Козлова Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования,
Центр внешкольной работы
г. Раменское
Конспект занятия по вокалу
Тема: Работа над чистотой интонирования
как важнейшее условие работы над вокальным произведением
объединения вокальный ансамбль «Росинка»
(академический вокал)
Занятие проводится в группе 1 – го года обучения. (45 мин.)
Возраст детей: 8 – 10 лет.
Цель: Приобщить детей к вокальной музыке, воспитывать любовь и интерес к вокальному искусству, формировать творческие навыки, способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи:
Образовательные :
- познакомить с новыми понятиями и музыкальными терминами;
- научить петь легко, не напрягая голосовой аппарат ребёнка;
- закрепить новые знания.
Развивающие:
- развивать основы музыкальной культуры;
- развивать музыкальный ( звуковысотный) слух ребёнка;
- развивать чистоту интонации в упражнениях и в исполнении вокального произведения;
- Развивать произвольное внимание, умение сосредоточиться во время пения, развивать волю, память.
- расширить и музыкальный и общий кругозор детей в процессе практических занятий обучения академическому вокалу.
Воспитательные:
- формирование музыкальной и речевой культуры;
- воспитывать у детей сопереживание, чуткость, дружелюбие по отношению друг у другу.
- воспитывать уверенность в себе, веру в свои силы.
Метод обучения: беседа, практический метод, выразительный показ голосом педагога мелодии всей песни или её отрывка, лаконичность объяснения задания, логичное построение занятия , интонационная выразительность, мимическая выразительность, внятная речь, создание доброжелательной и спокойной обстановки на занятии.
Форма обучения: групповая с элементами индивидуальной работы.
Тип занятия: комбинированный: повторение пройденного материала, применение ранее полученных навыков и умений.
Педагогические технологии, используемые на занятии:
- технология развивающего обучения
- личностно - ориентированная
- имитационно - игрового моделирования в профессиональной деятельности.
Деятельность учащихся: практическая работа.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр.
№ |
Название этапа |
Время |
Замечания, используемые технологии, методы. |
|||||
Содержание и формы деятельности педагога |
Содержание и формы деятельности детей |
|||||||
1 |
Организационный ( подготовит - ный момент) |
1мин |
Проверка готовности помещения к занятию (чистота , освещённость и.т.д) |
|||||
Организация и эмоциональный настрой обучающегося на работу |
Приветствие, настрой на работу |
|
||||||
2 |
Объявление темы, цели и задач занятия
|
|
1 мин
|
Мотивация к работе, метод объяснения.
|
||||
3 |
Основной этап: Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков
|
Дыхательная гимнастика: Дыхание без звука. Дыхание на опоре, дыхание короткое, дыхание длинное. |
3 мин |
Здровьесберегающая технология, метод показа, метод самоконтроля. |
||||
|
|
Артикуляционная гимнастика: Массаж подбородка, активизация |
3 мин |
Здоровьесберегающая технология, метод показа, объяснения. |
||||
4 |
Распевание |
Пение упражнений закрытым ртом на «М». На одном звуке. Поступенное движение вверх, вниз.Пение трезвучия. Пение октавы. Скороговорки. |
15 мин. |
Здоровьесберегающая технология, фонопедический метод развития голоса ( В. В. Емельянов), методика итальянск. педагога Ирис Корадетти. |
||||
5 |
Работа над песней Ю. Чичкова «Родная песенка» |
Пение мелодии песни под ф – но на звук «Лё» Работа над фразами, над скачками . Пение под минус фонограмму. |
10 мин |
Метод показа и самоконтроля., фонетический, приём мысленного пропевания. |
||||
6 |
Подведение итогов, выводы. Домашнее задание. Релаксация. |
Ответы детей. |
2 мин |
Элементы исследовательского метода. |
||||
Ход урока:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
- музыкальное приветствие « Здравствуйте!
- дыхательная гимнастика : ( дыхание без звука на опоре, длинное , короткое)
- дыхательная гимнастика по системе В.В. Емельянова ( ш, с, ф, к ,т, п, б, д, г, в, з,ж) выдох на опоре по этим согласным.
- ариткуляционная гимнастика : массаж подбородка, расслабление мышц языка, мышц лица. ( по системе Емельянова)
- Покусайте кончик языка, покусываем весь язык, игра в « Футбол» языком (прячем язык за одну щёку, теперь за другую), игра « Обезьянки» - прячем язык за верхнюю губу, затем за нижнюю.
Проведите языком между дёснами и губами. Упражнение называется «Щёточка», чистим языком зубы.
2. Распевание.
- на звук « М» по трём восходящим ступеням.
- на звук «лё»( итальянская методика Ирис Корадетти).
- Упражнение « Роза»
- упражнение цветок ( воздушные петли)
- « Ми – мэ – ма- мо- му» ( трезвучие)
Скороговорки: Шла Саша по шоссе…, От топота копыт…
- пение октавы ( сверху вниз на « Лё»)
3. Работа над песней « Родная песенка» Ю. Чичкова, повторение пройденного материала. Работа над чистотой интонирования. Пение мелодии песни на звук « Лё» , работа над скачками, пропевание отдельных фраз в песне. Пение всей песни под фонограмму. Реакция на дирижёрские жесты.
Подвести детей к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Добиваться во время пения хорошей кантилены, ровности звучания унисона.
4. Подведение итогов. Домашнее задание: петь эту песню дома вместе с родителями для хорошего настроения . Релаксация. Аутотренинг.
Дорогие ребята! Когда мы так славно с вами потрудились, предлагаю вам сесть на стулья, снять напряжение и усталость. Для этого сядем поудобнее, расслабим мышцы всего тела, закроем глаза и представим такую картину:
Я лежу на берегу реки, около - лес. Я слышу, как ласково шумит листва деревьев, поют птицы. Я лежу на спине и смотрю в небо, небо голубое,, по небу плывут пушистые, лёгкие облака, я спокойна, я слышу успокоенный и ласковый шум леса и создаётся впечатление . что я повисла в воздухе и нахожусь в состоянии невесомости, такое ощущение , что я растаяла. Мои руки погружаются в песок, песок от солнышка тёплый, мне легко и приятно. А теперь открываем глаза и радуемся всему, что нас окружает. Я надеюсь, что вы получили заряд бодрости. А теперь споём красиво « До свидания».
Используемая литература:
1.Ю. Паров « Азбука дыхания» 1988г.
2. Юссон Р. Певческий голос.- М. , 1974.
3. А. И. Канкарович Культура вокального слова. Музгиз 1972г.
3.В.В. Емельянов « Развитие голоса»
4. Текст песни Ю. Чичкова « Родная песенка»