Опалева Екатерина Владимировна,
воспитатель,
МКДОУ № 202 г. Киров, Кировская область
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
«Мой удивительный город»
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение
- Обоснование актуальности проекта
- Краткая аннотация проекта
- Цель и задачи проекта
- Прогнозируемый результат
- Этапы выполнения проекта
- Результат проекта
- Перспективы дальнейшего развития
- Литература
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Дети дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптуры. У детей часто возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором живут, создают вокруг себя красоту? Постепенно они начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. И если старшие дошкольники уже способны проявить возможности социальной активности – совместному со взрослым участию в социально значимых делах, то детям среднего дошкольного возраста нужно помочь развить их интерес к малой родине, способствовать проявлению познавательной активности и желанию сделать что-то хорошее для своего дома, детского сада, участка. И огромное значение здесь играют родители и педагоги.
Интерес детей нашей группы возник спонтанно. Как то один из детей увлеченно рассказал о том, как он посетил с мамой и папой парк. Но на все вопросы ответить не мог. Дети заинтересовались, стали просить родителей посетить парки города. Задавали вопросы о том, чем богат наш город. Так интерес детей вылился в проектную деятельность, которая захватила всех детей и родителей группы.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательный
Тип проекта: групповой
Сроки проведения: долгосрочный (3 месяца)
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Кадровое: воспитатели имеют педагогическое образование
Материальное: познавательная литература о городе, детская литература, дидактические игры, фотографии достопримечательностей города, открытки, дорожные карты, разработанные детьми и родителями, компьютерные презентации
ЦЕЛЬ: формирование первичных представлений малой родине, социокультурных ценностях нашего города.
ЗАДАЧИ:
-Побуждать к познавательной активности, развивать любознательность, интерес к родному городу.
-Содействовать формированию первоначального представления о родном городе: название, места отдыха (городские парки), основные достопримечательности (памятники, скульптурные композиции, театры, музеи).
-Познакомить с особенностью городского ландшафта, историей города.
-Содействовать пониманию правил поведения в общественных местах.
-Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной, речевой творческой деятельности.
-Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связных высказываний.
-Способствовать возникновению желания внести свою лепту в красоту родного города.
Для педагогов:
-Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
-Создать условия для самостоятельной совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
-Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Достопримечательности города Кирова»
-Совершенствовать стиль партнерских отношений с семьей, способствующих формированию представлений о родном городе.
Для родителей:
-Формировать интерес у родителей к совместной познавательной деятельности с детьми.
- Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для детей:
-Развитие познавательной активности и проявление инициативы при осуществлении совместной со взрослым деятельности и самостоятельной деятельности.
-Качественное изменение уровня знаний детей о родном городе и его достопримечательностях.
-Использование детьми полученных знаний в речевой, игровой и изобразительной деятельности.
-Интерес к деятельности, направленный на преобразование окружающей среды.
Для педагогов:
-Разработка цикла бесед, дидактических игр, НОД, мультимедиа презентаций по теме «Достопримечательности города Кирова».
-Подбор и систематизация дидактического и методического материала по формированию представлений о родном городе.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
1 Этап – подготовительный
Цель: определить основные направления в работе
-Подбор и изучение литературы по теме.
-Анализ и изучение методических материалов в детском саду по теме проекта
-Мониторинг представлений детей о родном городе
-Проведение родительского собрания с целью повышения мотивации среди родителей и творческой активности в проектной деятельности.
-Разработка мероприятий проекта.
-Консультация для родителей по созданию маршрутных листов.
2 Этап – основной.
Цель: реализовать мероприятия проекта
- Совместная познавательная деятельность с педагогом «Прогулка по городу».
- Создание альбома с фотографиями и рассказами детей о достопримечательностях города Кирова.
- Познавательные беседы:
«Моя улица»,
«Наша Набережная Грина»,
«Памятные места города, посвященные победе в ВОВ»,
«Самый красивый парк города»,
«Мы идем в театр»,
«Секреты дымковской игрушки» и т.д.
