E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Нажмутдинова Надежда Зуфаровна, воспитатель

Нажмутдинова Надежда Зуфаровна,

 воспитатель,

 МБДОУ детский сад № 22 «Светлячок»,

 Челябинская область, город Верхний Уфалей

Индивидуальные формы работы с родителями

по приобщению детей к литературному чтению

   Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.

    Выделение художественной литературы как средства всестороннего  воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных стандартов. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

   Происходящие в обществе перемены затрагивают многие стороны нашей жизни. Сейчас  широко и повсеместно обсуждаются проблемы воспитания и образования подрастающего поколения, начиная с раннего детства. И особая роль отводится воспитанию детей, именно, в тесном контакте с семьей. Педагог должен найти такие способы. Чтобы заинтересовать родителей работой в детском саду, показать, что детский сад может сделать для  их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. И одной из форм работы с родителями является индивидуальная работа в совместной деятельности.

            Мы знаем, что человеку нравится делать только то, что ему интересно, в чем он заинтересован. И поэтому воспитатель должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Воспитатель должен понять, как ему    взаимодействовать с отдельно взятой семьёй и используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разные способы вовлечения в работу большей части семей.

    Почему я стала работать именно по этой проблеме? Я видела, что многие  дети моей группы не проявляли особого интереса к чтению. А зная важность художественной литературы в развитии личности ребенка, я активизировала данную работу в группе, но желаемых результатов не получила, поэтому решила привлечь родителей.

          Провела анкетирование родителей и собеседование с родителями и детьми.

Вот некоторые результаты анкетирования.

Есть ли у вас дома детские книги:

88% - да, 12% - нет

Часто ли вы читаете дома своему ребенку детские книги?

76% - когда попросит ребенок

24% - каждый вечер перед сном.

Есть ли интерес к чтению книг у вашего ребенка?

53% - да, 47% - нет

Результаты опроса детей.

Только 23% детей смогли назвать книгу, которую ему читали родители.

   Родители по- разному реагировали на данную проблему: кто-то соглашался с моими доводами, кто-то не видел в приведенных данных никакой проблемы, кто-то хотел бы решить данную проблему, но не знал как. Именно поэтому составила план индивидуальной работы с родителями с учетом индивидуальных особенностей каждой семьи и на основе данных анкетирования. Опиралась на данные анкетирования о том, чем родители конкретной семьи могут помочь в приобщении детей к литературному чтению.

   Родителям, которые  каждый день дома читают детям книги,  предложила  принести любимую детскую книгу и прочитать детям в группе. Книги были разными, но все красочно иллюстрированные и необычного исполнения.  В глазах детей загорались искорки интереса, всем хотелось узнать,  о чем же в ней написано. К тому же родители приходили не только с книгой, но и приносили детям какие-то подарки (раскраски, книжки-малышки и др.). Детям это очень нравилось.

  С родителями, которые с детских лет приучают детей к бережному отношению к книге, и если нужно ремонтируют ее вместе с детьми, организовали работу по починке книг, где дети не только смотрели, как можно починить книгу, но и сами были активными помощниками.

  Родителям, которые  дома часто показывают детям кукольный театр по прочитанным сказка, предложила прочитать дома новую сказку и показать вместе с ребенком настольный театр по этой сказке в детском саду. После такого просмотра многие дети,  приходя в детский сад,  рассказывали, что они дома  вместе с мамой или старшей сестренкой тоже показывали свой театр.

 Некоторые родители рассказали о том, что их дети любят отгадывать загадки по прочитанным произведениям.   Вместе с ними подготовили и провели  в группе  развлечение «Сундучок загадок». Как радовались малыши, когда отгадывали загадку!

   В беседе с одной из мам детей,  я узнала о том,   что ее дочь очень любит книги о животных и предложила принести книги для просмотра и чтения детям группы. Мы вместе оформили выставку книг о животных,  и в совместной деятельности с детьми рассмотрели яркие иллюстрации, а так же  прочитали некоторые произведения с учетом возраста детей и их желаний.

   В группе есть девочка, которая отличается любознательностью и интересом к книгам. Ее родители уделяют общению с дочерью и чтению художественной литературы очень большое внимание  с самого раннего детства. Посетила семью с целью ознакомления с опытом семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе и распространению опыта среди других родителей.

