Куличкова Татьяна Николаевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 31»,
Нижегородская обл., г. Саров
Конспект занятия по развитию математических представлений.
Тема: «Что такое календарь?» (старшая группа)
Цели: -развивать у детей логическое мышление;
-познакомить с историей возникновения календаря, различными видами календарей;
-закреплять знания о месяцах и последовательности их в году, днях недели;
-закреплять знания порядкового счёта, цифр;
Материал:
-различные виды календарей: отрывной, перекидной, карманный, плакат;
-карточки с названиями дней недели и чисел от 1до 20;
-игрушка «Незнайка»
Ход занятия.
В гости к детям приходит Незнайка и говорит о том, что в воскресенье он идёт на концерт.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, когда будет воскресенье? А какой сейчас день недели?
Незнайка просит детей помочь ему.
Воспитатель -Ребята, а как мы можем помочь Незнайке определить нужный день? Что для этого придумали люди? (ответы детей)
Воспитатель: первый календарь придумали египтяне-они первыми определили число дней в году для того, чтобы знать, когда сеять, а когда убирать урожай. Египтяне разделили год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, в конце года добавили 5 дополнительных дней. Так появился первый календарь.
-Назовите месяцы. С какого месяца начинается год? (ответы детей)
-А уже значительно позже в Древнем Риме очень точно подсчитали, сколько дней в году, и создали календарь, которым мы пользуемся и сейчас.
-Кто знает, сколько дней в году? (ответы детей)
Воспитатель: В Древней Руси прообразами древних календарей служили сначала рукописные, а затем печатные церковные книги. Один из печатных календарей на Руси был издан в 1581году первопечатником –москвитянином Иваном Фёдоровым. Вместе с перечнем месяцев на листке его были помещены стихи, и назывался он «Месяцеслов».
Сейчас существуют самые разные календари. А какие календари вы знаете? (ответы детей)
-Но у всех них есть общие черты. Давайте рассмотрим. (Раскладываю разные виды календарей: плакаты, карманные, перекидные, отрывные.)
-Чем все календари похожи? (Год, название месяцев, числа, дни недели.)
-Какие вы знаете дни недели? (ответы детей)
-Может быть, кто-нибудь знает, почему их так называют? (ответы детей)
Воспитатель: В древности дни недели не имели своих названий: человек ещё не придумал неделю. В эту эпоху время делили только по месяцам. Но когда появились города, людям необходим был отдельный день для торговли-базарный день. Это был каждый седьмой день. В этот день никто не работал, люди встречались для торговли и проведения религиозных церемоний. А потом люди придумали дням недели названия.
Давайте посмотрим (дети работают с календарём)
-Каким днём недели является первое число каждого месяца? (ответы детей)
-Какие числа выпадают на вторник в январе? (ответы детей)
-Сколько дней в январе? (ответы детей)
-Какой день недели 31января? (ответы детей)
-Каким днём недели будет 1 февраля? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас поиграем (показ на доске)
-Нужно расставить числа для первой недели, если 1-е число-среда. (дети работают за столами, один у доски)
-У себя на столах разложите карточки с названиями дней недели; числа в календаре расставьте так, чтобы 1-й день месяца был в пятницу.
-Давайте поможем Незнайке с помощью календаря определить, когда ему идти на концерт.
-Какой сейчас месяц? Найдите на календаре.
-Какое сегодня число? Определите, какой сегодня день недели7 Сколько и каких дней осталось Незнайке до концерта? (Выполняя задания дети отвечают на вопросы.)
Незнайка благодарит детей и уходит.
Воспитатель: Вы сегодня отлично справились с заданием и оказали неоценимую помощь Незнайке. Что вам больше всего понравилось? Что расскажете дома родителям? А чтобы вам лучше запоминать и не путать дни недели, я дарю вам календари.
(воспитатель раздаёт каждому ребёнку карманный календарь).