воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 5 «Ладушки»,
Пермский край, город Соликамск
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе.
Экология.
Тема.Сравнение природных зон Джунглей и Пустынь.
Программное содержание.
1. Продолжать знакомить детей с природными зонами.
2. Учить делать сравнения климатических особенностей.
3. Воспитывать интерес к живой природе.
Материал.Схемы Пустыни и Джунгли, иллюстрации животных, местности, растений.
Ход и методические приёмы.
Воспитатель читает стихотворение.
Солнце – как будто желток на бумаге.
Желтые горы, пески и овраги.
Гордо верблюды идут вдалеке,
Как корабли по песчаной реке.
О чём идёт речь? О какой природной зоне?
Почему пустыню назвали пустыней? (пусто, пустынно)
Но так ли пустынно в пустыне?
Неужели нет ни животных, ни растений?
Дети называют известных им животных пустынь: суслик, верблюд, джейран, варан, черепаха. Выбирают соответствующие картинки, описывают внешний вид животных и особенности которые помогают им выжить в пустыни.
Воспитатель загадывает загадку.
Удивителен на вид –
Весь в шипах,
Но не шипит.
(Кактус)
Рассматривание кактуса, который находится в группе.
Дети вспоминают правила ухода за комнатным растением-кактусом.
Далее воспитатель демонстрирует кактусы растущие в пустыни. Дети находят отличия и сходства комнатных и дикорастущих кактусов.
Как вы думаете, почему у него вместо листьев колючки?
Отсутствие листьев – это приспособление к засушливому климату. Чтобы меньше испарять влаги, кактусы покрылись толстой кожицей. Поверх которой находиться или слой воска, или густо волосяной покров. У кактусов разрастается основание листа, здесь и накапливается сокровище – вода. Растения собирают даже незначительное количество воды, попавшее в почву. Плохо бы было кактусу без колючек! Но зато для животных это прекрасная еда, и питье. Поэтому если кактус есть у вас дома, вы должны помнить что его нельзя заливать водой. Не забывайте где его родина. От большого количества воды растение может погибнуть
Так могут ли растения жить в пустыне? Растут в пустыне не только алоэ, кактус, финики, но и растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? У этих растений длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу 15 этажного дома. То его корни достанут до земли. Зачем растению такие длинные корни? Доставать воду, которая глубоко-глубоко под землей.
Какая природная зона ,уже знакомая вам полностью отличается от пустыни, изобилием растительного и животного мира?
Ответы детей.
- Правильно джунгли.
- Вспомните , какой климат в джунглях (очень жарко, влажно)
- Какие растения там растут?
- Какие животные обитают?
На примере ранее составленных схем Джунгли и Пустыни воспитатель вместе с детьми подводит итог, анализируя климатические условия этих природных зон.
-А где бы вам хотелось побывать?
Ответы детей. Воспитатель поощряет фантазию, творческую активность.