Исламова Зульфира Фирдависовна
педагог
МБОУ ДО «Центр развития творчества «Радуга»
г.Уфа
Тема занятия: «Сказочный зимний лес»
Цель:
Научить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования;
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение рисовать ватными палочками, выполнять изображение в определенной последовательности;
- научить рисовать оттиском капустного листа;
- научить детей самостоятельно выполнять рисунок в определенной последовательности;
Развивающие:
- развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции;
- развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании,
мелкую моторику пальцев рук;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и бережное отношения к окружающей природе.
Материалы и оборудование.
Ноутбук, иллюстрации зимних пейзажей,
Гуашь, банки с водой, кисти, паралоновые губки , ватные палочки, палитра, салфетки, листы бумаги на мольберте, листы пекинской (китайской) капусты, магнитофон, диск с записью «Времена года. Декабрь» П.И. Чайковского.
Ход занятия
1.Организационный момент.-2мин
2.Вводная часть, раскрытие темы.-10мин
3.Практическая работа.- 16мин
4.Анализ работы. Подведение итогов.-2мин.
Педагог – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть рада я! Любите отгадывать загадки?
Дети – Да!
Педагог – Тогда слушайте:
Вводная беседа:
Замела все вокруг, прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку, я отправила на юг.
Я морозна и бела и надолго к вам пришла .Кто это?
Дети – Зима!
Педагог – Правильно, ребята!
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?
Дети – Зима бывает белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая.
Педагог – Что бывает зимой?
Дети – Зимой бывает снег, лед, сосульки, мороз, Новый год, елка, подарки.
Педагог – А какой снег бывает зимой?
Дети – Снег бывает липкий, пушистый, искристый, скрипучий.
Педагог – Когда лежит много снега, что это?
Дети – Сугроб.
Педагог – Что такое снегопад?
Дети – Это когда падает много снега.
Педагог – А что такое метель?
Дети – Это когда ветер снег поднимает, метет.
Педагог – А как можно веселиться зимой?
Дети – Кататься на санках, коньках, лыжах!
Педагог – Правильно! А хотите, мы сейчас отправимся на прогулку в зимний лес? Тогда закрываем глаза и считаем до трех, раз, два, три посмотрите в каком сказочном лесу мы оказались.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», демонстрируется мультимедийная презентация с репродукциями картин художников о зиме.
Педагог – Вот мы и в лесу! Посмотрите, ребята, как красиво вокруг!
Послушайте, какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт Суриков:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой, принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Дети рассматривают картины художников.
Педагог. Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите. Какие они по высоте? Какого цвета у них кора?
Вы заметили среди сугробов небольшие кустики? Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки, они не шевелятся, как в стихотворении:
Намело, навьюжило, все деревья в кружеве,
Снег на соснах, на кустах, в белых шапках ели,
И запутались в ветвях буйные метели. (Н. Гончаров)
Давайте пройдем дальше по тропинке, перейдем по запорошенному льду через ручей.
Педагог – Остановитесь возле лесных красавиц-елочек. Как вы думаете, какое у них настроение? (предположения детей). Хорошо ли им здесь? Почему? (Дети высказываются).
Педагог – А вот на этой полянке мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Зимний лес».
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте),
Сколько здесь вокруг чудес! (разводим руки в стороны).
Справа березка в шубке стоит (руки отводим в сторону и смотрим),
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся (отводим руки и прослеживаем взглядом)
И на землю красиво ложатся (движение «фонарики» и смотрим вверх).
Педагог – Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Да). И мне очень понравилась. А чтобы она нам запомнилась надолго, я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами.
Сообщение целей и задач занятия.
А как вы думаете , что же мы будем с вами рисовать?
Дети: Мы будем рисовать зимний сказочный лес.
Сегодня при выполнении работы мы будем использовать совершенно разные по своим свойствам изображения материалы и лист пекинской капусты, а для изображения снега – белую гуашь, ватные палочки.
Педагог напоминает и показывает рисование фона губкой и технику рисования деревьев и зеленых заснеженных елочек капустным листом, с помощью ватных палочек рисование снега.
Практическая работа.
(Правила техники безопасности на занятии по ИЗО)
Дети выбирают тонированную бумагу, приготовленную заранее на предыдущих занятиях, проходят на свои места и пробуют на тренировочных листах получить оттиск капустного листа, нанося гуашь холодных цветов, а поверх полученного изображения – белую гуашь ватными палочками.
Затем тренируются рисовать заснеженную елочку, используя сначала зеленую гуашь и сразу же белую.
(Дети рисуют самостоятельно под музыку )
Заключительная часть. Подведения итогов.
Педагог – Посмотрите, какие чудесные пейзажи получились!
На них лес, словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый пейзаж. Какие красивые деревья получились при помощи капустного листа, стройные, заснеженные, как кружевные. А что вам, дети, понравилось в рисунках больше всего? (2-3 ребят дают анализ работ сверстников).Сегодня мы с вами на занятия использовали два не традиционных материала. Это – капустный лист и ватные палочки.
Педагог – Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники-пейзажисты! Теперь всегда, посмотрев на эти работы, мы будем вспоминать о красоте зимнего леса!
(Уборка рабочего места)