E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Шурыгина Елена Леонидовна, преподаватель

Шурыгина Елена Леонидовна,

преподаватель,

МКОУДО «Шуваловская ДШИ»

Костромского района Костромской области

Применение инновационных технологий

в деятельности преподавателя теоретических

дисциплин в ДМШ, ДШИ

(методические рекомендации из опыта работы) 

    Детская школа искусств на современном этапе развития целями своей деятельности определяет: выявление одаренных детей в области искусств в раннем детском возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, приобретение опыта творческой деятельности, формирование личности. Для достижения поставленных целей в ДШИ осуществляются следующиевиды деятельности: образовательная, воспитательная, культурно-просветительская,  концертно-выставочная, методическая, повышение профессиональной квалификации преподавателей. Преподаватель музыкально-теоретических предметов в ДШИ участвует во всех перечисленных видах деятельности школы.

Научно-технический прогресс, время информационных и компьютерных технологий,  возрождение православных ценностей оказывают огромное влияние на характер деятельности преподавателей ДШИ, призванных работать с большим информационным объемом,  в первую очередь преподавателей музыкально-теоретических предметов. Речь идет о широком применении инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. Инновационная деятельность преподавателя направлена в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства: совершенствование учебных программ; применение инновационных методов и форм обучения; проведение внеклассных воспитательных мероприятий с привлечением новейших информационных средств обучения: создание видеофильмов, слайд-шоу, презентаций и др.; использование в работе Интернет-ресурсов, информационных технологий.

Преподаватель теоретических предметов в сельской малокомплектной ДШИ, как правило, ведёт работу с учащимися на протяжении всех семи лет обучения: 1-3 классы – слушание музыки, 4-7 классы – музыкальная литература, с 1-го по 7-ой классы – сольфеджио. Наряду с образовательной это и воспитательная, культурно-просветительская деятельность педагога. Целью данного сообщения является рассмотрение  вопросов специфики применения преподавателем теоретических предметов традиционных и инновационных методов и форм работы в обучении и воспитании учащихся ДШИ.

Одним из ведущих в современной педагогике методов является проблемно-поисковый метод обучения, где в процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Преподаватель организует работу учащихся таким образом, что они сравнивают и анализируют фактический материал, делают необходимые обобщения и выводы, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д. Например, на уроках музыкальной литературы при проблемно-поисковом методе используются следующие виды деятельности: работа над текстом произведения, анализ эпизода или целого произведения, составление плана как прием анализа части или целого произведения, сравнительная характеристика героев, анализ поставленной проблемы, подготовка и ыступление с докладом и т.д.

Наряду с традиционными формами урока применяются новые формы, в педагогике получившие название  эффективных уроков.  Среди них:

- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, ролевая игра, кроссворд,викторина;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, интервью, репортаж, рецензия;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: например, урок-презентация;

- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, дискуссия, телепередача, "живая газета", устный журнал;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная;

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Что? Где? Когда?", "Эрудит", спектакль, концерт, инсценировка, "клуб Знатоков" и др.

- открытые уроки с присутствием родителей.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДШИ.

Наконец,  интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. Остановимся на этой форме урока подробнее. Не вызывает сомнения, что одним из важнейших принципов современного образования является переход от пассивных форм обучения к активным, коллективным формам обучения, где доминирующее положение занимают такие методы и формы, которые способствуют развитию личности учащегося, формирования его духовной культуры, целостности и ассоциативности художественных представлений, включающие в себя умение вести конструктивный диалог, сопрягая ценности различных областей искусства, называемые интеграционными. 

 Интеграция означает глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в систему обучения новизну и оригинальность, имеют определённые преимущества для учащихся: способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса; увеличивают долю проблемных ситуаций, активизируют мыслительную деятельность, позволяют применять полученные знания в реальных условиях; формируют исследовательский тип личности; увеличивают информативную емкость урока; способствуют снятию перенапряжения и утомляемости учащихся. Преимуществами проведения интегрированных занятий для преподавателей являются более эффективное использование учебного времени, использование современных форм обучения, повышение роста профессионального мастерства.

       Возможность проведения интегрированных уроков предполагает выполнение следующих условий: объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими; в интегрированных учебных предметах используются одинаковые, близкие методы исследования; эти предметы строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях. Для создания психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности учащихся на интегрированном уроке применимы общедидактические и исследовательские, проблемно-поисковые методы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа; метод опережающего обучения, стимулирования и мотивации интереса к учению, сравнительно-теоретического анализа.

