E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Иванова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования

Иванова Любовь Михайловна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД  ЦДЮ «Юный техник»,

Хакасия, г. Черногорск

План-конспект занятия

«Орнамент»

 Тема: Орнамент: композиция, цветовые сочетания.

Время: 2 часа

Материалы, инструменты, приспособления: бумага в клетку, карандаш, линейка, ластик, цветные карандаши, фломастеры.

Задачи:

  • познакомить с историей орнамента;
  • познакомить с классификацией орнаментов;
  • воспитывать дисциплинированность;
  • развивать художественные способности.

Наглядные пособия:

  • карточки с орнаментами;
  • репродукции с орнаментами разных народов;
  • карточки с цветовыми сочетаниями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Изложение нового материала

     Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками. Так, вихрь, водоворот, ураган получили вид спирали, солнце – вид круга и т.д. Интересно, что встречаются изображения почти у всех народов эпохи неолита.

    Поскольку многие явления природы цикличны, это нашло отражение в их специфическом изображении, получившем название орнамента. Слово это в переводе с латинского означает украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов. Под ритмом понимается выделение и подчинение (более мелких) элементов на основе определенного повтора (раппорт).

    Каждая эпоха, национальная культура выработали свои мотивы, формы, цвет и расположение орнамента на украшаемой поверхности. В Древнем Египте, например, наибольшее распространение получили растительные мотивы, особенно листья и цветы лотоса, в Древней Греции – геометрические формы и стилизованные элементы растительности. В азиатских культурах древности и средних веков использовались арабески – причудливое сочетание геометрических и растительных узоров. Для русского орнамента с древних времен характерно богатство геометрических форм, плетенок, растительных мотивов, а также изображений птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур.

     В то же время в орнаментах разных народов много идентичных мотивов, Это объясняется тем, что люди пытались графическим символом выразить такие общие понятия, как солнце, вода, движение, покой и т.д. Например, ромб у многих народов – символ мощи, силы, плодородия, благополучия.

     По содержанию элементов орнаменты подразделяются на: геометрический (квадраты, ромбы, треугольники, круги и др.), растительный (стилизованные листья, цветы, плоды), зооморфный (фигуры зверей и птиц), геральдический (эмблемы, знаки). Могут быть и комбинированные орнаменты, включающие различные элементы.

     По характеру композиции и расположению элементов на украшаемой поверхности орнамент бывает ленточный (окаймляющий поверхность предмета), сетчатый (занимающий всю поверхность сплошным узором), центрический (расположенный в центре украшаемой поверхности).

     Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные (располагаются на плоской поверхности и выполняются различными линиями с применением цвета) и рельефные (выпуклые, выполняемые путем художественной обработки материала).

     Важную роль в композиции играет цвет. Все многообразие цветов можно условно разделить на 2 группы: хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные).

     Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, темных и светлых.

     Нередко один и тот же орнамент приобретает новое значение с изменением цвета ниток или бисеринок.

     Фон изделия всегда является второстепенным элементом, дополняющим орнамент. Цвет фона должен подчеркивать ритмичность повторения определенного элемента, его цвет.

Вводный инструктаж

     Показать карточки с различными орнаментами, с цветовыми сочетаниями, применяемыми в орнаментах. Объяснить составление орнамента: последовательно, ряд за рядом рисуются крестики, показывающие силуэт орнамента.

Практическая работа

     Учащиеся самостоятельно составляют схему орнамента: в одном цвете и в цветовом варианте.

Текущий инструктаж

     Проверить ошибки, помочь в составлении схем.

Заключительный инструктаж

     Вопросы по пройденному материалу: Что называется орнаментом? Что такое раппорт? Какие бывают орнаменты? Назовите существующие группы цветов?

Подведение итогов

     Все показывают схемы орнаментов, выполненные на занятии.

Уборка кабинета

 Каждый убирает свое рабочее место.

  Наверх