   Мама одного ребенка рассказала о том, что их ребенок растет вместе с книгой. Нет ни одного дня, чтобы они не читали ему книги, когда он у бабушки – ему читает бабушка. Предложила маме поделиться опытом через создание фотогазеты «Книга – друг моего ребенка». Когда дети и родители рассматривали фотогазету – они видели, что книга всегда может быть рядом с ребенком – нужно просто этого захотеть.

   Некоторые родители в анкетах указали, что вместе с детьми делают дома книжки – малышки и принесли их нам в группу в нашу библиотеку.

 Некоторые дети часто приносили рисунки, которые они рисовали дома совместно  с родителями. Предложила родителям оформить выставку совместных работ с детьми по прочитанным дома с детьми книгам.

   Родители одного ребенка не видели его интереса  к книгам, поэтому не придавали особой значимости книгам и заменяли их мультфильмами. Другие родители хотели бы развить интерес ребенка к чтению, но  не знали, как это сделать. Поэтому для них провела консультацию по теме «Роль литературы в развитии личности ребенка» и раздала им памятки «Как приобщить ребенка к книге».  А также дала им несколько примеров из опыта других родителей. Так как наши дети ещё не умеют читать, очень важны совместные чтения дома. Совместное чтение—это процесс, когда мама, папа или бабушка принадлежат только ребенку. Ребёнок слушает родной голос, прижимаясь к родному плечу, рассматривает красивые картинки, рисует в воображении сцены из книг.

   Одна из родительниц предложила интересный вариант. Их семья выписывает детский журнал «Путешествие в сказку», где есть произведения,  в которых есть многоточия и во время чтения вместо многоточия можно вставлять любое имя главного героя. Например, имя вашего ребенка. Ребенку очень нравится и он с нетерпением ждет каждый новый номер журнала.

   В группе были дети, которые неаккуратно обращались с книгами. В детском саду провела с детьми беседу, а родителям этих детей предложила вместе с ребенком сделать закладки для книг и с этого начать воспитание у ребенка бережного отношения к книге дома. Родители заинтересовались и сделали разнообразные закладки, которые подарили детям нашей группы.

   В  одной из семей   сложилась очень трудная жизненная ситуация и не хватает средств для покупки детских книг. У меня дома были детские книги, которые остались от моих детей,  и которыми они уже не пользовались.  Я собрала небольшую подборку детских книг, обратилась к родителям с просьбой о помощи  данной семье,  все вместе мы собрали небольшую библиотечку и подарили ее ребенку.

   Некоторые родители предложили организовать в группе библиотеку, чтобы родители могли брать книги домой и читать их детям. Так в группе была оформлена библиотека.

   В детском саду мы  работаем по тематическим неделям.  На каждой неделе я подбирала для родителей  те художественные произведения, которые их ребенок  сможет воспринять с учетом возрастных возможностей, которые будут активизировать его  психические процессы и пополнят его знания новыми интересными понятиями. А все это будет развивать у ребенка интерес к чтению.

   Родителям, которые уделяют большое внимание приобщению детей к литературному чтению, отправила письма от сказочного героя Буратино со словами благодарности  и медали их детям за любовь к книгам.

Каковы результаты совместной работы с родителями?

У всех детей группы активизировался интерес к чтению художественной литературы.

Активизировалась работа родителей с детьми дома (дети рассказывают о новых книгах, о том, что им родители читают книги, о том, что они вместе с мамой и папой рисуют и лепят сказочных героев и др.).

Совместные мероприятия родителей и воспитателя способствовали сближению и становлению дружеских и партнерских отношений не только родителей и воспитателя, но и между родителями воспитанников группы.

Информация и фотоматериалы  о проведенных родителями мероприятий, способствовали повышению авторитета этих родителей среди других родителей.

Подготовлена презентация о хорошем опыте приобщения детей к литературе в семье, которая будет предложена родителям для ознакомления на родительском собрании.

По итогам проделанной работы всем семьям вручены памятные медали

«Мама, папа, я – читающая семья».

   Многие задачи обучения и воспитания можно решить быстрее в сотрудничестве с родителями, если для каждой семьи подбирать те формы, методы и приемы, которые наиболее для них приемлемы и значимы.

Пусть очаг горит не остывая,

Теплом домашним сердце согревая.

Семью сплотить сумеет мудрость книг,

Чтоб знаний ваших не иссяк родник.

  Наверх