Суржик Элина Викторовна,
педагог дополнительного образования,
ГБОУДОД «Брянский областной дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина»,
Г.Брянск
План-конспект занятия по предмету "История костюма и пичёски",
Тема занятия:
"Русский народный костюм и его влияние на современное творчество"
Задачи:
1.Обучающая:
Дать представление о составе и покрое женского и мужского народного костюма, а также состава современного стилизованного народного костюма.
2. Воспитательная:
Формирование творческого отношения к делу.
3. Развивающая:
Развитие художественного восприятия образа и его воплощение.
Тип занятия – комбинированное занятие.
Технические средства обучения:
Опорные понятия – «костюм», «комплекс», «рубаха», «понева», «сарафан», «порты», «душегрея», «прическа», «лапти», «валенки», «онучи», «декор», «орнаментация», «аппликация», «вышивка».
Структура занятия
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
4. Изучение нового материала.
5. Применение.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов занятия.
Наглядные пособия и ТСО.
Книги, журналы по истории русского народного костюма. Народные костюмы стилизованные и старинные (мужские и женские), рушники, скатерти, салфетки с вышивкой и аппликацией.
DVD – плейер, телевизор, музыкальный центр, CD – и DVD - диски.
Комментарии к занятию
Занятие проводится с воспитанниками Театра моды первого и второго года обучения.
Занятие построено на использовании межпредметной связи: «История костюма и прически», «Пластика и сценическое движение», «Дизайн костюма». В ходе занятия использованы моменты по вышеперечисленным предметам:
-«Пластика и сценическое движение» - постановка сценки «Из жизни сельской молодежи», показ коллекции «Живые лоскутки», показ варианта детского сценического костюма для конкурса.
-«Дизайн костюма» - выполненная учащимися под руководством педагога коллекция «Живые лоскутки».
Ход занятия
I.Организационный момент
Приветствие педагога и воспитанников.
Знакомство с темой, обоснование выбора, постановка цели занятия перед учащимися.
II. Проверка домашнего задания
В качестве домашнего задания учащимся предлагалось выполнить плоскую тканевую аппликацию по мотивам русского народного костюма.
Далее идет анализ работ учащихся по параметрам:
-подбор цветовой гаммы,
-силуэт и пропорции,
-аккуратность в работе.
III. Актуализация знаний
Педагог. Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками.
Народный костюм – яркий самобытный элемент материальной культуры, сохранивший в себе характерные традиционные элементы покроя и орнаментации.
На предыдущих занятиях мы начали изучать историю развития русского народного костюма. Давайте, вспомним, какие материалы использовались для его создания.
Беседа с учащимися по следующим вопросам:
- Что использовалось в качестве сырья для изготовления пряжи?
- В каких районах страны использовался лен, а в каких конопля?
- Какие народные промыслы считались исконно домашней работой русских женщин?
- На формирование покроя русского народного костюма оказали влияние определенные факторы, какие? Назовите их.
Педагог. Обширность территории, характер обычаев были причиной того, что в крестьянской среде не сложилось единого национального костюма. При этом каждый регион создал свой неповторимый костюм.
- Какие четыре комплекса женского народного костюма можно выделить? Перечислите их.
(Показ фотоматериалов – «Народные костюмы для занятия», Праздничный женский костюм)
- Какие основные одежды входили в мужской костюм?
IV. Изучение нового материала
Рассказ о составе комплексов женского народного костюма, преобразование с течением времени. Обувь в костюме и ее изменение с течением времени: лапти, сапоги, валенки.
Просмотр фрагментов видеофильма по истории русского костюма
Для закрепления материала предлагается просмотр стилизованного мужского и женского костюма (видеоматериал). Педагог комментирует и подробно характеризует каждый комплекс женского костюма, мужской костюм и отдельно входящие в него элементы.
Разбор этих элементов женского костюма выполняется в следующем порядке: рубаха, передник, сарафан, душегрея, юбка, зимние одежды,
Виды головных уборов, материал для их изготовления, их название, принадлежность по регионам. Орнаментация и украшение головных уборов.
Праздничный и обрядовый костюмы. Богатство украшений, декора, орнаментации.
Сценка в народных костюмах «Из жизни сельской молодежи». Участники - обучащиеся первого и второго курса «Театра моды».
(фото – Стилизованные сценические костюмы. Сценка из сельской жизни)
Педагог. Современный сценический костюм имеет ту же основу, что и исконно русский костюм. Но, в настоящее время велико и разнообразно использование различных видов тканей, фурнитуры для отделки. Для расшивки костюмов используются: жаккардовые и атласные ленты, тесьма, «вьюнчик», пуговицы, поетки, бусины, бисер, вязаные мотивы и другое. Это в полной мере относится ко всему составу костюма: головной убор, костюм, обувь. Современные художники – модельеры создают уникальные народные костюмы имитируя лучшие образцы народного творчества.
Для детских театров моды, детских исполнителей народных песен и танцевальных коллективов модельеры широко используют все богатство и красоту русского народного костюма. Следующий вариант сценического костюма был создан по мотивам русских народных сказок. Автор костюма – Элина Суржик.
Показ детского варианта современного народного сценического костюма (фото)
Педагог. Современные дизайнеры нередко выбирают для своих коллекций этнические мотивы, обращаются к теме народного костюма, находя каждый раз в нем источник вдохновения для создания коллекций одежды. Каждый год на Неделе моды можно увидеть интересные идеи использования народных мотивов в новомодных костюмах. На занятиях с группой 2 года обучения мы постарались создать коллекцию в фольклорном стиле, которая называется «Живые лоскутки».
Показ коллекции «Живые лоскутки» учащимися Театра моды (2 год обучения).
(Показ коллекции «Живые лоскутки» - 2 фото)
V.Применение изученного материала
Педагог. Коллекция «Живые лоскутки» выполнена в «лоскутной технике», которая обычно использовалась для создания предметов домашнего обихода. В качестве материала выбраны куски материала разных фактур (от трикотажа до джинса), пряжа для вязания. Костюмы дополнены сумками – «котомками», плетеными поясами, вязаными головными уборами, деревянными бусами и браслетами, лаптями. Коллекция создана творческой группой учащихся второго года обучения под руководством педагога Суржик Э.В.
7. Домашнее задание
Педагог. Сегодня на занятии мы много говорили о русском народном костюме, его истории, постепенном развитии и использовании в современной моде. Поэтому домашнее задание называется «Современное звучание народных элементов в костюме». Вам необходимо выполнить на формате А4 эскиз на заданную тему, в котором вы представите свое «прочтение» народного костюма.
8. Подведение итогов занятия
Анализ работы обучающихся на занятии.