Иванова Любовь Михайловна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД ЦДЮ «Юный техник»,
Хакасия, г. Черногорск
План-конспект занятия
«Орнамент»
Тема: Орнамент: композиция, цветовые сочетания.
Время: 2 часа
Материалы, инструменты, приспособления: бумага в клетку, карандаш, линейка, ластик, цветные карандаши, фломастеры.
Задачи:
- познакомить с историей орнамента;
- познакомить с классификацией орнаментов;
- воспитывать дисциплинированность;
- развивать художественные способности.
Наглядные пособия:
- карточки с орнаментами;
- репродукции с орнаментами разных народов;
- карточки с цветовыми сочетаниями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Изложение нового материала
Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками. Так, вихрь, водоворот, ураган получили вид спирали, солнце – вид круга и т.д. Интересно, что встречаются изображения почти у всех народов эпохи неолита.
Поскольку многие явления природы цикличны, это нашло отражение в их специфическом изображении, получившем название орнамента. Слово это в переводе с латинского означает украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов. Под ритмом понимается выделение и подчинение (более мелких) элементов на основе определенного повтора (раппорт).
Каждая эпоха, национальная культура выработали свои мотивы, формы, цвет и расположение орнамента на украшаемой поверхности. В Древнем Египте, например, наибольшее распространение получили растительные мотивы, особенно листья и цветы лотоса, в Древней Греции – геометрические формы и стилизованные элементы растительности. В азиатских культурах древности и средних веков использовались арабески – причудливое сочетание геометрических и растительных узоров. Для русского орнамента с древних времен характерно богатство геометрических форм, плетенок, растительных мотивов, а также изображений птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур.
В то же время в орнаментах разных народов много идентичных мотивов, Это объясняется тем, что люди пытались графическим символом выразить такие общие понятия, как солнце, вода, движение, покой и т.д. Например, ромб у многих народов – символ мощи, силы, плодородия, благополучия.
По содержанию элементов орнаменты подразделяются на: геометрический (квадраты, ромбы, треугольники, круги и др.), растительный (стилизованные листья, цветы, плоды), зооморфный (фигуры зверей и птиц), геральдический (эмблемы, знаки). Могут быть и комбинированные орнаменты, включающие различные элементы.
По характеру композиции и расположению элементов на украшаемой поверхности орнамент бывает ленточный (окаймляющий поверхность предмета), сетчатый (занимающий всю поверхность сплошным узором), центрический (расположенный в центре украшаемой поверхности).
Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные (располагаются на плоской поверхности и выполняются различными линиями с применением цвета) и рельефные (выпуклые, выполняемые путем художественной обработки материала).
Важную роль в композиции играет цвет. Все многообразие цветов можно условно разделить на 2 группы: хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные).
Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, темных и светлых.
Нередко один и тот же орнамент приобретает новое значение с изменением цвета ниток или бисеринок.
Фон изделия всегда является второстепенным элементом, дополняющим орнамент. Цвет фона должен подчеркивать ритмичность повторения определенного элемента, его цвет.
Вводный инструктаж
Показать карточки с различными орнаментами, с цветовыми сочетаниями, применяемыми в орнаментах. Объяснить составление орнамента: последовательно, ряд за рядом рисуются крестики, показывающие силуэт орнамента.
Практическая работа
Учащиеся самостоятельно составляют схему орнамента: в одном цвете и в цветовом варианте.
Текущий инструктаж
Проверить ошибки, помочь в составлении схем.
Заключительный инструктаж
Вопросы по пройденному материалу: Что называется орнаментом? Что такое раппорт? Какие бывают орнаменты? Назовите существующие группы цветов?
Подведение итогов
Все показывают схемы орнаментов, выполненные на занятии.
Уборка кабинета
Каждый убирает свое рабочее место.