E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Декабрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Рогалева Галина Ивановна, учитель математики

 Рогалева  Галина  Ивановна,

учитель математики

МКОУ «Сузунская ОШ-И»

 Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках математики в школе для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в общеобразовательной школе. Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционной школы нередко приводит к снижению интереса к учению. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с нарушением интеллекта. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны, пассивны, не проявляют желания активного действия.

Математика в коррекционной школе решает одну из важнейших специфических задач обучения детей с ОВЗ – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся. Развивая элементарное математическое мышление, она формирует и корригирует такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

  Активизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

   В условиях обучения детей с ОВЗ , учитывая дефект познавательной деятельности учащихся,  стараюсь прежде всего развивать исполнительскую, воспроизводящую деятельность учащихся. Но только развитием этих видов деятельности учащихся не ограничиваюсь, так как в должной мере должны решаться задачи коррекции, подготовки к овладению профессией, социальной реабилитации и адаптации.

Большое внимание уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей учащихся. Они не просто обследуют различные математические объекты. Начиная с самых первых дней, им систематически предлагаю задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур (круг, квадрат, прямоугольник) предлагаю выбрать лишнюю фигуру, при этом аргументируют свой ответ ( т.к у данной фигуры нет углов), или красный квадрат, потому что остальные белые, отыскать одинаковые фигуры и т. д. использую дидактическую игру « Поиск девятого»

Стараюсь, чтобы на уроке никто не чувствовал себя обделённым вниманием учителя, нахожу возможность чтобы ученик смог ответить несколько раз, при этом поддерживаю его взглядом, словом или прикосновением. Продумываю средства взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом, это такие приёмы как взаимопроверка работы. Также одним из средств общения и взаимодействия является игра, игровые ситуации.

Одной из главных задач школы 8 вида - формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможности его социальной адаптации. И поэтому на каждом уроке математики и предлагаю учащимся самостоятельную работу, где после данной работы осуществляется взаимопроверка, где учащиеся находят и указывают допущенные ошибки своих товарищей (самостоятельное решение примеров, математический диктант, взаимопроверка). Данный приём воспитывает младших школьников сознательному отношению при выполнении задания, ответственности, внимания.

На уроках математики стараюсь работать над развитием внимания, воображения, памяти, мышления на протяжении всего урока.

Используя приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствую активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, призыв к действию, например: «Кто быстрей», «Не зевать! Кто верней!» и т.д. Наглядно на уроке соревнование двух команд с призывом, кто быстрее и правильно решит примеры (примеры на сравнение).

Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Немало занимательного материала можно использовать на уроках математики, и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать учебу желаемым делом. Некоторые нестандартные задачи (задачи-шутки, с монетами, спичками, разрезанием, складыванием и др.) обладают внешней занимательностью. Такие задачи полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти 3-5 минут на уроке. Если задача нетрудная, то ее можно включить в устный счет. Если задание посложнее и нет уверенности, что ее выполнят сразу многое дети, то задание следует предложить в конце урока, после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения задач на уроке во что бы то ни стало, предложив детям поразмыслить над условием во внеурочное время.

Таким образом, занимательность на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.

Также немаловажная задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе "актив-класс" в процессе обучения включаются обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идёт активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Для развития самостоятельности и активности оцениваю каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос.

Заключение

Таким образом рекомендациями по формированию и активизации познавательного интереса учащихся на уроках  станут:

I. Основа активности учебно-познавательной деятельности:

- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;

- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:

- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

- о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;

- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.

III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

- принуждение;

- интерес к предмету;

- сознательность.

Учитель должен уметь:

1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.

3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.

5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.

6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

7. Подбирать систему самостоятельных работ.

8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.

9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.

10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.

11. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

12. Проводить дифференцированную работу в классе.

13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.

14. Использовать разнообразные формы поощрения.

15. Формировать у учащихся веру в свои возможности.

16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

17. Разнообразить формы домашних заданий.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

На уроках  учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.

Рогалева  Галина  Ивановна, учитель математики

  Наверх