Тищенко Светлана Анатольевна,
воспитатель,
МАДОУ № 30 г. Мончегорск
«Представление, что при любом двигательном тренинге…
упражняется не рука, а мозг,
вначале казалось парадоксальным
и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н.А. Бернштейн.
«Обобщение опыта работы»
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми младшего и среднего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Во ФГОС ДО выделена образовательная область «Речевое развитие», задачами которой являются овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
В дошкольном детстве развитая речь - одно из основных условий развития ребенка, важнейший компонент формирования его поведения, эмоционально – волевых процессов и успешной социализации.
Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика – движение пальцев и кисти рук. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов пишет, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
О.Е.Громова, И. В. Мальцева, Г. А. Османова, О.И. считают, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитая мелкая моторика способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Решению этих задач в дошкольном возрасте способствуют пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика (М.Г. Борисенко, Л.П.Савина, Е.А. Янушко и др.), которые развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
В науке приняты разные определения понятия «мелкая моторика».
И. В. Мальцева предлагает следующее определение: «Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук».
О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.
Л. П. Савина отмечает, что мелкая моторика - психомоторное качество, развивающееся на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмическпх движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальце.
Рассматривая мелкую моторику как психомоторное качество, М. Берштейн указывает, что следует основываться на работах, посвященных исследованию двигательного акта как иерархической многоуровневой системы управления произвольными движениями. А.С. Болшев, Л.M. Веккер, Ю.А. Лебедев, Б.Ф. Ломов, Ю.Р. Сидкин, Л.В. Филиппова, И.К. Шилкова определяют двигательный акт как двигательный стереотип моторного развития человека. Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Развитие мелкой моторики базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие мелкой моторики руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Поэтому в наши дни особенно актуален вопрос развития речи во взаимосвязи с развитием и влиянием мелкой моторики руки воспитанников дошкольного учреждения. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание развития мелкой моторики руки детей важным звеном в развитии речи ребёнка.
Анализ научной, методической литературы помог мне поставить перед собой цель и задачи работы по данной теме.
Цель: изучение влияния мелкой моторики руки на речевое развитие воспитанников.
Задачи проведения работы:
- Изучить особенности влияния мелкой моторики руки на речевое развитие воспитанников.
2.Разработать практический материал для развития речи воспитанников дошкольного учреждения с использованием игр и упражнений, формирующих мелкую моторику руки.
- Повысить уровень компетентности родителей в речевом развитии их детей.
Условия реализации поставленных задач:
- Разработка и проведение мониторинга речевого развития воспитанников дошкольного учреждения.
- Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды по созданию условий для речевого развития дошкольников.
- Разработка перспективно- тематического плана развития речи детей посредством применения игр и упражнений для формирования мелкой моторики руки.
- Организация игровой деятельности воспитанников с использованием пальчиковых игр и упражнений для формирования мелкой моторики руки.
- Организация продуктивной деятельности для развития речи.
- Разработка плана повышения компетентности родителей в
вопросах влияния мелкой моторики руки и развития речи воспитанников.
В начале своей работы провела мониторинг детей младшей группы на начало 2015-2016 учебного года, целью которого являлось установления уровня развития речи воспитанников с помощью игровых заданий (Приложение №1).
Результаты исследования у детей 2-3 лет отражены на графике. Анализ графика позволяет установить следующее.
Посмотреть всю работу