Ковалева Мария Павловна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 109»
Вологодская область, ЧереповецПроект
«Что такое День Победы? Это значит – нет войны»
Актуальность
Военные конфликты – это один из методов решения экономических, политических, национально-этнических и других противоречий. В современном мире многие силы и государства используют данный метод для решения своих проблем. Данные конфликты с определенной периодичностью возникают в разных уголках земного шара. А они при определенных обстоятельствах могут привести к войне, к состоянию, когда локальные конфликты перейдут в большие военные действия в которых могут быть задействованы большое число стран мира. Перед поколением, живущим сейчас на Земле, стоит задача - не допустить повторений мировых войн. А человек, не знающий историю мировых войн, не может в полной мере осознавать опасностей для людей разных уголков Земли, которые несет война. В связи с этим очень важно передавать подрастающему поколению ответственность за сохранение мира любой ценой.
Человек, которому не заложили в детстве чувства любви к Родине, не будет полноценен в жизни. Человек, не ценящий историю своей Родины, не сможет чувствовать личной ответственности за родную землю и ее будущее. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воздействия на человека, начиная с самого детства. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Великая Отечественная Война – это очень важный эпизод в истории нашей страны. Великая Отечественная Война - одна из немногих скреп, связывающие наше настоящее с прошлым, дающая надежду на будущее. Эта война – бесценный опыт силы, мужества, героизма, любви к Родине, достижения общей победы любой ценой.
Победа в войне – это дух людей защищавших нашу общую землю как с оружием в руках, так и героически трудясь в тылу, жертвуя всем для победы.
Всякий раз, когда приходит новое поколение, возникает риск разрыва духовного единства и преемственности с теми, кто жил раньше. Все больше возникает опасность не сохранить уроки той войны. Очень важно начинать формировать чувство национального самосознания, чувства гражданственности и патриотизма у новых поколений, начиная с дошкольного воспитания. В этой связи трудно переоценить значение сохранения памяти Великой Отечественной войны для подрастающего поколения.
Огромная ответственность сегодня лежит на плечах нынешнего поколения. В первую очередь нужно сохранить преемственность в семье. Нужно впитать с ранних лет важность передачи из поколения в поколение памяти о героях и жертвах войны. Тогда, наверное, никому не удастся переубедить наших детей в том, что эта война и эта победа были и остаются великими для всего народа нашей страны.
Проблема:дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия. И к сожалению, все меньше и меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы обязаны своей свободой.
Информационная карта проекта
Вид проекта:
По тематике и способам реализации результатов: информационно-творческий.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: краткосрочный
Автор: Ковалева Мария Павловна (воспитатель)
Участники: воспитанники разновозрастной группы-Монтессори № 7 (все желающие), педагоги, родители
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, формирование убеждения о недопустимости повторения войны.
Задачи:
1) Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны, о героях войны, подвигах юных героев, боевой технике, расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны.
2) Способствовать развитию познавательных способности детей в процессе практической деятельности; развивать интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, навыки взаимоотношений со взрослыми; способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах, пение песен, обогащать словарь новыми словами.
3) Способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении всех участников проекта, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Ожидаемые результаты
Внешние продукты
- создание на группе «Книги памяти»
- проведение праздника «Что такое День Победы? Это значит – нет войны» (А. Усачев)
-оформление выставки рисунков и поделок в группе, посвященной Дню Победы
Внутренние продукты
Дети: имеют знания о легендарном прошлом нашей Родины; имеют представления о военных профессиях, о родах войск, военной технике; знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику; владеют расширенным словарным запасом; имеют представление о героях своей семьи, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.
