E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Супрунова Алина Юрьевна, педагог дополнительного образования

Супрунова Алина Юрьевна,

педагог дополнительного образования,

руководитель изостудии «Гармония»,

МБОУ ДОД «МЦРТДиЮ»,

 г. Майкоп, республика Адыгея

Проект

«Путешествие в страну Этикета» 

Содержание

Введение                                                                                                               

Цель, задачи, принципы проекта                                                                        

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.

Условия реализации проекта                                                                              

Содержание проекта                                                                                            

Разделение функций участников проекта.

План-сетка цикла занятий                                                                                   

Ожидаемые результаты                                                                                      

Заключение                                                                                                         

Литература                                                                                                          

Введение

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством, не обижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить разговаривать по телефону, знакомиться и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, уступчивость, уважительное отношение к людям.

Если правильно прививать культуру общения детям, то очень скоро ребенок станет проявлять сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию.

Подражая взрослым, ребенок без труда усвоит все правила приличия.

Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Детям нужно подавать хороший пример в повседневной жизни, стараясь привить хорошие манеры как бы случайно, незаметно, не спеша, терпеливо.

Нельзя допустить, чтобы ребенок невзлюбил общение с людьми, нужно лишь показать ему, как надо себя вести в любом случае. Нужно, чтобы слово «слушаться» не являлось элементом принудительности, угрозы, наказания, а воспринималось ребенком, как пример того, как вести себя с другими людьми. Научить ребенка правильно вести себя, подчиняться радушной жизненной дисциплине, можно лишь посредством воспитания у него сознательного отношения к своим поступкам.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попадать впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребенку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведет себя ребенок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызывало недоумения у окружающих.

Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.

Задача педагога в кратчайшие сроки восполнить пробелы социализации личности ребенка с освоением и усвоением общепринятых правил поведения.

Данная программа рассчитана на обучающихся с 6 до 10 лет.  Обучение по программе начинается с 6 лет.

Цель проекта

Обогатить детей знаниями об этикете, способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о добре, милосердии, дружбе, культуре общения.

Задачи проекта:

1.Способствовать развитию адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

2. Способствовать развитию у детей положительных черт характера.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

4.Реализовать данный проект в условиях МЦРТДиЮ.

Принципы проекта

Основным принципом является:

- принцип личностного подхода (учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся).

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.

 Компьютер, мультимедиа, принтер, фотоаппарат.

 Программы обработки информации и изображений.

 Электронные книги, энциклопедии.

Условия реализации проекта

            Для успешной реализации данного проекта необходимо:

            - создать систему знаний и умений обучающихся;

            - подобрать ролевые игры;

            - использовать на занятиях элементы народного творчества (пословицы, поговорки, загадки);

            - использовать наглядный дидактический материал;

            - начать обучение детей с 6-7 лет (с учетом возрастных особенностей их развития).

            Занятия проходят один раз в неделю. Время, отведенное для  работы с обучающимся – 45 минут.

            Занятия могут изменяться в зависимости от условий и возрастных особенностей детей, их умений, знаний и навыков.

Содержание проекта

            Каждое занятие носит познавательно-обучающий характер.

            Возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников требуют, чтобы занятия по этикету проводились в увлекательной игровой форме. Важно, чтобы дети без особых усилий, с интересом овладевали этическими знаниями и умениями применять эти знания в общении с окружающими.

            Все занятия разнообразны, эмоциональны, насыщены стихами, сказками, музыкой, примерами из жизни детей.

            Содержание занятий раскрывается в форме непосредственного общения педагога с детьми.

            В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества.

            Повышается культура межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижается агрессивность.

            В процессе поиска дети приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

            Проект предлагает трехмесячное обучение с интервалом одно занятие в неделю. Обучение начинается с 6-10 лет.

 Разделение функций участников проекта.

 Педагог:

 Диагностика уровня знаний и умения детей.

 Самообразование по данной теме.

 Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, досугов,    развлечений, этических бесед.

 Оформление выставки.

 Подбор литературы.

 Дети:

 Разучивание пословиц, поговорок.

 Рисование рисунков.

 Изготовление оригами.

 Занятия познавательного цикла.

 Развлечение, досуг на тему «Мы на экскурсии»,  «Этикет»,  «Телефонный разговор».

