Фоминых Наталья Валерьевна,
педагог дополинтельного образования,
МКОУ ДО Дом детского творчества
Селтинского района УР
Общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
«Технология обработки соломки»
Срок реализации – 3 года
Возраст обучающихся – 8- 14 лет
Пояснительная записка
Удмуртия - это один из многонациональных регионов России. В Удмуртии осуществляется политика, направленная на возрождение, сохранение и развитие самобытности культуры народов, проживающих в республике, а так же создание условий для согласования и гармонизации национальных интересов всех народов, проживающих на этой территории. Одним из механизмов реализации национальной политики является внедрение в систему образования национально-регионального компонента. Согласно Закону РФ «Об образовании » содержание образования должно обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между народами, независимо от расовой, национальной, этнической принадлежности. Концепция модернизации образования так же направлена на воспитание толерантности у учащихся к другим народам. На сегодняшний день существуют проблемы низкого уровня психологической и духовно- нравственной культуры учащихся, низкого уровня патриотического воспитания. Необходимо создать условия для сохранения исторической преемственности поколений, для развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края, России.
В учреждениях дополнительного образования детей необходимо обновление процесса воспитания с учетом отечественных традиций и достижений современного опыта, воспитание гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей “Технология обработки соломки”, нацелена на приобщение обучающихся к народному ремеслу обработки соломки, познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества. Обработка соломы заключает в себе давние традиции и опыт многих поколений. В недалеком прошлом приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время такая преемственность прервалась. Сохранить традицию, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного опыта помогает данная образовательная программа художественной направленности.
Основной целью формирование компетенций для практической деятельности по созданию флористической продукции, развитие творческой и созидающей личности, способной к социальному и профессиональному самоопределению
Задачи:
- обучение технологическим приемам работы с соломкой;
- развитие творческого мышления, способности создания и реализации задуманного образа, развитие интереса к изучению народных традиций;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через восприятие эмоциональной стороны создаваемых изделий композиций, проектов, воспитание уважительного отношения между членами коллектива посредствам совместной творческой деятельности.
Программа модифицированная, при составлении программы использовались материалы авторской программы “Колосок” В.Л. Чуковой (г. Москва, 2002 год). Отличительной особенностью данной программы является более полное изучение технологических приемов работы с соломкой. В частности, к имеющимся в базовой программе разделам “Аппликация” и “Макеты архитектурных сооружений” добавлены разделы “Декоративная скульптура”, “Плетенные изделия”, направленные на освоение навыков соломоплетения.
Региональный компонент занимает значительное место в программе, одним из основных направлений которого является изучение народных праздников. Народные праздники занимают важное место в воспитании человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания, песню, загадку, игру, художественную деятельность.
Праздники «приближены» к современному ребенку, они ему понятны или знакомы, и поэтому легко сообразуются с прошлым опытом и знаниями. Обучающиеся изготавливают игрушки и через игрушки познают смысл народного творчества и общечеловеческих ценностей, освоение и присвоение которых происходит через труд.
Для праздника присущи насыщенность и эмоциональность, возможность обучающихся выплеснуть эмоции - это способ самовыражения и самореализации.
В программу введен блок по изучению основ художественной грамотности, обучающиеся получают дополнительные знания о средствах художественной выразительности. В качестве исходных материалов использованы разделы «Основы художественного изображения», «Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения» типовой программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). Составитель Т.Я.Шпикалова(г. Москва 1997 год) Материал в данной программе изложен с учетом национального своеобразия удмуртского орнамента.
Программа является развивающей: кроме формирования и закрепления большого объема практических навыков и умений по работе с природным материалом, у обучающихся в процессе изучения программы идет расширение знаний о культуре родного края.
Отличием программы является заложенные в ней возможности для развития творческой личности обучающегося. Этому способствует проведение всевозможных конкурсов (например «Творческая мастерская»), праздников (например» Город мастеров») составление творческих проектов по использованию краеведческого материала в разработке художественных изделий, исследовательских работ.
В процессе работы по программе для обучающихся созданы все условия для личностного развития и профессионального самоопределения в ходе знакомства с различными профессиями художественного и культурологического цикла. С этой целью проводятся встречи со специалистами (Центра народного творчества, краеведческого музей, центрами национальных культур), встречи с выпускниками высших учебных заведений по соответствующим специальностям.
Программа реализуется в рамках творческого объединения, предназначена для обучающихся 8-14 лет, в группах смешанного состава.
В объединение дети приходят с минимальным уровнем представлений, о технологии работы с соломкой. Поэтому все разделы и темы программы построены по степени возрастания сложности, опираются на использование базовых знаний обучающихся в таких областях школьной программы как изобразительное искусство, художественный труд, краеведение, биология. Материалы занятий не дублируют школьную программу, они дополняют и углубляют знания обучающихся, тем самым происходит интеграция основного и дополнительного образования.
Принципы реализации программы:
- побуждение и развитие интереса к активной познавательной и творческой деятельности;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся и создание условий для творческого развития личности;
- проблемный подход в обучении;
- доступность программы;
- наглядность работы, демонстрация процесса обучения;
Опираясь на данные принципы, построен программный материал и организуется образовательная среда.
Этапы реализации программы:
Образовательный уровень |
Возраст обучающихся |
Год обучения |
Количество занятий в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Репродуктивный «Добро пожаловать в соломенный мир». |
8-10 лет |
Первый |
2 |
4 |
144 |
Эвристический «По дороге творческих открытий» |
10-12 лет |
Второй |
3 |
6 |
216 |
Креативный «Путь к творчеству » |
12-14 лет |
Третий |
3 |
6 |
216 |
Оптимальная наполняемость групп 10 человек.
