E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Суржик Элина Викторовна, педагог дополнительного образования

Суржик Элина Викторовна,

педагог дополнительного образования,

ГБОУДОД «Брянский областной дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина», 

Г.Брянск

 

План-конспект занятия по предмету "История костюма и пичёски",

 

Тема занятия:

 

"Русский народный костюм и его влияние на современное творчество"

Задачи:

1.Обучающая:

Дать представление  о составе и покрое женского и мужского народного костюма, а также состава современного стилизованного народного костюма.

2. Воспитательная:

Формирование творческого отношения к делу.

3. Развивающая:

Развитие художественного восприятия образа и его воплощение.

Тип занятия – комбинированное занятие.

Технические средства обучения:

Опорные понятия  – «костюм», «комплекс», «рубаха», «понева», «сарафан», «порты», «душегрея», «прическа», «лапти», «валенки», «онучи», «декор», «орнаментация», «аппликация», «вышивка».

Структура занятия

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

4. Изучение нового материала.

5. Применение.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов занятия.

Наглядные пособия и ТСО.  

Книги, журналы по истории русского народного костюма. Народные костюмы  стилизованные и старинные (мужские и женские), рушники, скатерти, салфетки с вышивкой и аппликацией.

DVD – плейер, телевизор, музыкальный центр,  CD – и DVD - диски.

 

Комментарии к занятию

   Занятие проводится с воспитанниками Театра моды первого и второго года обучения.

   Занятие построено на использовании  межпредметной связи: «История костюма и прически», «Пластика и сценическое движение», «Дизайн костюма». В ходе занятия использованы моменты по вышеперечисленным предметам:

-«Пластика и сценическое движение» - постановка сценки «Из жизни сельской молодежи», показ коллекции «Живые лоскутки», показ варианта детского сценического костюма для конкурса.

-«Дизайн костюма» - выполненная учащимися под руководством педагога коллекция «Живые лоскутки».

Ход занятия

 I.Организационный момент

 Приветствие педагога и воспитанников.

 Знакомство с темой, обоснование выбора, постановка цели занятия перед учащимися.

II. Проверка домашнего задания

     В качестве домашнего задания учащимся предлагалось выполнить плоскую тканевую аппликацию по мотивам русского народного костюма.

 Далее идет анализ работ учащихся по параметрам:

-подбор цветовой гаммы,

-силуэт и пропорции,

-аккуратность в работе.

III. Актуализация знаний 

   Педагог. Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками.

 Народный костюм – яркий самобытный элемент материальной культуры, сохранивший в себе характерные традиционные элементы покроя и орнаментации.

   На предыдущих занятиях мы начали изучать историю развития русского народного костюма. Давайте, вспомним, какие материалы  использовались для его создания.

Беседа с учащимися по следующим вопросам:

- Что использовалось в качестве сырья для изготовления пряжи?

- В каких районах страны использовался лен, а в каких конопля?

- Какие народные промыслы считались исконно домашней работой русских женщин?

- На формирование покроя русского народного костюма оказали влияние определенные факторы, какие? Назовите их.

Педагог. Обширность территории, характер обычаев были причиной того, что в крестьянской среде не сложилось единого национального костюма. При этом каждый регион создал свой неповторимый костюм.

- Какие четыре комплекса женского народного костюма можно выделить? Перечислите их.

(Показ фотоматериалов – «Народные костюмы для занятия», Праздничный женский костюм)

- Какие основные одежды входили в мужской костюм?

IV. Изучение нового материала

Рассказ о составе комплексов женского народного костюма, преобразование с течением времени. Обувь в костюме и ее изменение с течением времени: лапти, сапоги, валенки.

Просмотр фрагментов видеофильма по истории русского костюма

Для закрепления материала предлагается просмотр стилизованного мужского и женского костюма (видеоматериал). Педагог комментирует и подробно  характеризует каждый комплекс женского костюма, мужской костюм и отдельно входящие в него элементы.

Разбор этих элементов женского костюма выполняется в следующем порядке: рубаха, передник, сарафан, душегрея, юбка, зимние одежды,

Виды головных уборов, материал для их изготовления, их название, принадлежность по регионам. Орнаментация и украшение головных уборов.

Праздничный и обрядовый костюмы. Богатство украшений, декора, орнаментации.

Сценка в народных костюмах «Из жизни сельской молодежи». Участники - обучащиеся первого и второго курса «Театра моды».

(фото – Стилизованные сценические костюмы. Сценка из сельской жизни)

Педагог. Современный сценический костюм имеет ту же основу, что и исконно русский костюм. Но, в настоящее время велико и разнообразно использование различных видов тканей, фурнитуры для отделки. Для расшивки костюмов используются: жаккардовые и атласные ленты, тесьма, «вьюнчик», пуговицы, поетки, бусины, бисер, вязаные мотивы и другое. Это в полной мере относится ко всему составу костюма: головной убор, костюм, обувь. Современные художники – модельеры создают уникальные народные костюмы имитируя лучшие образцы народного творчества.

Для детских театров моды, детских исполнителей народных песен и танцевальных коллективов модельеры широко используют все богатство и красоту русского народного костюма. Следующий вариант сценического костюма был создан по мотивам русских народных сказок. Автор костюма – Элина Суржик.

Показ детского варианта современного народного сценического костюма (фото)

Педагог. Современные дизайнеры  нередко выбирают для своих коллекций этнические мотивы,  обращаются к теме народного костюма, находя каждый раз в нем источник вдохновения для создания коллекций одежды.  Каждый год на Неделе моды можно увидеть интересные идеи использования народных мотивов в новомодных костюмах. На занятиях с группой 2 года обучения мы постарались создать коллекцию в фольклорном стиле, которая называется «Живые лоскутки».

Показ коллекции «Живые лоскутки» учащимися Театра моды (2 год обучения).

(Показ коллекции «Живые лоскутки» - 2 фото)

Суржик Элина Викторовна, педагог дополнительного образования

Суржик Элина Викторовна, педагог дополнительного образования

 V.Применение изученного материала

Педагог. Коллекция «Живые лоскутки» выполнена в «лоскутной технике», которая обычно использовалась для создания предметов домашнего обихода. В качестве материала выбраны куски материала разных фактур (от трикотажа до джинса), пряжа для вязания. Костюмы дополнены сумками – «котомками», плетеными поясами, вязаными головными уборами, деревянными бусами и браслетами, лаптями. Коллекция создана творческой группой учащихся   второго года обучения под руководством педагога Суржик Э.В.

7. Домашнее задание

Педагог. Сегодня на занятии мы много говорили о русском народном костюме, его истории, постепенном развитии и использовании в современной моде. Поэтому  домашнее задание называется «Современное звучание народных элементов в костюме». Вам необходимо выполнить на формате А4 эскиз на заданную тему, в котором вы представите свое «прочтение» народного костюма.

8. Подведение итогов занятия

 Анализ работы обучающихся на занятии.

 

  Наверх