 Игры, викторины.

 Закрепление правил хорошего тона.

План-сетка цикла занятий

№ п/п

Содержание деятельности

Цикл занятий

Всего часов

1

«С чего начинаются хорошие манеры?»

Формировать представление об этикете, об употребляемых этикетных выражениях в определенных случаях. Презентация «Что такое Этикет?»

1

2

«Я и мои эмоции»

Способствовать развитию у детей положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в процессе общения. «Нарисуй настроение».

1

3

«От улыбки станет всем светлей»

Расширить знания о доброте и ее роли в жизни каждого человека. Беседа «Каким я хочу быть?»

1

4

«Проявляем заботу»

Продолжать беседы о доброте и чуткости, дети придумывают слова утешения.

1

5

«О друзьях и о дружбе»

Формировать у детей чувство коллективизма. Объяснить, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу. Викторина «Пословицы».

1

6

«Поведение в общественных местах»

Познакомить с основными правилами поведения в театре, кино, цирке, библиотеке. КТД «Мы на экскурсии»

1

7

«Правила поведения за столом»

Формировать на материале примеров правильного и неправильного поведения за столом, выражений благодарности, извинения, представлений об этикете. Оригами «Салфетка».

1

8

«У меня зазвонил телефон…»

Формировать навыки вежливого разговора по телефону. Инсценировка «Телефонный разговор».

1

9

«Внешний вид нам о многом говорит»

Повторить и закрепить знания о чистоте тела, о порядке, аккуратности и чистоте вокруг нас. Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».

1

10

«Я шагаю по дороге»

Обобщить знания детей в поведении на дорогах, в умении применять свои знания на практике. Экскурсия в автогородок.

1

11

«Праздники, поздравления, подарки»

Разъяснить роль и особенность праздников и праздничных слов. Викторина «Наши праздники», создание открыток с пожеланиями.

1

12

«Веселый этикет» (конкурсно - игровая программа). Итоговое занятие

Закрепить правила поведения культурного человека на практике, приобщить ребят к правилам хорошего тона. Викторина «Кто больше знает вежливых слов».

1

 

Итого:

 

12

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны:

            - иметь общее понятие об этикете;

            - иметь представление  о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице и применять их на практике;

            - иметь представление о том, как можно выразить свою просьбу словами;

            - иметь представление о соблюдении элементарных правил поведения:  вести себя спокойно, сдержанно, не кричать, не мешать окружающим;

            - уметь пользоваться столовыми приборами.

Заключение

            Формирование навыков и привычек поведения в обществе занимает большое место в процессе воспитания детей. Именно здесь складываются основы аккуратности, вежливости, сдержанности, умения вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Быть культурным, воспитанным человеком не является достоянием избранного круга людей. Стать личностью, умеющей достойно вести себя в любой обстановке – обязанность каждого человека, поэтому с правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с дошкольного возраста и продолжать эту работу на протяжении всего детства.

            Проект предполагает познакомить с правилами хорошего тона детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, помогает восполнить пробелы социализации личности ребенка, освоить и усвоить общепринятые правила поведения.

            На каждом занятии  активизируется познавательная деятельность обучающихся, создается атмосфера доверительности, уважения, в которой дети учатся свободно высказывать свои мнения, знания.  Формы и методы проведения занятий разнообразны: насыщены сложно-ролевыми играми, упражнениями, стихами и песнями, творческими постановками.

 Данный проект способствует оказанию помощи обучающимся в усвоении этикета, то есть общепринятых правил и норм поведения и общения.

Супрунова Алина Юрьевна, педагог дополнительного образования

 -Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004

-Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо».- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-( Серия «Сердце отдано детям»)

-Добрые сказки Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983.

-Корчинова О.В. Детский этикет. Серия «Мир вашего ребенка».- Ростов н/Д: Феникс, 2002

-Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: издательство «АРКТИ», 2005.

-Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. - М.: Чистые пруды, 2006.

-Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1978

 // Педсовет. № 5'2004, с. 12-14, № 3'2005, с.10-12, № 2, 11'2007, № 4,5'2008, № 3'2009, № 1'2010  

 -Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления.- СПб.: Питер, 2007

-Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. - М.: Педагогика, 1990.

 Энциклопедия этикета. - СПб. Мим-Экспресс, 1996

 

  Наверх