E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Сенцова Людмила Павловна, учитель русского языка

Сенцова Людмила Павловна,

 учитель русского языка,

МКОУ «Сузунская школа- интернат для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»,

 Новосибирская область, р.п. Сузунл

Публикация собственного педагогического опыта

«Специфика обучения русскому языку в школе 8 вида»

Сенцова Людмила Павловна, учитель русского языка

 В последнее время особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья.

При работе с умственно отсталыми детьми педагог становится посредником между ребёнком и создаваемой системой взаимодействия с окружающим миром. Для педагога важно знать и всегда помнить – для кого и для чего он готовит ребёнка.

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно быстро поддаются коррекции, другие - сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях. Для детей с нарушением интеллекта характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем, чем в норме, понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею.

Для социальной адаптации человека очень важно общение с другими людьми, умение вступать в беседу и поддерживать её, т.е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Умственно отсталые обучающиеся редко бывают инициаторами диалога.

Работа над развитием речи умственно отсталых школьников имеет большое значение. В большей степени проблему развития речи решают уроки русского языка.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практичес­кую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

   Умственно отсталые дети получают образование только в спе­циальной школе, в связи с чем программа по русскому языку ориентирована на то, чтобы дать им хотя и элементарный, но законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания и некоторые представления о творчестве русских классиков и современных писателей.

Программа школы VIII вида формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

-Научить школьников правильно и осмысленно читать
доступный их пониманию текст.

-Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма
на основе усвоения звукового состава языка, элементарных
сведений по грамматике и правописанию.

-Повысить уровень общего развития учащихся.

-Научить школьников последовательно и правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме.

-Развивать нравственные качества школьников.

            Олигофренопедагогика, согласуясь с закономерностями обу­чения умственно отсталых детей, использует следующие дидак­тические принципы: воспитывающего обучения; сознательности и активности учащихся в усвоении учебного материала; нагляд­ности в сочетании со словесными средствами; доступности и прочности знаний; научности и систематичности обучения; дифференцированного и индивидуального подходов.

                Помимо использования общедидактических принципов специфика обучения русскому языку в коррекционной школе заключается вразработке и внедрении особых методических принципов, вытекающих из закономерностей овладения языком и речью.

               Совокупность методических принципов, неукоснительная реализация их в процессе обучения родному языку, их взаимо­действие с общедидактическими принципами способствуют по­вышению развивающего потенциала уроков русского языка, бо­лее успешной реализации коррекционных целей обучения.

Решить поставленные перед уроками русского языка задачи позволяют правильно выбранные методы обучения.

Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: задачами на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения.

При ознакомлении учащихся с новыми знаниями использую метод показа. Наряду с этим методом применяю метод беседы. В ходе беседы ставлю перед учащимися вопросы, ответы на которые предполагают использование уже имеющихся знаний. Опираясь на имеющиеся знания, наблюдения, прошлый опыт, постепенно подвожу учащихся к новым знаниям. Закреплению новых знаний, формированию умений, совершенствованию знаний способствует метод самостоятельной работы. Нередко, используя этот метод, организую деятельность учащихся так, что новые теоретические знания ученики приобретают самостоятельно и могут применять их в аналогичной, а порой и новой ситуации.

Выделяются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы.

Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания, стараюсь создать у них определенную положительную установку на восприятие и осмысление этих знаний. В этом помогает игровая или жизненно-практическая ситуация, в которой ученики чувствуют недостаток знаний для решения определенной жизненной или учебной задачи, их заинтересовавшей. У учащихся появляется интерес, чувство ожидания нового, неизвестного.

Вовлекая учащихся в беседу, опираясь на их прошлый опыт, используя наглядные методы: предметные пособия, иллюстративные таблицы, дидактический раздаточный материал, схемы, чертежи, графики, подвожу учащихся к пониманию нового материала. Незаметно для себя они делают открытие!

Объяснение нового материала в школе VIII вида не должно быть продолжительным. Новый материал разбиваю на небольшие, логически завершенные «порции». На одном уроке излагаю небольшой по объему материал. Иногда изложение прерываю вопросом, обращенным к учащимся: «Как вы думаете, что нужно делать дальше?»  Вопросы ставлю для того, чтобы выяснить, понимают ли учащиеся излагаемый материал, успевают ли следить за изложением или внимание их отвлечено. Они активизируют и познавательную деятельность учащихся, позволяют направлять их внимание.

Всегда объяснение сопровождаю демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом. Практическая работа с предметами, направляемая объяснением, может служить базой для обобщений.

Использую метод наблюдения в сочетании с предметно-практической деятельностью самих учащихся.

Метод работы с учебником тесно связан с методом самостоятельной работы.

Процесс формирования знаний не ограничивается их сообщением учащимся. Знания необходимо закрепить, привести в систему, научить учащихся использовать их длярешения практических задач.

Закрепление и повторение знаний невозможны без упражнений. Упражнения использую для формирования навыков письма и чтения и т.д. в определенной системе, с нарастающей степенью трудности.

Система упражнений подбираю так, чтобы новые знания связывались с уже имеющимися, способствовали их расширению и углублению.

Степень трудности определяю не только и не столько сложностью задания, сколько индивидуальными возможностями учащихся.

В специальной школе VIII вида на уроках русского языка широкое применение находят дидактические игры.

Игра оказывает существенное влияние на формирование человека. Однако спорным был и остается вопрос о целесообразности применения игры на уроке.

Дидактическая игра обладает свойством стимулирования развития восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи. К ним относятся в основном воображаемые путешествия.

 В пятом – шестом класса мы часто отправляемся в путешествие по стране «Грамматика», стране «Невыученных уроков» и т.п. Даже в седьмом классе подростки ждут этих путешествий. Лучше запоминается любой материал, если они сами его кому-то рассказывали, кого-то учили. Во время путешествий прослеживается межпредметная связь с уроками природоведения, географии, биологии, изо, музыки. Уроки такие проходят на одном дыхании, имеют огромное обучающее, воспитательное и коррекционно-развивающее значение.  Именно дидактические игры являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.

Посмотреть полностью работу - (нажмите здесь - Sencova.doc [785 Kb] (cкачиваний: 28)  - 

  Наверх