E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Тюрина Мария Игоревна, преподаватель художественного отделения

Тюрина Мария Игоревна,

преподаватель художественного отделения,

МБОУ ДОД «ДШИ № 11»,

г. Астрахань

Нравственное и художественное формирование личности

на уроках изобразительного искусства в ДХШ и ДШИ.

Сообщение преподавателя Тюриной М. И.

  1. Введение.

      Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями и впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает автор учебников по изобразительному искусству Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимания без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”. Основная Концепция современного образования – это духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Личность ребенка – это цель образовательной системы. Ребенок не должен являться только сосудом, который школа до краев наполнит знаниями. В свете сегодняшнего времени основная задача – вырастить человека, который будет понимать, что именно он знает и как этими знаниями воспользоваться в дальнейшей жизни. Для воспитания этих качеств подходят личностно-ориентированные технологии, в центре которых – личность ребенка, реализация его природного потенциала.

       Я убеждена, что задача любого учителя изобразительного искусства состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества для познания окружающего мира и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребёнка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.

    Изобразительное искусство – особый предмет, и его нельзя преподавать, как другие предметы. В искусстве недостаточно передачи знаний, формирование умений и навыков. Искусство не только изучается, но и проживается. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Ребёнок должен изучать искусство для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т. е. приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Для успешного усвоения не только программного материала, но и развития духовного здоровья учащихся на уроках постоянно должна создаваться атмосфера увлечённости предметом. Учитель должен сформировать на уроке необходимую для этого эмоциональную атмосферу.

  1. Что такое ИЗО? Формирование личности на уроках.

Предмет ИЗО, как никакой другой, способствует развитию и формированию лучших качеств личности, так как процесс обучения строится на изучении высочайших образцов культуры человечества и выполнении большого количества творческих работ. Для более полной реализации личностно-ориентированных технологии я применяю интеграцию почти со всеми предметами: литературой, музыкой, историей, географией, ОБЖ, физической культурой, музыку и фрагменты фильмов

На уроках ИЗО учащиеся получают возможность развиваться и совершенствоваться в творческой и непринужденной обстановке. У школьников есть возможность работать в своем темпе, реализовывать задачи своего уровня, используя различные техники ,создавать интересные работы на любом этапе своего развития. Такие уроки создают для учащихся ситуацию успеха, что очень значимо в процессе становления личности. Темы многих уроков затрагивают важные и глубокие аспекты жизни, заставляют думать, сопереживать, анализировать и делать выводы, учат ответственности человека за свои действия, помогают духовно расти.

По моему мнению, воспитание в ребенке патриотических чувств как нельзя лучше соответствует Концепции современного образования. В наше время актуальна проблема низкого уровня патриотизма у молодежи. Государство сейчас активно работает над повышением этого уровня через проведение всевозможных акций, посвященных военно-патриотической тематике и здоровому образу жизни, начинается работа по формированию правильного представления о семейной жизни и самоопределению молодежи. Школа не может и не должна остаться в стороне. Конечно, очень многое делается в процессе воспитательной работы школы, но и учителя – предметники могут внести значительный вклад в решение этой проблемы. Патриотизм заключается не только в знании истории своей страны и уважении к ее традициям, но и развитии каждого человека, как гармоничной личности. Чем больше в стране гармонично развитых людей, тем выше потенциал страны, лучше уровень жизни. По мере взросления и роста человека горизонты восприятия мира расширяются от понимания Я до осмысления Вселенной. Поэтому градация направлений идет по возрастающей. Все эти вопросы изучаются в каждом классе, но степень глубины погружения в тему и осмысления вопросов увеличивается по мере взросления.

Для каждого человека с рождения и в течение жизни важна собственная личность, свое мироощущение. На уроках, в самых разных техниках, мы учимся изображать себя, любить себя, искать в себе то, чем мы уникальны и отличаемся от остальных. Научишься любить и уважать себя – сможешь любить и уважать других. Раскроешь свои способности – найдешь свое место в этой жизни, принесешь пользу обществу. На уроках, посвященных спорту, мы пропагандируем ЗОЖ, ребята – спортсмены делятся опытом с одноклассниками. Темы очень многих уроков затрагивают нравственные вопросы. Но особенно удачно реализуется осмысление этих вопросов при иллюстрировании библейских заповедей.

  1. Метод работы.

3.1  Здоровье сберегающий метод.

        И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровье сберегающих методах и приемах, которые используются мною на уроках изобразительного искусства. Приоритетными направлениями в  моей работе стали:

1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

3.  Здоровье сберегающие компоненты на уроке ИЗО:

-Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.

 -Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более – 80%.

4. Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы.

5.  Создание атмосферы сопереживания позволяет формировать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни, оказывает влияние положительных эмоций на здоровье. Задача создания атмосферы сопереживания – одна из главнейших. Строится она не только на работе учителя, но и на активной позиции учеников.

       По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.

