E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Дорожинская Оксана Викторовна, воспитатель

Дорожинская Оксана Викторовна,

 воспитатель,

МБДОУ детского сада № 47 д/с «Гусельки»,

 

г. Сургут, ХМАО-Югра

 

 Статья по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Тема: «Мир вокруг нас»

 

Целью моей работы  является:

- гармоничное всестороннее развитие личности детей,

- развитие познавательной сферы дошкольников средствами исследовательской и экспериментальной деятельности.

 

 Задачи, которые я перед собой ставлю:

Реализация образовательных областей.

Развитие познавательных  процессов дошкольников.

Расширение собственной методологической культуры.

Получив диплом воспитателя, я начала педагогическую деятельность и очень скоро пришла к выводу, что у дошкольника невелика способность долговременно работать. Чтобы ребёнку обучение не стало тяжёлой повинностью, я начала поиск метода, который бы заинтересовал моих воспитанников. Из детской психологии я знала: «Одним из характерных проявлений детской психики является поисковая активность».  Воспитателю нужно лишь правильно организовать исследовательскую деятельность дошкольников, стимулировать их любознательность, стремление к открытиям. Овладение способами и приёмами познавательной деятельности обеспечит в дальнейшем успешное овладение школьной программы.

Экспериментирoвание - oдин из важных видoв пoзнавательнoй деятельнoсти дoшкoльникoв, так как является oсoбoй фoрмoй пoискoвoй деятельнoсти, в кoтoрoй наибoлее яркo выражены и задействoваны все психические прoцессы  развития личнoсти маленькoгo ребенка. В детскoм экспериментирoвании наибoлее выраженнo прoявляется активнoсть детей, направленная на пoлучение нoвых сведений, знаний, прoдуктoв детскoгo твoрчества, развивается эмoциoнальная сфера ребенка, твoрческие спoсoбнoсти, фoрмируются трудoвые навыки, укрепляется здoрoвье за счет пoвышения oбщегo урoвня двигательнoй активнoсти.

В младшей группе детского сада я начинаю работу с наблюдений объектов живой и неживой природы. На протяжении всего учебного года рассматриваем растения,  на прогулке  –  песок, камни, землю, снег, воду, облака, солнце, кошку, собаку, пернатых. Всегда определяю сама живую и неживую природу, не требуя от детей понимания услышанного.

Наблюдая за комнатным растением, показываю, как следует рыхлить землю,  объясняю почему. Каждый ребёнок имеет возможность самостоятельно полить цветок. Рассказываю детям о том, что растение живое, оно способно улавливать звуки и очень не любит шум. В гомоне цветы хуже растут.  Вместе мы рассуждаем о том, что можно сделать, чтобы растению было комфортно жить в нашей группе. Вместе мы рассматриваем окраску и прожилки на листьях. Сравниваем их с венами на руках. Со временем дети научаются самостоятельно наблюдать за растениями и замечать малейшие изменения.

Организую совместные игры, способствующие запоминанию названий растений: «Ботаническое лото», «С какой ветки детки?», «Садовник».

В младшем  возрасте я стала включать в занятия постановку небольших опытов: «Холодные – горячие ладони»,  «Удержи мыльный пузырь», «Смешай краски».

Каждое открытие детей я воспринимаю с удивлением, а иногда и с восхищением. Эмоции стимулируют ребёнка и он старается ещё высказать  какое – либо оригинальное решение проблемы.

В зимний период времени наблюдаем таяние снежинок на ладони и сохранении их на рукавице, делаем совместно вывод, почему так происходит; наблюдаем замерзание воды на лужах. Таким образом, у детей формируется  представление об изменении состояний воды. Подобные опыты вызывают у детей эмоциональный отклик.    

Весной высаживаем цветы на клумбе, наблюдаем рост растений, ухаживаем за ними. Дети с большим удовольствием работают в природе и наблюдают за плодами своего труда. Так к концу младшего возраста дети усваивают взаимосвязь человек – растение.

В средней группе наблюдения в природе продолжаются с усложнениями. Рассматриваем дерево, находим ствол, ветви. Обращаю внимание на кору дерева, рассказываю о её функциональном предназначении. Сравниваем кору с венами человека, отмечаем сходства. Дети делают вывод: «Без коры дерево погибнет. Оно засохнет, потому что прекращается сокодвижение». Детям нравится находить сходства между человеком и растением: крона – волосы, ствол – туловище, корни – ноги. 

Продолжая наблюдать за растениями, совместно с детьми пытались установить взаимосвязь между цветком и водой. В баночку с луковицей  постоянно подливали воду и наблюдали за ростом корней и листьев. В другой баночке находилась луковица без воды, и с ней никаких изменений не происходило. «Почему?» Таким образом, дети самостоятельно сделали вывод, что для роста растению необходима вода. Поразмышляли о том, нужна ли вода человеку… Прослушав мой рассказ « Из чего состоит человек», сделали умозаключение о важности употребления воды людьми.