Интеграция различных видов искусств на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ представляет собой «двустороннюю смысловую связь» и предполагает «диалог» искусств,  важнейшая функция которого – представить музыку, литературу, живопись, театр и другие виды искусств частью духовной культуры; дать представление о специфике преобразования действительности различными видами искусства; показать соотношение родственных тем, сюжетов и образов, общие эмоциональные лейтмотивы и эстетические принципы. Основная цельтаких уроков – воспитание человека, умеющего не только мыслить, сопоставлять, анализировать, но и умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и другие виды искусств. Практика показывает, что интегрированные уроки благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они прежде всего на эмоциональное восприятие литературы, живописи, музыки, а это восприятие всегда активно. Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие разных видов искусств, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве.

       Интегрированные уроки относятся к нестандартным формам урока. Они проводятся один раз в четверть, в полгода или год,  требуют тщательной подготовки и творческой инициативы группы преподавателей разных предметов. Их задачи состоят в определении содержания и объема учебного материала согласно поставленным целям и задачам интегрированного урока, выборе форм и методов реализации учебного материала.  Необходима координация деятельности и действий преподавателей в процессе подготовки и проведении интегрированного урока. В роли координатора выступает ведущий преподаватель по проблеме урока. В его обязанность входит, прежде всего, конструирование содержания дидактического материала, определение его оптимального объема и роли каждого преподавателя на уроке, средств их взаимодействия и активизации деятельности учащихся в процессе урока, рациональной технологии реализации содержания интегрированного урока, достижение цели.

Технология проведения интегрированного урока может быть разной. Это зависит от целей, задач и содержания урока, способов деятельности, ситуаций, которые возникают в процессе его проведения. Традиционно она такая: сообщение темы, ознакомление учеников с целями и задачами урока, вступительное слово ведущего преподавателя, общение преподавателей и учащихся, комментарии, рецензирование, подведение итогов урока. К сожалению, использование материала интегрированного урока носит нередко иллюстративный характер, тогда как на интегрированном уроке виды искусств (музыка, литература, изобразительное искусство) должны находиться в глубокой взаимосвязи. Интегрированный урок искусства и литературно-музыкальная композиция – это не одно и то же.

Задача преподавателя, планирующего интегрированный урок, – разработать композицию урока, определить его основные части и их соразмерность, с особой тщательностью отобрать как музыкально-литературный, так и наглядно-иллюстративный материал. Драматургия урока строится вокруг главного центра, будь то литературный герой, музыкальный образ или шедевр изобразительного искусства. Такой урок обязательно имеет кульминацию, подход к ней, заключение-вывод. В идеале интегрированный урок по содержанию и по форме должен представлять собой произведение искусства. Начало интегрированного урока представляет собой своеобразную увертюру – вступление к уроку. Это вступление должно быть необычным, ярким, запоминающимся. Это может быть или мелодекламация, или отрывок из музыкального произведения, или романс. Особое значение в драматургии интегрированного урока имеет кульминация. Например, в нашей детской школе искусств интегрированный урок на тему «Самый русский композитор С.Рахманинов» начинался с прослушивания музыкального фрагмента фортепианного концерта № 3 композитора;  кульминацией урока явилось прослушивание романса Рахманинова «Судьба» на стихи А. Коринфского, с использованием иллюстраций работ художника И.Левитана «Тихая обитель» и «Над вечным покоем».  Интегрированный урок на тему «М.Мусоргский и В.Гартман. История одного шедевра» начинался с песни Г.Гладкова «Картина»; кульминацией звучала финальная пьеса цикла «Картинок с выставки» «Богатырские ворота в Киеве».

Важную роль в повышении эффективности интегрированного урока играет его учебно-материальное и техническое оснащение. Так, в нашей школе для повышения эффективности таких уроков широко используются аудио- и видеозаписи музыкальных произведений, репродукции картин художников, справочные таблицы, видео-презентации с применением медиапроектора, обязательное живое исполнение произведений урока преподавателями и самими учащимися. Интегрированный урок в ДШИ должен быть одухотворен личностью самого преподавателя, его коллег, участников урока, которые ярко и убежденно раскрывают свое собственное отношение к искусству, как это делает исполнитель, композитор, художник. Только тогда можно увлечь детей искусством, пробудить в них эмоциональную отзывчивость, умение слушать стихи, музыку, видеть изобразительно искусство, развить потребность общения с искусством в повседневной жизни.

Подведение итогов интегрированного урока предполагает следующие выводы: соотношение реально достигнутых результатов с поставленными целями и задачами урока, оценка лучших выступлений учащихся с точки зрения интеграции знаний, уровень учебных достижений, выявление резервов повышения эффективности интегрированного урока.