3.2 Метод эстетического восприятия мира.

      Также на уроках изобразительного искусства происходит развитие эстетического восприятия мира, воспитание художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве. Учащиеся получают определенный уровень эрудиции в сфере искусства. Учатся делать сознательный выбор видов художественно-творческой деятельности, в которых можно проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Игра – это путь познания своих возможностей. Включение в урок игр и упражнений, способствующих усвоению новых терминов и понятий позволяет сформировать общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

Например: 1. Продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию.

Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...

2. Объясните значение слова. Например: ритм — это…, дизайн — это…, архитектура – это… 3.Диагностическое упражнение «Вспомни слово». Задание постепенно усложняется.

 Такое упражнение часто использую в начале урока.

Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

Игры и упражнения по цветоведению способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По моей просьбе ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий по темам:

Цвет в произведениях живописи. Освещение. Свет и цвет.

2. Назовите основные, дополнительные, составные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами при закреплении следующих тем:

Цвет в произведениях живописи. Изображение предметного мира - натюрморт. Цвет в натюрморте. Роль цвета в портрете. Пейзаж настроение. Природа и художник.

3. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

Такое задание можно провести при изучении тем: Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения.

4. Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской черного цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д.

Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Эта игра на закрепление понятий о разбеливании цвета в теме «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен».

Также на уроках ИЗО провожу игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы, которые способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение, логическое мышление.

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

 2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».

Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения. Темы, при изучении которых может быть использована данная игра: Выразительные возможности натюрморта. 

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Цвет в натюрморте.

3. Игра-головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных (задание носит творческий характер). Упражнение помогает развитию творческого воображения.

4. Назовите предметы, похожие на геометрические тела. Упражнение на логическое мышление. Темы для упражнения: Форма. Рисование с натуры предметов простой формы . Выполнение натюрморта с натуры .

5. Составьте из готовых геометрических фигур древнеславянский орнамент. Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента, проводится в 3 классе, после изучении темы «Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского костюма». Данное упражнение формирует эстетическое восприятие действительности.

 6. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе. Такое задание развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения мозаичного панно в 2 классе.

3.3 Применение компьютерных технологий.

Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Устойчивый познавательный интерес формируется и через занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.

Для этого на уроках используются компьютерные презентации, в которых зрительный ряд преподносится таким образом, чтобы у учащихся возникало четкая уверенность в том, что им под силу данное задание, появлялось острое желание его сделать и главное узнать о данной теме больше.

Применение компетентных технологий на уроках ИЗО создает эмоциональный настрой, воспитывает эмоции, развивает эстетический вкус и творческие способности. Изображения, созданные на компьютере, стремительно проникли во все сферы современной жизни, в том числе и в художественные профессии, чем облегчили труд художников – художников-дизайнеров. В своей работе я использую интерактивные методы обучения на уроках ИЗО.

Интерактивный метод. Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.

Главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.

К интерактивным методам относятся

· Учебные деловые игры,

· Мозговой штурм,

· Обыгрывание ролей,

· Игровое проектирование,

· Анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и др.

Критерии отбора методов обучения

1. Соответствие целям и задачам обучения и развития школьников;

2. Соответствие дидактическим целям урока;

 3. Соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;

4. Соответствие временным рамкам обучения;

5. Соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;

 6. Соответствие способу руководства учебной деятельностью;

7. Соответствие логике учебного процесса.

Стиль проведения интерактивных занятий

 Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход.

Основные требования его соблюдения:

 · гуманная педагогическая позиция;

 · ценностное отношение к учащемуся, его творчеству;

· создание на уроке культурно-информационной и предметно-развивающей среды;

 · владение методикой и основами образовательной технологии;

· целенаправленное развитие индивидуальности учащегося.

Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером. Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам. Интерактивные формы и методы обучения на уроках ИЗО позволяют преподать материал в доступной интересной, яркой и образной форме, способствуют повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности, лучшему усвоению знаний, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

  1. Учимся ставить задачу « Я и …».

Задача второго направления «Я и семья» - воспитать человека, для которого понятие «семья» будет важным и относится к созданию семьи и рождению ребенка он будет осознанно и ответственно. Мы много говорим о роли матери в процессе развития и становления человека, стараемся сформировать на уроках правильное понимание ролей каждого члена семьи, говорим о путях создания доверительного микроклимата в семье, роли бабушек и дедушек в сохранении и приумножении семейных традиций.

Задача направления «Я и школа» - помочь детям правильно осмыслить роль школы в процессе их развития и формирования как личности, учить жить и развиваться в коллективе. Это первая проверка на социальную адаптацию ребенка. Школа – это второй дом. Наша задача – сделать этот дом уютным и чистым, украсить его (чем мы и занимаемся на уроках ИЗО и технологии). Роль учителя в процессе становления и формирования ребенка очень высока, мы учимся видеть и замечать, сколько труда и любви вкладывают в учеников учителя. Труд учителя недооценен и мы пытаемся восполнить этот пробел, создавая проекты памятников педагогам и рисуя портреты своих любимых учителей. Мы рисуем портреты друзей ребенка, потому что именно в школе ученик приобретает друзей, с которыми он общается на протяжении всей жизни. Он учится важным понятиям: преданность, верность, умение помочь в трудную минуту. По тому, какие друзья у человека, можно судить о нем самом.