Этапы проекта
I) Подготовительно-организационный
- Создание «Музея Победы» в детском саду (с начала учебного года)
- Изготовление совместно с родителями «Книги памяти» на группе (с начала учебного года)
- Составление альбома «День Победы будем помнить вечно»
- Создание макетов для режиссерских игр «На границе», «Парад» в группе
-Составление плана деятельности
- Подготовка цикла бесед о ВОВ, презентаций
-Подбор литературных произведений о Великой Отечественной войне, картин, фотографий
-Подбор музыкальных произведений на военную тему
-Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы
-Информирование родителей о предстоящем проекте, беседы с родителями о необходимости приобретения детьми навыков социального общения со взрослыми; проявления внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
- II) Формирующий
Непосредственно-образовательная деятельность
-Круг с просмотром презентации, репродукций картин, фотографий
«Вставай страна огромная»
Задачи: активизировать словарь детей, обогащать его понятиями Россия, Отечество, Отчизна, защищать, оборонять, блокада, окопы, траншеи, маршалы, генералы, фашизм, захватчики и т.д.
Вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории нашей Родины. (совместно с учителем-Монтессори)
- Круг с просмотром презентации, репродукций картин, фотографий
«Поклонимся погибшим тем бойцам».
Задачи: познакомить с героями В.О.В.
закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.
Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувства уважения к людям; доброжелательность; желание совершать добрые поступки. (совместно с учителем-Монтессори)
- Круг с просмотром презентации, репродукций картин, фотографий
«Дети войны».
Задачи: рассказать детям о жизни детей во время войны, о детях-героях В.О.В., закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.
Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувства уважения к людям; доброжелательность; желание совершать добрые поступки. (совместно с учителем-Монтессори)
- Круг с просмотром презентации, репродукций картин, фотографий
«Блокада Ленинграда»
Задачи: познакомить детей с тяжелой страницей истории нашей страны развивать интерес детей к истории военных событий Великой Отечественной войны. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного. (совместно с учителем-Монтессори)
- Круг с просмотром презентации, репродукций картин, фотографий
«День Победы будем помнить вечно»
Задачи: Расширять знания о государственных праздниках , понимать торжественность значения «минута молчания», «вечный огонь», «парад Победы», воспитывать чувство благодарности и гордости за великий подвиг нашего народа. (совместно с учителем-Монтессори)
-Коллективная творческая работа - макет «Священная война». Задачи: вызывать интерес к созданию коллективной работы, формировать умение планировать и распределять работу между участниками творческого проекта, умение свободно сочетать разные способы лепки, аппликации, развивать способности к композиции, направить детей на самостоятельный поиск создания образа, формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
-Лепка: младшие «Танк», старшие «Медаль героя»
- Рисование «Салют Победы».
Материалы: младшие: восковые мелки +акварель, старшие: цветной граттаж
-Аппликация: младшие «Гвоздики в подарок ветерану», старшие «Письмо для ветерана»
-Конструирование из разных видов конструктора с обыгрыванием «Военная база»Задачи:Продолжать развивать конструкторские способности, самостоятельность при распределении действий между собой, умение обыгрывать свои постройки. Воспитывать коммуникативные навыки сотрудничества..
-Конструирование из бумаги: младшие «Самолет», старшие «Пилотка».
-Знакомство с художественной литературой: Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги «Твои защитники»). Л. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль»
- Разучивание песни «Бравые солдаты»(слова: Т. Волгиной,
музыка: А. Филиппенко)
-Разучивание стихотворения «Что такое День Победы?» (А. Усачов)
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
-Сюжетно ролевые игры «Танкисты», «На границе», «Моряки», «Госпиталь», «Защитники крепости» (на прогулке). Задачи: продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.
