Степанова Людмила Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ «ДС «Берёзка»,
п. Пурпе, Пуровский р-н
Календарно-тематическое планирование
дидактических игр по окружающему миру (дети 5-6 лет)
Сентябрь:
«Не ошибись».
Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они, описать листья, их форму. Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.
«Похож - не похож».
Цель: Развивать воображение детей.
Ход игры: Детям представлены иллюстрации (тени) овощей и фруктов. Дети рассматривают и говорят название.
«Вершки – корешки».
Цель: Составить целое из частей.
Ход игры: Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.) другой – вершки - ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три –свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.
«Загадай, мы отгадаем»
Цель: учить детей описывать предметы и находить их по описанию.
Ход игры:
- А теперь вы сами будете составлять загадки (описание) о растениях и будете их отгадывать.
Дети поочереди описывают растения, составляют загадки, и отгадывают их.
«Магазин Семена».
Цель: Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь, огурец, помидор, капуста и др.). Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью».) дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы-цветоводы.
Ход игры: Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов и покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них – цветоводы, остальные –овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение. Которое из них вырастет, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать её покупателю.
«Отгадай, что за расение?»
Цель: учить описывать растение и узнавать его по описанию.
Ход игры:
Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они, описать листья, их форму. Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.
Октябрь
Магазин «Овощи-фрукты»
Цель: учить детей называть признаки предмета, находить его по этим признакам; группировать овощи и фрукты по способам использования.
Ход игры:
- Ребята, осенью люди собрали урожай овощей и фруктов. И они
уже поступили в магазин «Овощи-фрукты». Хотели бы вы посетить такой
магазин?
Вместе с детьми воспитатель распределяет роли: шофера, директора магазина, продавцов, покупателей. Шоферы привозят продукты из овощехранилища. Директор готовит магазин к работе, распределяет привезенные продукты по отделам: овощному, фруктовому. Покупатели описывают покупку: говорят, что хотят купить, называют место произрастания того, что выбрали: подбирают и описывают все продукты, необходимые для приготовления какого-нибудь блюда (борща, супа, компота и т. д.). Продавец находит товар, называет покупку и отдел, получает «деньги», выдает покупку.
«Детки на ветке».
Цель: Активизировать в речи детей названия растений и их плодов, расширять словарный запас, побуждать отвечать распространенными предложениями.
«Что где растет?»
Цель: закрепить знания детей о месте произрастания растений
Ход игры:
- Дети, вы летом ходили на поле, луг, в сад, огород? Сейчас мы с вами поиграем в игру и вспомним, что где растет. ( Дети соревнуются, кто скорее отберет карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород, луг).
«Какое время года?»
Цель: учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание.
Ход игры:
Педагог читает стихи и загадки о временах года, дети определяют, о каком времени года идет речь. Воспитатель поощряет детей за правильный ответ.
«Летает, не летает»
Цель: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Ход игры:
Воспитатель спрашивает у детей: кто и что летает, кроме птиц?
- Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы и спрашивать:
«Летает?». Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимаете руки. Если назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Игра началась! Голубь летает? Самолет летает? Дом летает? и т. д. Молодцы! Вы были внимательны. И за это угощу вас чем-то вкусненьким.
«Кто где зимует?»
Цель: Уточнить знания детей о том, кто где зимует.
Ход игры:
Стук в дверь. Воспитатель открывает. В гости прилетает Каркуша и сказывает детям интересную историю, которую ей довелось услышать.
Собрались насекомые на лесной полянке, стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит.
Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель».
«А я, - сказа! муравей, -...». «А мы...», - зажужжат пчелы, жуки.
«А я, - зашуршала гусеница, -...».
- Что сказали насекомые? Где они будут зимовать? (Ответы детей).
Ноябрь
«Найди, что опишу»
Цель: учить находить растение по описанию
Ход игры: Воспитатель предлагаетдетям найти растение, которое он опишет.
Декабрь
«Овощехранилище»
Цель: учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят, консервируют).