Направление «Я и культура» знакомит с культурой разных стран, учит сохранять и приумножать информацию, переданную предыдущими поколениями.

На уроках мы знакомимся с культурой стран, оказавших наибольшее влияние на развитие общечеловеческой культуры. Стараемся понять культуру и мировоззрение других людей, что ведет к развитию толерантности. К сожалению, в связи с общим падением уровня образованности и культуры, дома учащиеся получают очень мало информации об истории России. Ведущую роль в этом вопросе берет на себя школа. Мы знакомим с народными промыслами, укладом жизни наших предков, обычаями и праздниками. Много уроков посвящено истории человечества. Мы изображаем и осмысливаем наиболее значимые события мировой истории. Для расширения кругозора и развития творческих способностей мы копируем живописные полотна и иллюстрируем произведения русской и зарубежной литературы.

К сожалению, очень малое количество родителей серьезно и планомерно занимаются досугом детей. Многие дети впервые с классом посетили театр, цирк или музей. Наша задача – закрепить позитивные ощущения от причастности к миру искусства, чтобы ребенок захотел посещать эти заведения еще.

Задача направления « Я и мое Отечество» – воспитать поколение, которое будет гордиться тем, что они - россияне, и живут в самой замечательной стране. Которую они, вырастая, сделают процветающей. Знание истории и культуры России должно привести к появлению чувства гордости за свою страну. Страну с великой культурой и историей. Я считаю, что этот блок – один из самых важных. И центральное место в нем занимают темы, посвященные Великой Отечественной Войне. Потомки победителей в ВОВ должны не только чтить ветеранов, но и знать какой ценой досталась Победа! Дети должны прочувствовать, что война коснулась каждой семьи. Мы делаем иллюстрации к песням, книгам и фильмам, чтобы дети прочувствовали, как трудно было солдатам на войне, как сложно было в тылу, чтобы поняли, почему мы обязаны ветеранам жизнью.

Мы учимся принимать современную Россию с ее красотами, достижениями и проблемами. Родину надо любить любую. А также осмысливать: а что я могу сделать, чтобы моя Родина стала еще краше.

И, наконец, последнее направление « Я и планета Земля» - дает понять ребятам, что нельзя сделать чистыми воздух и воду в отдельно взятом государстве. Земля - наш общий дом и надо учиться решать эти проблемы всем вместе. Мы осмысливаем общие проблемы человечества, связанные с экологией, экономикой и политикой, ищем возможные пути решения проблем.

В процессе обучения ученик проходит путь от ребенка до понимания себя, как части большого мира. Себя, как личности! Личности реализованной и созидающей. Кто научится созидать – разрушать не станет! Наша задача – научить детей видеть красоту во всем и научиться ее создавать. «Красота спасет мир!» Эта фраза проходит красной нитью через всю тематику уроков ИЗО.

  1. Заключение.

 Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровье сбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Здоровый образ жизни это требование времени.  

    Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься». Потому что, как подчеркнул Б. М. Неменский «в искусстве получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо». Художественная деятельность всегда воспитывала личность человека в прошлом, воспитывает с помощью информационных технологий, формируя ее эмоциональный мир – в настоящем. Единственный предмет в своем роде, который раскрывает духовный мир человека – это изобразительное искусство. И его пониманием, окружающий мир вокруг детей становится миром их изображения.

«Художник – это глаза человека» - говорил М.Волошин. И хотелось бы, чтобы «эти глаза» видели лишь прекрасное, истинно человеческое, а информационные технологии были «поводырем» в этом.

  1. Список литературы:

1.Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.

2.Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.

3.Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.

4.Лопуга Е. В, В. Ф. Лопуга В. Ф., методическое пособие «Валеология: здоровьесберегающие подходы к обучению и развитию детей», Барнаул, «Центр «Школа здоровья», 2003 г.

5.Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения, под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина, М., «Триада-фарм», 2002 г;

6.Первое сентября «Здоровье детей», 2007 - № 1 с. 12-15, № 2 – с. 12-14;

7.Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

8.Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.

9.Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.

10.Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.

Содержание:

  1. Введение;
  2. Что такое ИЗО? Формирование личности на уроках;
  3. Метод работы.

3.1.Здоровье сберегающий метод;

3.2.Метод эстетического восприятия мира;

3.3.Применение компьютерных технологий;

  1. Учимся ставить задачу «Я и …»;
  2. Заключение;
  3. Список литературы.
  4. Тюрина Мария Игоревна,  преподаватель художественного отделения

  Наверх