Середина Алла Викторовна
учитель
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №14 имени Ю.А. Гагарина городского округа Щёлково
Социокультурные тренинги Истоков в формировании УУД
и ключевых компетенций учащихся на уроках физики
Основными отличительными особенностями ФГОС являются: ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Традиционными технологиями и методами обучения с этими задачами не справиться.
О социокультурных технологиях «Истоков» и их активных формах обучения (АФО) я впервые узнала в 1993 году на семинаре Технологической школы бизнеса (TBS) «Менеджмент в образовании». Использую их в своей работе более 20 лет, непрерывно открывая для себя новые возможности.
В основе технологии социокультурный системный подход профессора РАЕН Кузьмина И.А.: (имеет единые отправные точки с системно-деятельностным подходом – методологической основой ФГОС)
- Обучение ведётся на едином аналоговом уровне:
- Настрой учителя на самоутверждение, т.е. достижение полезных мотивированных поступков.
- Общение на уровне Взрослый-Взрослый
- Изучение и развитие многообразия стратегий мышления.
- Создание единого контекста.
- Групповая форма работы + делегирование + консультирование.
- Своевременный переход из ассоциированного состояния в диссоциированное (обучение – в ассоциированном, наказание – в диссоциированном).
- Триада оценки: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
- Выход на родителей.
Активные формы обучения: 1) Разновидности ресурсного круга: (на развитие мотивации, на развитие целостного восприятия); 2) Работа в парах; 3) работа в кластере (в четверке); 4) Тренинг-выбор; 5) Тренинг-третий-лишний (с вариативностью решений); 6) Активный экзамен; 7) Тренинг «Авачинская бухта»; 8) Тренинг-покер; 9) Тренинг «Степ».
Все активные формы работы имеют три основных этапа проведения: 1) подготовительный,
2) основной, 3) рефлексия.
Под тренингом в социокультурном системном подходе понимается интенсивное либо высокоинтенсивное обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по определенным технологиям с целью развития социокультурной основы Человека, Группы, Общества[1].
В каждом тренинге выделяется пять аспектов[2]:
- содержательный аспект – освоение категорий предмета;
- коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого члена группы, толерантность (терпимость к иному, отличному от своего, мнению);
- управленческий: планирование: умение поставить цель, исходя из духовно-нравственных ценностей; достигать результата; делать ценностный выбор; управлять своим временем;
- психологический аспект – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма;
- социокультурный опыт – приобретение опыта взаимодействия, позволяющего учащимся в дальнейшем утверждаться, а не репрезентировать себя в обществе.
Реализация всех аспектов тренинга выводит на принципиально новое качество образования. Легко прослеживается параллель с требованиями формирования УУД в средней и ключевых компетенций в старшей школе.
Методика тренинга строится на основе следующих принципов эффективного общения в группе:
- Принцип активности участников группы.
- Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников тренинга.
- Принцип творческой позиции участников тренинга.
- Принцип рефлексивной оценки результатов работы в тренинге.
- Принцип диалогового общения.
- Принцип положительного подкрепления результатов деятельности.
- Принцип психологической безопасности и доверия в группе.
За более 25 лет работы мною создан курс «Развивающая физика с 7 по 11 класс. Я бы хотела более подробно остановиться на тренинге – выбор, как наиболее часто используемом мною на уроках и занятиях курса.
ТРЕНИНГ – выбор «Изопроцессы в газах»
Задание: Из ниже перечисленных утверждений выберите относящиеся к:
изотермическому (Т),
изохорному (V)
изобарному (Р)
адиабатному (Q)
- Процесс используется в газовых термометрах.
- Подведённое тепло расходуется на совершение работы.
- Графиком зависимости является линейная функция.
- В процессе система получает тепло.
- Давление газа возрастает из-за увеличения средней кинетической энергии молекул.
- Процесс медленного сжатия газа.
- Процесс используется в машинах для сжижения газов.
- Расширение газа при его нагревании в цилиндре с подвижным поршнем.
- В результате процесса образуются облака.
[1] И.А. Кузьмин . Социокультурный системный подход / Перекрестки эпох. Социокультурное время. Сб.трудов т.1 1997. С.64.
[2] Н.Ю. Твардовская, Ю.М. Пучкова. «Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология» «Истоковедение» т.2 Издательский дом Истоки М.2010.стр 37.
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)