Ход игры:
В ряд стоят три стола: на одном - овощи и фрукты, приготовленные к
отправке в овощехранилище, на двух других - приемные пункты овоще -
хранилища. Один стол предназначен для приема продуктов в свежем виде (на вывеске овощи, хранящиеся свежими: картофель, свекла, морковь), на другой будут складывать то, что пойдет на засолку (на вывеске - бочка с огурцами.)
Часть детей будет «приемщиками», остальные - «колхозниками». «Колхозники привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения. (Тара для хранения и перевозки овощей: коробки, банки, тележки.)
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились, и наши овощи теперь сохранятся зимой и весной. А овощи, которые не могут храниться в свежем виде, мы отравим на консервный завод. Там их переработают: сварят вкусные компот, сделают соки. Из овощей сделают консервы для супов, салатов.
Фрукты и овощи иногда сушат и используют для приготовления разных блюд.
Магазин «Овощи-фрукты»
Цель: учить детей называть признаки предмета, находить его по этим признакам; группировать овощи и фрукты по способам использования.
Ход игры:
- Ребята, осенью люди собрали урожай овощей и фруктов. И они
уже поступили в магазин «Овощи-фрукты». Хотели бы вы посетить такой
магазин?
Вместе с детьми воспитатель распределяет роли: шофера, директора магазина, продавцов, покупателей. Шоферы привозят продукты из овощехранилища. Директор готовит магазин к работе, распределяет привезенные продукты по отделам: овощному, фруктовому. Покупатели описывают покупку: говорят, что хотят купить, называют место произрастания того, что выбрали: подбирают и описывают все продукты, необходимые для приготовления какого-нибудь блюда (борща, супа, компота и т. д.). Продавец находит товар, называет покупку и отдел, получает «деньги», выдает покупку.
«Что за птица?»
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям угадать, что это за птица (дети могут выучить загадки заранее):
Маленький мальчишка
В сером армячишке
Прыгает, шныряет.
Крошки собирает.
(воробей)
В красной шапке расшитой,
В черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня-красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та!
(дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это - ... (снегири)
На шесте дворец.
Во дворце - певец,
А зовут его... (скворец)
«Ночное путешествие в канун Нового года»
Цель: сообщить детям, что отсчет каждого Нового года начинается с 1 января.
Ход занятия:
- Зимой, дети, не только много интересных забав и развлечений. В это же время года происходит одно чудо. Новый год сменяет старый. Кто из вас знает, в каком месяце это происходит? Какого числа и в какое время? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям попутешествовать. Показывает картину с изображением Спасской башни Кремля.
-А вот мы уже и в Москве, у стен Кремля. Это - Спасская башня. А что наверху? Это часы, чудесные часы. Самые большие часы в мире. Стрелки у них золотые. Они бьют так, что их слышат все люди, если даже они живут очень далеко от Москвы. Бой слышен ночью в 00 часов. Чудесные часы говорят всем людям, что наступила ночь, люди после работы отдыхают. А как вы думаете, когда бой слышен еще? (Ответы детей.) В 6 часов утра часы сообщают нам, что наступило утро. А 31 декабря в 12 часов ночи каждый год часы Спасской башни сообщают нам, что закончился старый год и наступает новый. Люди радуются и поздравляют друг друга. А вы поздравляли кого-нибудь с Новым годом? Какие свои пожелания говорили родным и близким людям в Новый год?
Январь
«Отгадай, что за растение».
Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они, описать листья, их форму. Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.
«Консервный завод».
Цель: Определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.
Ход игры: разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить. Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые-на сок, спелые мягкие – на варенье, спелые плотные – на компоты, остальные-сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют овощи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.
«Кто где живет».
Цель: Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Ход игры: Искать дом после сигнала. Правильно найти дом. Маски лисы, зайцев, белок. Игра проводится во время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас – лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики – под котором могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего – лису, дают ему шапочку – маску лисы, всем остальным детям – шапочки-маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу» Опасность-лиса!» - белочки бегут к древу, зайцы к кустам. Кто неправильно выполнил задание лиса тех ловит.
Февраль.
«Путешествие».
Цель: Найти дорогу по названиям знакомых растений.
