E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Савина Наталья Валентиновна, воспитатель

Савина Наталья Валентиновна,

 воспитатель,

МБДОУ детского сада № 47 д/с «Гусельки»,

г. Сургут, ХМАО-Югра

Познавательно - исследовательская деятельность

Тема: «Пятый океан»

Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)  

Цель: Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов в ходе эксперимента; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.); стимулировать познавательную активность и любознательность детей; активизировать восприятие учебного материала.

Задачи:

1. Познакомить детей с элементарными способами очистки воды в бытовых условиях в процессе эксперимента.

2. Закрепить знания детей о свойствах магнита, материалов рукотворного мира: бумаги, металла, ткани, древесины.

3.Упражнять в умении определять, в каких условиях растет растение, и связать его состояние с наличием необходимых условий.

4. Обобщить знания о свойствах воздуха.

5. Уточнить знания о назначении компаса и умение находить части света по компасу.

6. Развивать познавательную активность, любознательность в процессе экспериментирования.

7. Закреплять умение различать и называть цифры в пределах 9.

8. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

9. Воспитывать бережное отношение к природе, умение в случае необходимости прийти ей на помощь.

10..Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.

11.Учить излагать свои мысли понятно для окружающих.

12.. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

13. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения.

14.Закрепить правила поведения во время проведения эксперимента.

Предварительная работа: проведение опытов на выявление свойств воздуха, магнита, материалов рукотворного мира,  опытов на выявление условий, необходимых растениям для роста и развития; беседы – «Знакомство с компасом», «Магнетизм», «Три состояния вещества», «Вода - кругом вода»; «Как вода приходит к нам в дом», «Как найти невидимку», «Чистая вода – залог здоровья»,  наблюдения, чтение произведений художественной литературы.

Словарная работа: активизировать в речи детей прилагательные, характеризующие свойства воздуха.

Демонстрационный материал:  игрушка -  смешарик Пин; «мастерская Пина»; ширма; конверт с письмом; карточки с заданиями; направляющие стрелки; растение свекла в горшке; пакетики из цветной бумаги, в которых находятся буквы; предметы на «волшебной поляне»: компас,  модели «свет», «тепло», «вода», «почва»; бубен; картина с изображением мастерской Пина; доска с кармашками, на которых цифры от 1 до 9.

Раздаточный материал:  пластмассовые контейнеры с мелкими предметами из разных материалов, в том числе – металлические болты и гайки на каждого ребенка; пластмассовые контейнеры; кусочки бумаги, ткани, древесины, куски металла или предметы из него на каждого ребенка (на «волшебной поляне»); стаканчики с мутной водой (с песком), воронки, стеклянные колбы, вата, бинт марлевый на каждого ребенка; воздушные шары.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята! Сегодня утром, каким-то волшебным образом к нам в группу залетело вот это письмо на воздушном шарике. Что будем делать с этим письмом?

Дети: Прочитаем и узнаем, кто его отправил.

Воспитатель читает текст: «Здравствуйте, ребята!  Пишет вам смешарик Пин. Я слышал, что вы знакомы с океанами, которые омывают сушу. Сколько их? (Четыре.) Назовите, пожалуйста, океаны. (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.)

            Но, я хочу раскрыть вам одну тайну, и познакомить вас с пятым океаном. Я жду вас в своей мастерской. Чтобы попасть ко мне, вы должны выполнить все задания на вашем пути и собрать цветные пакетики. Выполнить задания вам поможет «волшебная поляна» с разными предметами. Чтобы не заблудиться, двигайтесь по стрелкам. Если точно на запад пойдете, то дорогу к первой стрелке найдете».

Воспитатель: Вы согласны отправиться к Пину?

Дети: Да.

Воспитатель: Но, как же нам определить, где Запад? Что делать?

Дети: Нужен компас.

Воспитатель: Кто же нам поможет найти компас?

Дети: «Волшебная поляна».

