Гареева Ира Рифгатовна,
воспитатель,
МБДОУ № 28 «Веселинка»,
г.Норильск
Использование нетрадиционных техник
в изобразительной деятельности
с детьми раннего возраста
Я работаю с детьми раннего возраста. Как известно, развитие мелкой моторики влияет на речь малыша. Поэтому мы на занятиях используем мозаику, шнуровку, пазлы, пирамидки, много рисуем, лепим. Особенно малыши любят рисовать. Рисование – вид изобразительной деятельности, в которой ребёнок учится различными материалами и приёмами, разными изобразительными средствами изображать окружающий мир, выражать своё отношение к нему. Это очень увлекательное и занимательное занятие. Детки с удовольствием шлепают ладошками по бумаге; изображают дождик пальчиками или ватными палочками; рисуют на песке. Я хочу предложить несколько интересных конспектов занятий с использованием различных нетрадиционных художественных техник рисования, с которыми справятся даже полуторагодовалые малыши.
Думаю, многим это будет интересно! Буду рада вашим советам и предложениям. Желаю творческих успехов!
Конспекты занятий
по рисованию
для детей раннего возраста
«Мой любимый дождик»
(рисование пальчиками)
Цель: Познакомить детей с техникой рисования пальчиками, показать приемы рисования точек.
Демонстрационный материал. Зонт.
Раздаточный материал. Белый или серый альбомный лист с нарисованными на нем тучками и маленьким грибом; большой гриб, вырезанный из цветной бумаги; синяя гуашь, разведенная водой; клей ПВА, кисточка для клея, тряпочка.
Ход занятия:
Заранее познакомить малышей со сказкой В. Сутеева «Под грибом».
В начале занятия поиграть с ребятами в игру «Солнышко и дождик». На слова: «Дождик!», воспитатель раскрывает зонтик — дети бегут к ней и прячутся под зонтик. На слова: «Солнышко!», воспитатель закрываете зонт — дети «гуляют». По команде: «Дождик!» ребята снова бегут под зонт. Для безопасности зонт можно заменить самодельным домиком, в котором малыши будут прятаться «от дождя».
Затем прочитать детям потешку:
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Лучше капай на грибы,
Чтобы выросли они!
Положить перед каждым ребенком белый или серый альбомный лист с нарисованными на нем тучками и маленьким грибом и спросить детей: «Помните сказку про муравья? Вот таким крохотным грибочек был сначала. А потом каким он стал? Правильно, большим... Как вы думаете, почему грибочек так быстро вырос? Верно, потому что дождь прошел. Давайте нарисуем дождик, чтобы и наш грибочек вырос поскорее».
Предложить детям нарисовать дождик пальчиками. Показать, как нужно опускать кончик указательного пальчика в гуашь. Следить за тем, чтобы дети не глубоко опускали пальчики в краску. В случае необходимости взять руку ребенка в свою и нарисовать вместе несколько точек.
Показать детям, как снова набрать краску. Сказать ребятам: «Под дождем наш грибок рос-рос, рос-рос и вырос! Такой большой стал — всем места хватило: и Муравью, и Бабочке, и Мышке, и Воробью, и Зайцу!»
Взять большой гриб, вырезанный из цветной бумаги, и приклеить его на маленький грибочек.
«Яйцо»
(рисование оттисков печатками из картофеля)
Цель: Закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей показывать, как дед и баба плачут, как они пытаются разбить яйцо. Эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь и мышление.
Демонстрационный материал. Фигурки героев сказки «Курочка Ряба»: дед, баба, курочка, мышка; белое и желтое яйца (капсулы киндер-сюрприза), ложка.
Раздаточный материал. Печатки из картофеля в виде овалов и треугольников; вырезанное из картона яйцо, баночки с разноцветной гуашью, мисочка с водой, тряпочка.
Ход занятия:
Покажите детям кукольный спектакль по сказке «Курочка Ряба». Пусть малыши по возможности помогают вам: показывают, как дед и баба плачут, как они пытаются разбить яйцо. Чтобы показать, как мышка «разбила» яйцо, бросьте желтую капсулу киндер-сюрприза на пол, предварительно приоткрыв ее. Потом пусть курочка снесет простое яйцо (белую капсулу киндер-сюрприза).
По окончании спектакля предложите детям сделать красивые яйца для бабы и деда. Раздайте ребятам заготовки — вырезанные из картона яйца. Напомните, как нужно держать печатки из картофеля, опускать кончик в краску и ставить «печать» на заготовке. Для того чтобы поменять цвет, нужно промыть печатку в мисочке с водой.
Покажите изготовленные детьми яйца героям сказки.
«Окошки в теремке»
(рисование отпечатков поролоновым тампоном)
Цель. Учить детей ставить отпечатки поролоновым тампоном. Развивать память и мышление.
Демонстрационный материал. Игрушки - герои сказки «Теремок» (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), теремок.
Раздаточный материал. Поролоновый тампон прямоугольной формы; вырезанный из картона дом без окон; гуашь любого цвета, разбавленная водой; тряпочка.
Ход занятия:
Показать детям кукольный спектакль по русской народной сказке «Теремок». Если малыши хорошо знают эту сказку, дать им возможность помогать педагогу: подавать нужного героя, подсказывать слова.
Когда по ходу сказки медведь «сломает» теремок, предложить детям сделать новый теремок и расселить в нем зверей. Положить перед каждым ребенком вырезанный из картона дом без окон. Показать детям, как нужно тремя пальцами держать за кончик поролона и опускать другой его кончик в гуашь.
Если у ребенка это не получается, взять его руку в свою и вместе начать ставить «отпечатки» квадратиков поролоном. Затем дать ему возможность самостоятельно доделать окна.
Сказать: «Вот какие славные получились у нас теремки! А сколько в них окошек! Как вы думаете, за каким окошком живет мышка? А лягушка? Всем места хватило и еще осталось.
Свитер для моих друзей»
(рисование пальчиками)
Цель. Знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
Демонстрационный материал. Две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.
Ход занятия:
Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходят мальчик и девочка. Они рассказывают о том, что в магазине одежды продаются свитера совсем неинтересные, без рисунка, а им бы хотелось носить яркие, разноцветные.
Педагог предлагает детям помочь мальчику и девочке украсить свитера для друзей. Показывает на двух – трёх образцах возможные чередования цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.
В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклами. Мальчик и девочка благодарят за красивые свитера.