Сартова Светлана Валериановна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад № 50 «Солнышко»
Занятие
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе.
Тема: «Друзья для мамонтенка»
Программные задачи.
- Дать детям представление о разнообразии природы, познакомить с древним животным — мамонтом, об их образе жизни и внешнем виде. Расширить представление о диких животных.
- Развивать связную речь, зрительное внимание, логическое мышление, координацию речи с движениями, развить творческое воображение и подражательность. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и её обитателям.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением древних лесов, мамонтов; загадки о диких животных; картинки с изображениями диких животных, песня «Улыбка», материал для изобразительной деятельности (Фломастеры, лист бумаги), материал для экспериментирования.
Ход. Организационный момент.
Ребята! Какой чудесный день
Какой чудесный день
Какой чудесный я
И все мои друзья!
Ребята, давайте, поздороваемся дружно.
В: - Здравствуй, солнце золотое!
Д (показывают солнце)
В: - Здравствуй, небо голубое! ( Показывают небо)
- Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают ветерок)
- Здравствуй, маленький дубок! ( Показывают дубок)
- Здравствуй, Утро! ( Жест вправо)
- Здравствуй, День! ( Жест влево).
Нам здороваться не лень ( Разводят обе руки в стороны).
А теперь улыбнемся друг другу.
В: А теперь внимательно послушайте одну историю.
Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. Раньше здесь росли другие деревья, обитали другие животные. (показ иллюстраций).
Какие? (динозавры, мамонты)
В: - А на кого похожи мамонты?
Д: - На слона.
В: Действительно, они похожи на слона.
- А почему вы так думаете? ( ответы детей)
В: А чем мамонт не похож на слона?
Ответы детей ( тело мамонта покрыто длинной шерстью. На затылке у мамонта большой горб, а уши маленькие).
И вот среди снегов и льдов проснулся мамонтенок:
В: Ветер зовет за собой облака...вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга не встретил пока, жаль, жаль, жаль.
М: Ребята, мне грустно и одиноко!
В: Как вы думаете, почему мамонтенку так грустно и одиноко? ( Ответы детей)
В: А как мы можем помочь? (ответы детей)
В: Давайте познакомим мамонтенка с животными.
На доске картинки с изображениями диких животных.
Игра «Угадай-ка»
Дети рассказывают о каком-нибудь животном, не называя его, в конце угадывают кто это и показывают на доске нужную картинку с изображением животного ( лиса, заяц, медведь, волк, ёж, белка).
Физкультминутка
Вокруг себя покружитесь и в зверят превратитесь!
Как-то утром по лесу, шагали дружно звери. ( дети идут друг за другом по кругу).
За мамой лосихой топал: кто?
Д: лосенок ( идут громко топая)
За мамой лисицей крался: кто?
Д: лисенок ( на носочках)
За мамой ежихой катился: кто?
Д: ежонок ( приседают, медленно двигаются вперед).
За мамой медведицей шел: кто?
Д: медвежонок ( идут вперевалочку)
За мамой зайчихой скачут: кто?
Д: зайчата ( скачут на выпрямленных ногах)
Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках)
И мамы и детки дружно живут ( лицом в круг, поднимают дружно руки).
Вокруг себя покружись и в ребяток превратись!
Игра «Четвертый лишний»
Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность.
- Волк, лиса, лось, ежонок. ( Ежонок — детеныш, все остальные взрослые животные).
- Медведь, волк, лиса, заяц ( Медведь впадет в спячку).
- Волк, лиса, еж, заяц ( Заяц — травоядное животное, остальные хищники).
- Кошка, медведь, заяц, белка ( Кошка — домашнее животное, все остальные дикие).
- Сова, дятел, белка, синица ( белка — зверь, остальные птицы).
Опыт «Лед-твердая вода».
В: Ребята, вспомните и скажите, где проснулся мамонтенок? (среди снегов и льдов)
А лед какой теплый или холодный?
Из чего образовался лед? (ответы детей)
В: А если взять лед в руку, это что с ним произойдет? (ответы детей)
В: почему?
Д: Потому что рука теплая, а лед холодный
В: Вывод: лед-тоже вода. Как вы думаете вода имеет форму? (нет)
А имеет ли форму лед? (ответы детей)
В: У каждого из нас разные кусочки льда и по форме, и по размеру Давайте разложим их в разные емкости. (Дети раскладывают кусочки льда в емкости (стакан, миску, на блюдце).
В: Меняет ли форму лед? (ответы детей: нет)
Как вы его раскладывали? (брали рукой)
Вывод: Лед не меняет своей формы, куда бы его не положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место.
Что такое лед? (Ответы детей. Лед — это твердая вода).
Как дружно вы поработали
Давайте дружить! А для того, чтобы дружить, что мы должны сделать? Конечно улыбнуться! Ведь дружба начинается с улыбки.
А теперь давайте нарисуем наши улыбки и подарим их друг другу и мамонтенку. (звучит музыка Шаинского «Улыбка»).
Итог. Мамонтенок благодарит детей за то, что они познакомили его с замечательными животными.
- Что еще вам запомнилось?
- А кто сегодня был самым активным?
- Чьи ответы вам понравились?
- А кому понравились свои ответы и почему?..