Савченкова Полина Андреевна,
воспитатель,
МБДОУ № 187,
г. Красноярск
Конспект открытого занятия
Тема: «Богатство нашей планеты Земля» (экспериментирование)
Старшая группа
Цель:
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание:
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно построится в круг.
В: Давайте теперь поздороваемся друг с другом с использованием худ. слова.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
В: Ребята, а как вы думаете, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать)
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию.
Прежде, чем отправится в нашу лабораторию мы с вами поиграем в П/ игру «Пузырь»:
По команде:
- Раздуйся пузырь большой, оставайся такой, да не лопайся! Дети отходят назад, держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет следующую команду.
- Сдуйся пузырь! По этой команде дети сближаются и произносят: - Ш-ш-ш...
Так по нескольку раз пока не прозвучит команда:
- Лопнул пузырь! По этому сигналу малыши опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп!».
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
В: Давайте не надолго отвлечемся и поиграем в игру
П/Игра: «Земля, воздух, вода, огонь»
Дети встают в круг. Ведущий поочередно бросает мяч, говоря: «Вода» («Воздух», «Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животного, который ходит по земле (плавает в воде или летает). При слове «Огонь!» ребенок хлопает в ладоши.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? »
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать) на воображение
Дети рассматривают свои рисунки (воображение)
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов, учились рисовать, используя нетрадиционный прием - кляксография. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.