Ковалева М.П., Комарова Е.В., Тяпушина О.Н.,
воспитатели,
МАДОУ «Детский сад № 109»,
г. Череповец
Проектная деятельность в группах Монтессори
Расскажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и, может быть, я запомню,
Но вовлеки меня - и я пойму.
(Китайская пословица)
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями..
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
-в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
-обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
-развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательных и творческих способностей, является метод проектной деятельности.
Метод проектной деятельности мы использовали в работе разновозрастной группы от 3 до 7 лет, работающей по системе М. Монтессори. Мы считаем необходимым предоставлять каждому ребенку свободу выбора в реализации проекта, использовать индивидуальный подход, отталкиваться от интересов и способностей детей.
Мы видим следующие педагогические задачи в проектной деятельности:
-развитие индивидуальности ребенка
-сохранение самобытности детского коллектива при взаимодействии и взаимодействии взрослой и детской субкультур
-установление взаимодействия ребенка с предметным миром и социумом
-помощь в самоорганизации личности
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий. Который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит в несколько этапов:
-постановка проблемы, формулировка задач
-поиск форм и способов решения проблемы
-определение направлений поисковой и практической деятельности
-организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности
-работа над частями проекта, коррекция
-коллективная реализация проекта, его демонстрация
Тематика и содержание проектов, реализуемых в нашей группе разнообразна:
Уточнить и обогатить представления детей о детском саде помог проект
«Мой детский сад»
Цель проекта «Мой дом. Моя семья» -формировать осознанное понимание, значимости в жизни ребенка семьи; развивать социальные и коммуникативные навыки детей.
Расширить представления детей об осени, как времени года, способствовать формированию у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе помог проект «Осень, осень в гости просим»
А проект «Пернатые друзья» помог расширить знания детей о птицах, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Проект «Моя Родина – Россия»способствовал развитию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Проект «Воздух, огонь, земля и вода – четыре стихии волнуют меня»помог понять значение каждой стихии для жизни человека, способствовал формированию представлений, знаний о неживой природе.
Краткосрочный проект «Коляда, Коляда, накануне Рождества»познакомил детей с традициями и обычаями Рождественских колядок.
«Путешествие в Италию» способствовало формированию представлений детей об обычаях и традициях Италии – Родины педагогики М. Монтессори;
Целью «Путешествие к Радуге» было усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета.
На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; познакомить их с внешним и внутренним строением человеческого организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома помог проект«Я – ЧЕЛОВЕК»
В ходе «Путешествие в Древний мир»дети узнали о развитии жизни на земле.
Результаты работы по проектной деятельности показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое мнение. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В работе с родителями расширялись и активизировались различные способы общения с семьей по вопросам развития детей; повысилась заинтересованность родителей к проблеме познавательного развития ребенка.