-Подвижные игры в группе и на прогулке: «Мы ребята смелые», «Меткие стрелки», «Салют», «Самолеты», физкультминутки «Солдаты»
-Загадывание загадок военной тематики
-Просмотр видеофрагмента «Ты всегда рядом» Ксения Симонова (рисование песком)
-Дидактические игры «Чья форма?», «Ордена и медали», «Военная техника», «Страшные – радостные звуки»
- Обсуждение пословиц и поговорок о войне и бойцах
-Режиссерские игры с использованием макетов «На границе», «Парад»
-Раскрашивание раскрасок военной тематики
-Рассматривание альбома «День Победы будем помнить вечно»
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Солдатики» (Л.Яртова)
-Разучивание считалки «Мирная считалочка» (М. Карем)
-Фотосессия «Дети против войны»
Индивидуальная работа
-Составление творческих рассказов «Если бы я попал на войну», «На параде»
-Разучивание стихотворений к празднику
-Рисование песком «Самолет», «Танк», «Голубь мира» (с использованием камушек и палочек)
С использованием материала-Монтессори
- выкладывание с помощью Банка золотого материала
-количество дней Вов (1418)
-количество дней Блокады Ленинграда (872)
-вычислить с помощью Банка Золотого материала, сколько лет длилась война
-написать значимые даты на манке или водой на доске
- выложить с помощью подвижного алфавита слова война, мир, хлеб, блокада, солдат, победа и т. д.
- взвесить норму хлеба в блокадном Ленинграде
Работа с родителями
-Консультация «Знакомьте детей с героическим прошлым России»
-Совместное рисование с родителями «Мы бравые солдаты!»
-Выставка детской литературы о Великой Отечественной войне
Деятельность в Музее Победы детского сада
1) Игровые действия в землянке (одеть костюм солдата, поесть из солдатской посуды времен Вов; одеть костюм медсестры – обработать рану, перебинтовать раненого, побыть разведчиком – изучить карту, сложить документы в портфель, посмотреть в бинокль, поговорить по рации)
2) Дидактическая игра «Элементы солдатской одежды»
3) Сложить фронтовое письмо-треугольник
4) Раскрашивание раскрасок военной тематики
5) Рисование военной техники с опорой на поэтапный рисунок
6) Чистка солдатских сапог, бляхи на ремне (на основе материала-Монтессори)
7) Взвесить на весах норму хлеба в блокадном Ленинграде
8) Просмотр на экране фрагментов боя, парада Победы
9) Слушание песен на патефоне
10) Слушание песен о войне и времен ВОв, а также современных песен о войне в исполнении детей
11) Чтение стихов о войне
12) Проложить путь (железную дорогу от Ленинграда до Череповца) на магнитной карте
13) Возложение цветов к вечному огню
14) Рассматривание военных плакатов, чтение надписей
15) Рассматривание «Книги памяти»
16) Рассматривание орденов и медалей
III) Заключительный
1) Оформление выставки рисунков и поделок «День Победы будем помнить вечно»
2) Праздник «Что такое День Победы? Это значит – нет войны» (А. Усачев)
Звучит голос Левитана, оповещающий о начале войны.
Ведущий: Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем, играем, поем.
И красавицу осень встречаем,
И нарядную елочку ждем.
Но есть праздник один – самый главный.
И его нам приносит весна.
День победы – торжественный, славный,
Отмечает его вся страна.
(«Главный праздник» М.В.Сидоров)
Музыкальное слайд-шоу с использованием детских рисунков, нарисованных в ходе проекта, фотографий войны и портретов ветеранов из «Книги памяти» под музыкальную композицию «Я ангелом летал» (Н. Дмитриев)
Инсценировка:
Связист (в наушниках):
С утра до ночи телеграммы,
Сплошные точки и тире.
Передавали шифрограммы.
Ведь на войне, как на войне!
Медсестра:
Не были страшны нам пули,
Не пугал нас автомат,
Если знали, что на поле
Раненый лежит солдат.
Моряк:
Морские границы охранять
Доверила Родина нам.
Врага ни на милю не подпускать
Ни к суше, ни к кораблям!
Летчик:
Готов к полету экипаж,
Мотор уже ревет.
Получен боевой приказ,
Команды ждет пилот.
Автоматчик:
Каждый раз, из боя в бой
Брал с собой солдат
Надежный помощник свой –
Тяжелый стальной автомат.
Ведущий: Вот так день за днем мы приближались к победе!