Хочу поделиться опытом интеграционной работы в Шуваловской ДШИ. Планирование и проведение преподавателем музыкально-теоретических дисциплин интегрированных учебных и внеклассных мероприятий возможно благодаря тесному вдаимодействию с преподавателями инструментальных отделений школы (фортепиано, скрипка), вокально-хоровых дисциплин, предметов изобразительного цикла. Так, с приходом в школу молодых специалистов отделения изобразительного искусства я, как единственный в школе преподаватель-теоретик, в буквальном смысле слова ощутила прилив творческих сил, открыла в себе потенциал для реализации новых интересных идей и замыслов. При поддержке и помощи этих преподавателей я начала активно осваивать и применять в работе инновационные технологии. Сейчас на уроках слушания музыки и музыкальной литературы, во внеклассных занятиях я широко использую ИКТ-технологии, Интернет-ресурсы, видеопоказы с помощью медиапроектора. Совместно с преподавателями провожу интегрированные уроки-концерты, посвященные знаменательным событиям и датам в мире искусства. В ходе таких уроков звучат музыкальные произведения в исполнении преподавателей, руководитель художественного отделения обеспечивает наглядно-иллюстративный материал, увлеченно рассказывает о творчестве, стиле работы известных художников, эпохе, в которую они жили, проводит интерактивные упражнения с юными музыкантами-участниками мероприятий, организует выставки работ детского творчества.

Так, за последние 3 года были проведены следующие занятия: внеклассное мероприятие «Волшебный мир искусств» в рамках проекта «Музыкально-выставочный салон»,  концерт-беседа «Классика ХХ века»: «С.С.Прокофьев. Жизнь и творчество. К 120-летию со дня рождения композитора»,  «К 105-летию Д.Д.Шостаковича», интегрированный урок с приглашением родителей к 140-летию со дня рождения С.В.Рахманинова «Самый русский композитор», внеклассное мероприятие к юбилею М.П.Мусоргского «М. Мусоргский и В.Гартман. История одного шедевра».На этих занятиях помимо использования материалов литературного и изобразительного творчества звучала музыка в живом исполнении учащихся и преподавателей класса фортепиано, скрипки, вокала, инструментальных ансамблей. Трудно переоценить роль концертов, посвященных юбилеям композиторов, – они важны и для исполнителей (обогащается опыт исполнения произведений различных стилей и композиторов), и для слушателей, так как расширяют их эрудицию и кругозор, ведь не все исполняемые произведения изучаются в курсе слушания музыки и музыкальной литературы.

Ниже приводятся примеры использования мною на уроках слушания музыки и музыкальной литературы технологий межпредметных связей:

К.Сен-Санс «Карнавал животных», изображение детьми «героев» сюиты, разучивание песен А.Ермолова «Тигрёнок» и М.Дунаевского «33 коровы»;

«Детские пьесы для фортепиано Д.Д.Шостаковича», портрет юного Мити Шостаковича работы художника Б.Кустодиева, музьтфильм «Танцы кукол», видеофрагмент фильма «Встречный», «Песня о Встречном», стихи о героях «Детской тетради», инсценировка танцев сюиты «Танцы кукол»;

«Музыка бури и натиска композитора Бетховена», 17-ая соната и 5-ая симфония композитора и иллюстрации работ художника Уильяма Тернера «Снежная буря», «Извержение вулкана»;

«Импрессионизм в музыке и живописи», произведения К.Дебюсси и М.Равеля, иллюстрации работ художников К. Моне, К.Писарро, О.Ренуара, Г.Челлеботе;

К 170-летию Э.Грига «Легенды северного народа», Сюита «Пер Гюнт», фортепианные проиведения «Шествие троллей», «Танец эльфов», «Листок из альбома», «Норвежский танец», художественные фотографии портета Э.Грига, иллюстрации к сказкам норвежских писателей Т.Киттельсона и Т.Брингсвера, работы художника Дж.Харви;

«Русское народное творчество. Масленица» Произведения П.Чайковского, Р.Щедрина, иллюстрации работ художников Б.Кустодиева, В. Сурикова.

Продолжая разговор о применении в деятельности преподавателя теоретических дисциплин ДШИ инновационных методов работы, необходимо сказать о методе проектов. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Основными требованиями к использованию метода проектов являются: наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов, самостоятельная деятельность учащихся, структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), использование исследовательских методов.

