ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Традиционными технологиями и методами обучения с этими задачами не справиться.

О  социокультурных технологиях «Истоков» и их активных формах обучения (АФО) я впервые узнала в 1993 году на семинаре Технологической школы бизнеса (TBS)  «Менеджмент в образовании». Использую их в своей работе более 20 лет, непрерывно открывая для себя новые возможности.

          В основе технологии социокультурный системный подход профессора РАЕН Кузьмина И.А.:  (имеет единые отправные точки с системно-деятельностным подходом – методологической основой ФГОС)

  1. Обучение ведётся на едином аналоговом уровне:
  2. Настрой учителя на самоутверждение, т.е. достижение полезных мотивированных поступков.
  3. Общение на уровне Взрослый-Взрослый
  4. Изучение и развитие многообразия стратегий мышления.
  5. Создание единого контекста.
  6. Групповая форма работы + делегирование + консультирование.
  7. Своевременный переход из ассоциированного состояния в диссоциированное (обучение – в ассоциированном, наказание – в диссоциированном).
  8. Триада оценки: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
  9. Выход на родителей.

Активные формы обучения: 1)  Разновидности ресурсного круга: (на развитие мотивации, на развитие целостного восприятия);  2) Работа в парах; 3) работа в кластере (в четверке);  4) Тренинг-выбор; 5) Тренинг-третий-лишний (с вариативностью решений); 6) Активный экзамен; 7) Тренинг «Авачинская бухта»; 8) Тренинг-покер;  9) Тренинг «Степ».

Все активные формы работы имеют три основных этапа проведения:   1) подготовительный,

2) основной, 3) рефлексия.

Под тренингом в социокультурном системном подходе понимается интенсивное либо высокоинтенсивное обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по определенным технологиям с целью развития социокультурной основы  Человека, Группы, Общества[1].

В каждом тренинге выделяется пять аспектов[2]:

  1. содержательный аспект – освоение категорий предмета;
  2. коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого члена группы, толерантность (терпимость к иному, отличному от своего, мнению);
  3. управленческий: планирование: умение поставить цель, исходя из духовно-нравственных ценностей; достигать результата; делать ценностный выбор;  управлять своим временем;
  4. психологический аспект – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма;
  5. социокультурный опыт – приобретение опыта взаимодействия, позволяющего учащимся в дальнейшем утверждаться, а не репрезентировать себя в обществе.

Реализация всех аспектов тренинга выводит на принципиально новое качество образования. Легко прослеживается параллель с требованиями формирования УУД в средней и ключевых компетенций в старшей школе.

     Методика тренинга строится на основе следующих принципов эффективного общения в группе:

  • Принцип активности участников группы.
  • Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников тренинга.
  • Принцип творческой позиции участников тренинга.
  • Принцип рефлексивной оценки результатов работы в тренинге.
  • Принцип диалогового общения.
  • Принцип положительного подкрепления результатов деятельности.
  • Принцип психологической безопасности и доверия в группе.

За более 25 лет работы мною создан курс «Развивающая физика с 7 по 11 класс. Я бы хотела более подробно остановиться на тренинге – выбор, как наиболее часто используемом мною на уроках и занятиях курса.

ТРЕНИНГ – выбор «Изопроцессы в газах»

Задание: Из ниже перечисленных утверждений выберите относящиеся к:  

            изотермическому (Т),

изохорному  (V)

изобарному (Р)

адиабатному (Q)

  1. Процесс используется в газовых термометрах.
  2. Подведённое тепло расходуется на совершение работы.
  3. Графиком зависимости является линейная функция.
  4. В процессе система получает тепло.
  5. Давление газа возрастает из-за увеличения средней кинетической энергии молекул.
  6. Процесс медленного сжатия газа.
  7. Процесс используется в машинах для сжижения газов.
  8. Расширение газа при его нагревании в цилиндре с подвижным поршнем.
  9. В результате процесса образуются облака.

[1] И.А. Кузьмин . Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1 1997. С.64.

[2] Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 37.

 Посмотреть всю работу (нажмите здесь) _sociokulturnye-treningi-istokov-obucheniya-fizike.docx [41,85 Kb] (cкачиваний: 1)  

  Наверх