Воспитатель просит ребенка определить, где Запад, дети находят нужную стрелку и подходят к первому столу, на котором лежит карточка с заданием: «Ко мне недавно приходили Ежик с Совуньей. Пытались, что-то изобрести, но после их ухода все мои болты и гайки смешались со всем, что лежало на полке. Отберите их, пожалуйста, и сложите в контейнер».

Воспитатель: Мы можем быстро отобрать болты и гайки? Что нам нужно поискать на поляне?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Почему магнит?

Дети: Магнит притягивает только железные предметы, а болты и гайки сделаны из железа. С его помощью мы их быстро соберем.

Дети находят на поляне магниты и обирают болты и гайки. Складывают их в контейнер.

Воспитатель: С заданием справились, получайте синий пакетик.

Идем дальше по направлению, указывающему стрелкой. На втором столе карточка с заданием: «Я знаю, что овощи растут летом на огороде, но у моего друга Копатыча продолжает расти в горшке свекла, а сейчас – зима. Объясните, почему?»

Воспитатель: Давайте пойдем к поляне и посмотрим, что же поможет вам объяснить причину роста свеклы зимой.

Дети подходят к поляне, находят там модели и возвращаются к столу.

Дети: Копатыч осенью выкопал свеклу из земли, принес в комнату, поместил ее в горшок. Досыпал хорошей почвы, поставил в теплое, светлое место, поливал, рыхлил почву. У свеклы есть все условия (выставляются модели – свет, тепло, почва, вода), чтобы хорошо себя чувствовать и продолжать расти.

Дети получают зеленый пакетик и подходят к третьему столу.

Воспитатель: «Это задание игровое. Сыграйте в игру «Веселые частички». Кто сходит на поляну и принесет бубен? Ребенок приносит бубен.

- Вы частички из водички – дети, взявшись за руки, бегают по кругу.

- Вы частички из стекла – дети стоят, плотно прижавшись, друг к другу.

- Вы частички из воздуха – не держась за руки, дети свободно бегают по группе.

- Вы частички изо льда – прижимаются друг к другу.

- Вы частички из молока – бегают по кругу.

- Вы частички из дерева – прижимаются друг к другу.

Воспитатель: Почему дети – «частички» из дерева и льда, стекла стояли, плотно прижавшись, друг к другу, у воды и молока – на расстоянии друг от друга, а у воздуха – отдельно.

Дети: Дерево, лед, стекло – твердые тела.  У твердых тел все частицы находятся очень плотно друг к другу. Вода и молоко – это жидкости, у них частицы расположены не так близко друг к другу. У воздуха – это смесь газов, частицы расположены на расстоянии друг от друга.

Воспитатель: Молодцы, вот ваш красный пакетик.

     Подходим к четвертому столу. Задание: «Назовите и найдите на поляне материал, который я сейчас опишу».

Он рвется, режется, мнется, горит, размокает. (Бумага)

Он пилится, горит, не тонет в воде, не бьется. (Древесина)

Этот материал режется, рвется с трудом, намокает, горит, мнется. (Ткань)

И последний материал – он тонет в воде, нагревается, куется, имеет блеск.  (Металл).

       Дети находят на «волшебной поляне» и приносят кусочки бумаги, древесины, ткани, металла и складывают их в контейнеры. Получают оранжевый пакетик.

        Идут по стрелке и подходят к последнему столу.

На столе задание: «Я изобретал новую машину, хотел в радиатор залить воду. Но мимо бежал Крош, споткнулся и уронил ведерко с песком в тазик с водой. Вода стала мутной, такую воду нельзя залить в радиатор. Как же быть, можно ли очистить воду?»

Воспитатель: О чем просит Пин?

Дети: Помочь очистить воду.

Воспитатель: Получится ли у нас очистить воду? Что для этого нам нужно сделать?

Дети: Нам нужно сделать фильтр.

