E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Иванова Елена Елисеевна, воспитатель

 Иванова Елена Елисеевна,

воспитатель,

МБДОУ № 459,

г.Челябинск

 

Опыт работы

 «Воспитание  любви

к родному краю у детей дошкольного возраста»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начианается  с малого - любви к своей семье, своему жилищу.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, 

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

 Лихачев Д. С.

Иванова Елена Елисеевна,  воспитатель

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». В словах В.А. Сухомлинского я вижу главную тему работы, над которой необходимо работать педагогическому  коллективу детского сада в воспитании любви к Родине, к родному краю у  детей. Привить любовь к родному краю несомненно поможет его участие в общественном  труде, и активное участие родителей в общественной жизни общества. Педагоги должны как можно раньше помочь детям полюбить свой Край, с первых шагов формировать черты характера, которые помогут ему стать настоящим членом общества; прививать любовь к родному дому, детскому саду, своей улице, городу, краю.

Взрослые могут помочь увидеть красоту родной природы, а это начало любви к Родине. Внимание воспитателей нужно обратить на содержание деятельности детей,формировать у него начальное чувство Родины правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Вначале ребенок видит своих близких, семью,со своими традициями. В дальнейшем перед ребенком раскрывается мир родного края и в этом ему помогают детский сад и школа. Важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, так как именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Показывая ребенку  национальный быт, речь, песни,мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни, и таким образом, формируется любовь к родному краю и родной стране...

Иванова Елена Елисеевна,  воспитатель

  Цель моего опыта  работы –  воспитание   духовно-нравственной  личности, достойных граждан России, любящих свой край.

       Для выполнения этой цели, были поставлены следующие задачи: 

Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, любви к близким.

Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине можно приобщая детей к культуре и традициям народов, толерантного отношения к ним.

Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей любви к родному краю может быть представлена через темы проектов:

 •    семья

 •    детский сад

 •    родная улица

 •    родной город

  • страна, символика
  • растения Урала
  • животные и птицы Урала
  • реки и озера Южного Урала
  • заповедные места нашего края
  • Красная книга Челябинской области
  • культура и быт народов, населяющих Урал
  • Береги свой край родной

Принципы работы по патриотическому воспитанию:

  •  Отбор знаний с учетом возраста ребенка.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Сочетание достоверности и доступности исторического материала.
  • Наглядность.
  • Сочетать разные виды деятельности, характерные возрасту, распределяя интеллектуальные, эмоциональные и двигательные нагрузки.
  • Профессиональная компетентность педагога.
  • Систематичность и последовательность.
  • Принцип системно- организованного подхода, совместная работа всех специалистов.
  • Принцип учета региональных условий в пропаганде идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю
  • Принцип от близкого к далекому

Из года в год, дети углубляют и расширяют свои познания, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам.

Формы работы с детьми:

  • игры
  • беседы
  • викторины
  • наблюдения
  • экспериментальная деятельность
  • поисково-исследовательская деятельность
  • посещение школьного музея при МОУ СОШ №41
  • изготовление макетов
  • издательство газет и альбомов
  • фотовыставки, гербарии, коллекции
  • создание лабораторий
  • чтение художественной литературы
  • сочинение сказок

Для учета возрастных особенностей детей необходимо широко применять игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Книжный магазин" ребенку предлагается определить названия произведений уральских писателей. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по реке Миасс, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая  должна подкрепляться различными играми,изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическим рисованием. Итогом работы может стать семейный праздник, развлечение, на котором подводятся итоги работы над данной темой.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается в изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие чувство любви к своему родному городу, родной природе помогают им создать выразительные образы, которые основаны на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что у дошкольников наглядно-образное мышление. Отсюда следует что необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и  наглядные материалы (коллекция камней, выставка предметов народного промысла и т.д.). Через наглядность проще познакомить детей с народными промыслами, со старинными предметами быта. В этом нам помогают посещения музеев. Только здесь ребенок может прикоснуться к истории быта родного края. Немало важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Узнавая историю своей семьи,  ребенок испытывает сильные эмоции,  сопереживает, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эти слова А.С. Макаренко нужно взять за основу при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

К сожалению в наше время эта работа особенно трудна и требует большого такта и терпения, так как во многих молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

В настоящее время у людей наблюдается интерес к истории своей семьи, к исследованию корней  своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной, составление гениалогического дерева поможет детям осмыслить важные постулаты:

корни каждого человека — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Можно посоветовать родителям совершить экскурсии по району, городу, посетить отдельные предприятия и учреждения района и т.д. А итоги таких экскурсий можно выразить в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Так же интересно провести "мини-исследование", выбрав и определив заранее тему исследования, например, исследование истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Взаимодействуя с родителями, мы используем традиционные и нетрадиционные формы работы:

  • Консультации
  • беседы
  • Круглые столы
  • информирование родителей через интернетсайты, стенды, папки-передвижки
  • участие в конкурсах поделок, макетов
  • изучение истории семьи
  • составление древа семьи
  • совместные экскурсии
  • совместные праздники, развлечения
  • презентация семейных альбомов
  • Педагогическая гостинная
  • Встречи с интересными людьми
  • День открытых дверей

       В этой работе важно наладить контакт с родителями, заинтересовать их. Активное участие родителей – это залог успеха всей нашей работы.

Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить гулять по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Но не возможно достичь каких-либо результатов, если воспитатель сам не будет любить и восхищаться своей страной, своим народом, своим городом, своим краем. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

       Сегодня с уверенностью можно сказать, что мы смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордость, что они живут в таком прекрасном крае как Урал!

       Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

           “Ты вспоминаешь не страну большую,

 которую изъездил и узнал.

           Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

 

  Наверх