Ход игры: направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущими. Им дают задание подобрать новое место для прогулки, наметить в нем путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо назвать 2-3 знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например: « Надо дойти до очень высокой ели, от неё повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам…»
«Необыкновенное путешествие по временам года – круглый год»
Цель: закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «круглый год».
Ход игры:
«Отгадай, сколько шагов (от дерева до дерева)»
Цель: Тренировка в быстром нахождении дерева, умение анализировать, измерять. Развитие глазомера.
Ход игры: Выбирается один водящий, который дает задание – правильно измерить расстояние от одного дерева до другого. Команда детей с помощью шагов должны измерить расстояние.
«Летает – не летает»
Цель: Группировка птиц по строению.
Ход игры: Иллюстрации птиц. Детям необходимо разложить птиц на летающих и не летающих.
«Так бывает или нет».
Цель: Определить степень зрелости овощей и фруктов.
Ход игры: Искать свое место среди детей можно только по сигналу. Овощи и фрукты (4-5 названий) разной степени спелости. Например, помидор – зеленый, начинающий краснеть – бурый и красный. Воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки.
Март
Магазин «Семена».
Цель: Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь, огурец, помидор, капуста и др.). Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью».) дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы-цветоводы.
Ход игры: Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов и покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. Продавцы занимают места за прилавком, в магазин приходят покупатели. Часть из них –цветоводы, остальные –овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение. Которое из них вырастет, называет способ посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать её покупателю.
«Соберемся на прогулку».
Цель: Закрепление знаний о сезонной одежде. Виды одежды.
Ход игры: Работа с иллюстрациями. Классифицировать виды одежды.
«Закончи предложение».
Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях весной.
Ход игры: Воспитатель говорит предложения, относящие к весне. Дети должны закончить предложение. «Небо весной…..» «Солнце ……» «Просыпаются…..»
«В лесу….»
«Природа и человек».
Цель: Установить взаимосвязь между природой и человеком. Закрепить, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Ход игры.
1 вариант
Работа с иллюстрациями. На столе разложены иллюстрации разных предметов. Посмотрите на картинки и скажите, какие предметы похожи на части природы (стрекоза – на самолет.)
2 вариант
Воспитатель спрашивает: «Что сделано человеком?» и передаст одному из играющих какой-либо предмет или бросает мяч. После ответов нескольких детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»
В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы людям лучше жилось. И в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера, реки, охраняют зверей и птиц.
Апрель
«Магазин «Цветы»».
Цель: Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам некоторых из них.
Ход игры: На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понравившееся растение, а только описываю его. Продавец должен узнать и назвать его , а затем выдать покупку.
В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность: есть ли стебелек и какой он (прямо-стоящий, свисающий..), какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность, плотность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения.
«Охотник».
Цель: Формировать представления о диких животных.
Ход игры: Набор иллюстраций дети должны разложить птиц, диких животных, домашних животных.
«Птицы (звери, рыбы)»
Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Птицы, звери, рыбы». Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что это за птица?». Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку с таким же вопросом. Предмет передается но кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (Называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя.)
«Найди дерево по семенам».
Цель: Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Найти целое по части.
Ход игры: Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.
«Птицелов».
Цель: Формировать знания о перелетных и зимующих птицах.
Ход игры: Набор иллюстраций птиц. Воспитатель говорит загадку – дети отгадывают её и соотносят с иллюстрацией.
Май.
«Поможем Незнайке»
Цель: закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев, развивать творчество.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает о Незнайке - веселом, добром мальчике: Незнайке кажется, что он все-все знает. Такой он хвастунишка! Пришел в школу первый раз - в первый класс. Учительница его спросила: «Можешь назвать по порядку дни недели?». Незнайка засмеялся и сказал: «Конечно, моту..» И начал: «Воскресенье - день веселья... Понедельник, а потом среда - но это ерунда... А потом суббота - погулять охота. Вот и все!» Незнайка был доволен ответом. А как вы думаете, ответил он на вопрос учительницы? (Нет!)
- Надо ему помочь. Назовем дни недели по порядку. Начнем с понедельника...
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)