Для развития учащихся ДШИ в сельской местности проектная деятельность это основная возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. В группах с малой наполняемостью детей проект выходит за пределы урока во внеклассную  деятельность. Небольшой контигент учащихся позволяет объединять их для совместной творческой деятельности.

Наша школа располагается в здании средней общеобразовательной школы, значит,  возможно тесное сотрудничество основного и дополнительного образования в ходе реализации проектов.

Сотрудничество с библиотеками, домами культуры, другими  социальными учреждениями открывает широкие возможности для реализации культурных проектов. Например,  выступая с концертами, выставками в детских домах, реабилитационных центрах, учащиеся особенно осознают значимость своей творческой деятельности.

В рамках проекта можно использовать такие формы работы, как ученическая конференция, конкурс творческих работ, учебное исследование. В ходе проектной деятельности учащихся решаются следующие задачи: приобретается функциональный навык исследования как универсального способа освоения действительности; происходит развитие способности к исследовательскому типу мышления; активизируется личностная позиция учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены каким либо образом: создание видеофильма, фотоальбома, каталога, компьютерной газеты, доклада и т.д.

Первым опытом ученической конференции в нашей школе можно считать творческую встречу «Великий Бах, ты – музыка Вселенной!» в марте 2015 года. Первым этапом была творческая встреча с учащимися художественного отделения в форме беседы-концерта. Дети слушали музыку в звучании клавесина, фортепиано, смотрели фрагменты фильма «Сказки старого пианино». Домашним заданием было нарисовать работы под впечатлением музыки композитора. Лучшие работы были отобраны для участия в VI межрегиональном фестивале искусств «Играя Баха» в номинации «Слушая музыку Баха…» Учащийся Дмитрий Колесов стал дипломантом II степени фестиваля. 

Во втором этапе конференции приняли участие юные музыканты.  Предварительная  работа включала подготовку докладов учащихся. Темы: важные периоды в жизни  и творчестве композитора, Веймар, Кётен, Лейпциг, творческая жизнь музыки Баха после его смерти. Дети разучили стихи о композиторе поэтов Б. Дубровина, Ф. Рощина, В. Черченко, В. Задорожного. Шла подготовка видеопрезентации. На вечере звучали фрагменты записи популярных произведений композитора, живое исполнение музыки. В завершение встречи слушатели получили домашнее задание: тесты о жизни и деятельности композитора.

Через год, в феврале 2016-го, была проведена ученическая конференция «Бетховен. Обращение к человечеству XXI столетия», посвященная юбилею великого немецкого композитора. Ведущими конференции выступали сами учащиеся, старшеклассники. Были подготовлены доклады учащихся. В ходе конференции был проведен конкурс на лучшее прочтение стихов о композиторе. Звучали строки стихов И. Сельвинского,  К.Льдова, В.Рождественского, П. Михня, В.Федорова, Е. Камориной. Учащейся 6 класса была подготовлена и представлена презентация «Последний период жизни и творчества композитора». Кроме записей звучала музыка гения в исполнении учащимися и преподавателями школы. Старшеклассники подготовили домашние задания для слушателей (кроссворды, тесты по творчеству композитора). В конце конференции все участники получили сертификаты. Дизайн сертификата разработала руководитель художественного отделения школы С.А.Альба.

На протяжении трех лет я активно занимаюсь разработкой и реализацией общешкольных проектов. Мною разработан проект «Музыкально-выставочный салон», подготовлена теоретическая часть проекта детских передвижных выставок работ учащихся школ искусств Костромского района «Праздник детства»,разработан 2 этап проекта детских передвижных выставок «Дорогами детства» с привлечением музыкального отделения ДШИ в рамках районного проекта «Здравствуй, музыка!», победителя международного грантового конкурса «Православная инициатива–2014».

        Подводя итог выше сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что инновационная деятельность преподавателя теоретических дисциплин в детской школе искусств является неотъемлемой частью деятельности школы в условиях реализации общих целей и задач  создания условий художественного образования и эстетического воспитания учащихся,  приобретения ими опыта творческой деятельности, личностного развития, профессионального самоопределения. 

ЛИТЕРАТУРА:

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. - М., 1991год.

Гальперин П. Методы обучения и умственного развития ребенка. –  М., 1985.

Границкая А. Научить думать и действовать. – М., 1991.

Максимова Н.В. Интеграция в системе образования. – СПб, 2000.

Московская С. Педагогика будущего – синтез искусств. СПб, 1995.

Овсянкина Г. Музыкальная психология. СПб, 2007.

Селевко Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 2005.

Шалагинова Т. Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. – СПб, 2007.

Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в художественном развитии школьника.  – АПН Луганск, 1990.

  Наверх