Наблюдая за солнцем, размышляем о его влиянии на всё живое. Провели эксперимент: поставили один цветок в кладовку, а второй на подоконник. Через некоторое время обнаружили, что на солнечном свете растение было крепким, «сочным», зелёным. Росшее в темноте – было  белёсым, с чрезвычайно длинным стеблем и почти без листьев. Этот цветок  создавал впечатление больного растения. На детей этот опыт оказал большое воздействие. Они устроили целый диспут, отчего так получилось. Я подвела итог:  на человека солнце оказывает такое же воздействие, всё живое тянется к солнечному свету. Мы поменяли цветы местами и через некоторое время результат повторился.

В старших группах, когда у детей был сформирован словарный запас и приобретены определённые знания для понимания природных явлений, количество экспериментов можно значительно увеличить.

Рассказываю о фотосинтезе, размышляем о пользе данного явления природы. Из бесед дети получают знания, на основе которых можно сделать вывод: «Растения дышат». Проводим эксперимент: на лист фикуса крепим плоскостную фигурку.

Решая вопрос, что такое ветер, мы провели несколько экспериментов:

-  создали искусственный ветер при помощи веера

-  устроили «на море» ветер разной силы (в тазу с водой и лодочками)

В процессе опытов у детей развивается мышление, сосредоточенность, внимательность. Формируется грамматический строй речи.

Опытным путём выяснили, что воздух присутствует везде: в земле, сахаре, сухарях, в воде, в меле. Вода вытесняет воздух из предметов. Детям стало понятно, каким образом черви могут жить в земле и некоторые насекомые. Определили свойства воздуха. Установили, что без воздуха не смогут существовать ни люди, ни животные, ни насекомые. Провели опыт с горящей свечой – оказалось, что она не горит, когда её накрываешь  банкой. Проводили эксперименты с деревом и металлом. Нагревали на огне, опускали в воду, пробовали расколоть. Определили  свойства дерева и металла

Сравнивали воду и молоко, находили общие свойства и различия. Наблюдали, как вода принимает формы заполняемых объёмов. Нагревали воду и наблюдали, как она кипит и испаряется. Вместе размышляли, почему так получается. В обсуждении дети принимали непосредственное участие. Предлагаю провести эксперимент: Растворяем соль, сахар в холодной воде, затем в тёплой. Дети отмечают, что в тёплой воде вещества растворяются быстрее.

Рассказывая детям о том, как питается растение минеральными веществами, растворёнными в воде, предложила ребятам скрутить из бинта валик – «стебель растения» и опустить его в подкрашенную воду. В течение дня дети не забывали посмотреть, насколько поднялась вода по «стеблю».

Наблюдая за комнатными растениями, отметили многообразие видов и выяснили различную потребность цветов во влаге, свете, тепле. Экспериментировали: ухаживая за всеми растениями одинаково, некоторые начинали чахнуть, засыхать, гнить. Сделали вывод: растения, как и люди, любят индивидуальный уход.

Очень полюбились детям эксперименты с солнечными лучами. Установили зависимость длины тени от угла падения света. Направляем луч через воду в аквариуме – наблюдали преломление луча света. Рассмотрели спектр радуги.

В зимний период времени ежедневно обращали внимание на термометр, находящийся на улице. Устанавливали взаимосвязь движения столбца ртути от крепости мороза.

Выращивали плесень на кусочке хлеба. Рассматривали грибок через лупу, заметили все подробности: цвет, длину ножки, чёрную головку. Выкладывали хлеб на подоконник со стороны улицы, но плесени на нём не образовалось – хлеб замёрз.

Экспериментирование позволяет упорядочить представления  о разных формах жизни, систематизировать полученные знания об окружающем мире, помогает постичь взаимосвязи явлений природы. Дети не просто  получают готовые знания, но и научаются наблюдать самостоятельно, сравнивать без наводящих вопросов воспитателя, высказывать собственные идеи, предложения.

В групповой комнате мы оформили уголок «Лаборатория». Часто экспериментируем с водой,  деревянными предметами, металлическими. Опустив ложку в прозрачный стакан с водой, дети были несказанно удивлены,  увидев «преломление» предмета. Сравниваем воду с молоком. Отмечаем свойства воды, воздуха. Исследуем мыльные пузыри, удерживая их на шерстяной ткани. Потом сравниваем шерсть с сатином, кримпленом. На прогулке исследуем сухой и влажный песок, брызгаем тёплую воду на снег и наблюдаем образовавшиеся проталинки. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, объяснять.  В младших группах я помогаю детям формулировать фразы, в старших – мы уже общаемся как партнёры

Ценность эксперимента заключается в том, что ребёнок учится определять проблему и самостоятельно выбирать  пути её решения. У детей формируется познавательный интерес, эффективно развиваются мыслительные процессы.

В процессе общения с детьми я неустанно исправляю не правильно произнесённое слово. Сложные слова проговариваем вместе. Часто цитирую высказывание К. Д. Ушинского: «Родное слово является основой всякого умственного развития. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

  Наверх