Выступление семьи Фёдоровых «Спасибо деду за Победу»
Минута Памяти
Песня «Бравые солдаты» (слова: Т. Волгиной,
музыка: А. Филиппенко)
Конкурс «Донесение»
Играют две команды. У каждой команды важный пакет, его надо доставить в штаб (ведущему). По сигналу дети преодолевают препятствия: пробежать по мосту, перепрыгнуть через ров, подлезть под проволоку, пройти через болото и т.д. Последний в команде отдает пакет. Ведущий принимает пакеты, говорит о том , что ребята ловкие, смелые, быстрые.
Выступление участников XII Таисиевских чтений Туркиной Ксении и Лукина Тимофея со стихотворением «Почтальонка» Т.Черновская (под музыкальное слайд-шоу)
Ребенок: Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Совместное творчество детей и родителей «Мобиль «МИР» из ладошек»
Слайд шоу с использованием ярких, радостных детских рисунков под музыкальную композицию Open Kids – «Мир без войны» (и Дети земли)
Запуск белых воздушных шаров в память о погибших во время ВОв
IV) Контрольный Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата рефлексия
Приложение 1
Физминутка «Как солдаты»
Встали ровненько, ребята!
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
Заниматься сейчас нужно.
Мирная считалка
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий!
Медь, железо, алюминий!
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки, города!
Труд, веселье, сладкий сон!
А война пусть выйдет вон!
М. Карем
Подвижные игры
«Мы ребята смелые»
Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске.
Развивать умение согласовывать движения со словами, ползти друг за другом не толкаясь.
Формирование навыки безопасного поведения в подвижной игре.
Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.
Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.
Описание. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков.
Мы ребята смелые,
Ловкие, умелые.
Проползем здесь и там – по дорогам (в прямом направлении)
По мостам (по доске)
Влезем на гору высоко (по наклонной доске)
Видно нам с нее далёко.
А потом найдем дорожку
И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).
«Меткие стрелки»
Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель.
Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Оборудование: мячи по количеству детей.
Описание. Детям раздают мячи. Воспитатель вместе с детьми произносит:
Крепки руки, меток глаз.
Трудно армии без нас.
В цель мячи кидаем –
Точно попадаем.
«Салют»
Цель. Воспитывать самостоятельность.
Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками.
Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Оборудование: мячи по количеству детей.
Описание. Детям раздают мячи разных цветов. Воспитатель вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе – праздничный салют!
Самолеты
Описание: Дети - летчики стоят за линией, нарисованной на земле. На слова воспитателя: "Самолеты полетели" дети отводят руки в стороны и бегают в разных направлениях. На слова: "Самолеты присели" дети приседают, руки опускают вниз. На слова "Самолеты на места!" дети возвращаются за линию и стоят ровно. Выигрывает тот, кто первый прибежал на свое место.
Приложение 2
Загадки
Ползет черепаха, стальная рубаха,
Враг в овраге, а она, где враг.
Не знает ни горя, ни страха.
Что это за черепаха?
(Танк.)
Словно небывалые чудесные цветы,
Прилетели зонтики с небесной высоты.
(Парашютисты.)
Железная рыба плывет под водой,
Врагу угрожает огнем и бедой.
Железная рыба ныряет до дна.
Родные моря охраняет Она.
(Подводная лодка.)
Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было … (войны).
Приложение 3
Пословицы:
Легко про войну слушать, да тяжело видеть.
На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами.
Русский солдат не знает преград.
Солдатское дело – воевать храбро и умело.
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.
С родной земли умри – не сходи!
Где смелость, там и победа.
Кто дрожит, тот и от врага бежит.
Умелый боец – везде молодец.
Приложение 4
Стихи о почтальонке
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель со стужей
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
(Т. Черновская)
Пусть летит от края и до края
Голубь мира... белое крыло...
Черной силы, тучи разгоняя,
Принесет Надежду и Добро...
Чтоб спокойно улыбались дети,
Чтоб в иконы не летел огонь.
Ты сердца озлобленные эти,
Я прошу, своим крылом затронь...
(А. Март)