Первый год обучения «Добро пожаловать в соломенный мир», предполагает овладение обучающимися базовыми знаниями и умениями в процессе познания истории родного края, изучения основных видов деятельности с природным материалом. В частности, обучающиеся знакомятся с природным материалом, осваивают основы композиции, стилизации, цветоведения, составляют и изготавливают аппликации (по образцу) изучая исчезающие виды растений и животных Удмуртии. Изучая мифы и легенды родного края, мастерят героев мифологических сюжетов в технике соломенная скульптура. Знакомятся с техникой соломоплетения, изучают виды плетешков, варианты плетений, осваивают прошивную технику, изготавливая предметы быта: короб, блюдо. Изучают места поселений, жилища наших предков, полученные знания непосредственно применяют в практической деятельности, изготавливая макеты четырех стеной избы. Форма обучения преимущественно коллективная. Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через тестирование, контрольные практические задания, выставки среди участников данного объединения.
Второй год обучения «По дороге творческих открытий» предполагает переход от простого к более сложному, практические задания направлены на выполнении изделий не по шаблону, а с учетом свободного выбора и творческого самовыражения. Содержание программы направлено на более углубленное знакомство с основами художественной грамотности, привитие практических навыков по изготовлению аппликаций и плетенных изделий в национальном стиле, знакомятся с традиционными формами и конструкциями пауков. Обучающиеся изучают народные праздники, прослеживают особенности культуры и традиций национальной самобытности каждого народа, проживающего на территории Удмуртии. Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через контрольный опрос, зачетное практическое задание.
Третий год обучения «Путь к творчеству » предполагает поисковую и исследовательскую деятельность по изучению обрядов и фольклора родного края. На основе полученного материала обучающиеся разрабатывают собственные эскизы сюжетных композиций, по которым изготавливают аппликации, используя разнообразные способы и приемы художественной обработки соломки. Изучая памятники архитектуры Удмуртии и Игринского района, штудируя исторические документы, собирают макеты архитектурных сооружений давно исчезнувших, и посей день действующих храмов и церквей. В связи с повышением уровня сложности преобладает индивидуально-групповая форма работы. О результатах обученности можно судить по разработке и созданию обучающимися творческих проектов, итогам участия в районных, республиканских выставках декоративно-прикладного творчества.
Для выполнения данной программы используются разнообразные приемы и методы обучения с учетом специфики изучаемого материала, возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Методы обучения по активности обучающихся (использована классификация Е.Я, Голанда, И.Я. Лернера):
- активные: работа с книгой, методической папкой, технологической картой;
- пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
Методы по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый (эвристический).
- креативный
Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой):
- игра;
- создание эмоционально окрашенных ситуаций;
- поощрение и похвала;
- чередование творческой деятельности
Методы воспитания: словом, делом, игрой, общением, отношением.
Методы воспитания и развития:
- развивающая, познавательная игра;
- самостоятельная работа;
- коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности
Методы контроля и самоконтроля:
- контрольные задания: игры, викторины, кроссворды, тесты;
- самооценка;
- педагогический отзыв (устный или письменный);
- выставка работ обучающихся
Во время образовательного процесса большое внимание уделяется вопросам техники безопасности.
С целью более полной реализации задач программы на занятиях необходимы:
- учебно-наглядные пособия:
- по законам композиции;
- цветовому кругу;
- по основам стилизации;
- по видам основных видов аппликаций;
- по видам основных видов плетешков;
- раздаточный дидактический материал для индивидуальной работы обучающихся:
- технологические карты по основам технологий изготовления изделий;
- схемы, рисунки народных орнаментов;
- викторины и кроссворды по народному творчеству и краеведческому материалу;
- материалы и инструменты:
- солома ржаная, овсяная, пшеничная;
- ножницы, клей, иглы, нитки, проволока, картон, калька, ткань, резак;
- методический фонд и средства обучения:
- образцы изделий по прикладному искусству;
- литература по декоративно- прикладному искусству и краеведению;
- тематические папки с подборкой наглядного и познавательного материала по темам и
разделам программы для самостоятельной работы обучающихся;
Оценивание результатов обучения осуществляется через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими образовательной программы дополнительного образования. Организуется входная диагностика (в начале учебного года), промежуточная аттестация (в конце первого полугодия), итоговая аттестация (в конце учебного года). На каждого обучающегося заводится и заполняется индивидуальная карточка учета результатов обучения и личностного развития ребенка, которые позволяют проследить достижения обучающихся в динамике в течение прохождения всего курса.
Обучающиеся должны знать:
- терминологию по декоративно-прикладной работе с соломкой;
- свойства различных злаковых растений и их применение в прикладной работе;
- теоретические основы художественной грамотности, название инструментов и материала, применяемых в работе с соломкой, правила техники безопасности;
- краеведческий материал, указанный в программе.
Обучающиеся должны уметь:
- планировать последовательность операций и время работы;
- отбирать нужные для работы материалы и инструменты, иллюстративный и фактический материал на заданную тему;
- изготавливать изделия на основе эскиза, личных впечатлений, представлений;
- самостоятельно выполнять все изученные за 3 года отработочные и сборочные операции;
- По окончанию изучения программы предполагается достичь следующих результатов: Может решать следующие жизненно-практические задачи:
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе;
- оформлять своё жизненное пространство на основе полученных умений по фитодизайну;
- участвовать в дизайнерских проектах с использованием природного материала;
- участвовать в конкурсных проектах с соломенными изделиями;
- налаживать контакт и деловые коммуникации со сверстниками, профессионалами в данной области;
- создавать презентации своих компетенций на примере выполненных работ.
Прогнозируемый результат: желание обучающихся в дальнейшем расширять и углублять свои знания по народной культуре, традициям и распространять свои знания через общение и изготовление изделий декоративно-прикладного творчества; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению
Посмотреть программу полностью (нажмите здесь)