Воспитатель: Но Пин продолжает испытание своей новой машины в мастерской, какой же материал он может использовать для фильтра, если у него там одни запчасти от машин, болты да гайки? – выставляется картина с изображением мастерской Пина.

Дети высказывают свои предположения.

Ребенок: У Пина на полке стоит аптечка, в ней есть бинты и вата, может они подойдут для изготовления  фильтра. Давайте попробуем.

Все соглашаются, предлагают найти на поляне бинты и вату. Подходят к столам, на которых стоят баночки с воронками.

Воспитатель: Как ты думаешь, София, какой станет вода после очистки?

Ребенок: Светлой, прозрачной.

Воспитатель: А у тебя Руслан?

Ребенок: Чистой.

Воспитатель: Как вы думаете, с помощью чего лучше очистится вода – ваты или  марлевого бинта?

Дети высказывают свои предположения и предлагают их проверить.

Внимательно посмотрите на предметы, которые находятся на столе. Какие правила мы должны сейчас вспомнить?

Дети:

Быть осторожными, чтобы не разбить стекло. Оно хрупкое и мы можем пораниться.

Быть аккуратным, чтобы не пролить воду и не намочить одежду.

Не торопиться.

Воспитатель: Маша, расскажи, как ты сделала фильтры.

Ребенок: Яв одну воронку положила кусок бинта, во вторую вату.

Воспитатель: А для чего у вас ложечки, Глеб?

Ребенок: Я думаю, чтобы вату и бинт прижать к отверстию воронки, потому, что они могут всплыть.

Воспитатель: Правильно, ребята. А сейчас, не спеша, налейте половину воды в одну воронку, а вторую половину – во вторую воронку.

Дети проводят эксперимент.

Воспитатель: Расскажите, что у вас получилось?

Ребенок: У меня вода через фильтр из ваты очистилась и стала прозрачной.

Воспитатель: А у тебя, Арина?

Ребенок: И у меня тоже, а вот вода, которая прошла через бинт не совсем чистая.

Воспитатель: А у тебя, Марк? Как вы думаете почему? Чем отличается вата от бинта?

Ребенок: У бинта есть мелкие отверстия, я думаю, что песчинки через них и прошли. Не все, а только, которые поменьше.

Воспитатель: Так, что вы посоветуете Пину, из чего лучше всего сделать фильтр для очистки воды?

Дети:  - Для фильтра нужно использовать вату.

            - Вата лучше очищает воду.

Воспитатель: Дети, если дома вам нужно будет очистить воду, что еще можно использовать в качестве фильтра?

Дети: Кусочки ткани, носовой платок, салфетки, мох…

Воспитатель: Вы проведёте опыты дома и расскажете нам, с помощью чего у вас лучше всего получилось очистить воду.  Я думаю, родители вам помогут.

Вы, конечно, молодцы. Вот ваш последний желтый конвертик.

Идем по стрелке. Впереди мастерская.

Появляется Пин: «Здравствуйте, ребята. Я вас ждал. Вижу, что вы справились со всеми моими заданиями. Хотите узнать, что же это за океан? Вы его знаете. Мы живем на дне пятого океана. Хотите узнать его название? Тогда возьмите каждый по цветному пакетику, достаньте буквы и выложите слово. В этом вам помогут цифры».

1     2     3    4     5     6     7     8     9

В    О    З    Д    У    Ш    Н    Ы    Й

ВОТ МЫ  И УЗНАЛИ НАЗВАНИЕ ПЯТОГО ОКЕАНА!

Воспитатель: Что вы знаете о воздухе, какой он?

Дети: Легкий, прозрачный, имеет вес, упругий, имеет силу, давит на предметы. Сжимается, когда охлаждается, расширяется, когда нагревается. Если двигается – превращается в ветер.

Воспитатель: А где можно обнаружить воздух?

Дети: В шине автомобиля, в почве, в снегу и т.д.

Пин: Молоы, вы настоящие исследователи. Я приготовил для вас воздушные шары, давайте поиграем.

  Наверх