- Словесные игры на формирование грамматически правильной речи: закончи предложение «В парке я…», цепочка слов «Что там есть?», «Расскажи, не называя названия», «С какого дерева лист?» и т.д.
- С/р игры «Поход в театр, музей, парк, цирк», « Экскурсия по городу, автобусный парк», «Такси» и т.д.
- Игра-презентация о памятниках и скульптурных композициях города: «4 лишний», «Назови место», «Чего не стало?»
- Знакомство с картой города, условными обозначениями.
- 8. Дидактические игры «Сложи картинку», «Найди ошибку», «Сложи пазлы», «Найди парочки», и т.д.
- Счет домов на фотографиях и иллюстрациях в журналах, сделанных из конструктора и строительного материала, на рисунках. Счет окон, этажей, дверей в домах.
- Работа с блоками Дьенеша, выкладывание построек из палочек Кюизинера (дом, улица, музей, театр, цирк, мост через реку, автобусная остановка, магазин и т.д.)
- Рисование домов, улиц, дворов и детских площадок с использованием шаблонов и трафаретов, использование раскрасок с тематикой город.
- Создание картин городских достопримечательностей рельефной лепкой.
- Рассматривание набора открыток художника Т.П. Дедовой «Вятка», «Хлынов, Вятка, Киров», альбом «Дымковская роспись»
- Изготовление макетов достопримечательностей нашего города(Подкова счастья, Дерево желаний).
- 15. Создание детьми и педагогом настольно-печатной игры «Мой город».
- Создание макета городской улицы – жилые дома, пешеходные переходы, парковка, набережная, магазин, театр, мосты. Строительство парков, дворов из мягкого конструктора.
- Составление маршрутов выходного дня. Оформление альбома с маршрутными листами «Я люблю Киров»
З Этап – заключительный
Цель: подведение итогов проекта
-Подведение итогов мониторинга
-Проведение родительского собрания для подведения итогов проекта, побуждения на дальнейшую совместную деятельность
-Оформление выставки детских рисунков и поделок на тему «Это город мой - добрый, светлый, родной!»
- Презентация маршрутных листов.
-Выступление на педагогическом часе с презентацией опыта работы «Проектная деятельность с детьми 4-5 лет по ознакомлению с родным городом»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Дети:
-Расширились представления о родном городе, его достопримечательностях.
-Дети проявляют познавательную активность, инициативны в выборе самостоятельной деятельности и выборе партнеров для совместной деятельности.
-Выражают желание поделиться своими знаниями, впечатлениями с товарищами.
Педагоги
-Пополнили методический, дидактический и наглядный материал по теме «Достопримечательности города Кирова» (дидактические настольные игры, сценарии различных форм взаимодействия с детьми, серия мультимедийных презентаций).
Родители:
- Повысилась заинтересованность родителей и желание участвовать в проектной деятельности совместно с ребенком.
- Повысилась педагогическая компетентность родителей в осуществлении проектной деятельности.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
В ходе проекта так же были выявлены индивидуальные интересы детей, некоторые из которых оформились в подгрупповые и индивидуальные проекты:
-«Мир динозавров» после посещения детьми «Юркин парка» и палеонтологического музея.
-«Идем в Театр» о театрах нашего города и профессии артиста театра.
Дети стали делиться не только опытом прогулок по местам отдыха города Кирова, но и о своих путешествиях с родителями по другим городам и странам. Поэтому мы с детьми стоим на пороге нового проекта «Путешествия», «Дружат дети всей Земли»
ЛИТЕРАТУРА:
- «Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду» (сост.Н.В.Нищева – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013-304с.»)
- В.Куприн «В Дымковской Слободе» - Издательство «Малыш» - Москва, 1989г.
- Ишмуратов В,Г. «Истории старой Вятки» 2012г
- Давыдова О.И. Майер А.А., Богославец Л.Г. – Проекты по работе с семьей. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2012.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Бабаева Т,И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Детство: Примерная общеразвивающая программа дошкольного образования – СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- http://kipov.ru/attraction/ Киров - Вятка