E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Кузьменко Юлия Николаевна, преподаватель

Кузьменко Юлия Николаевна,

 преподаватель,

Муниципальное автономное образовательное

учреждение культуры

дополнительного образования

МО г.Нягань «Детская школа искусств»

Методический доклад на тему:

«Особенности эстетического воспитания учащихся

в ДШИ и ДМШ»

План

1. Особенности эстетического воспитания младших школьников

2. Развитие интереса к музыке у детей в семье

2.1. Музыкальное воспитание детей в семье

2.2. Взаимодействие педагога - музыканта и семьи

2.3. Методы работы педагога – музыканта с родителями по эстетическому воспитанию младших школьников

4. Список литературы

 

1. Особенности эстетического воспитания младших школьников

«Эстетически воспитанный человек - это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты», - так определяет конечную цель эстетического воспитания краткий словарь «Семейное воспитание». В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство: общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.), ребенок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Детское художественное творчество - средство самовыражения и самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству. Оно широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника социально ценным содержанием, удовлетворяет эстетические потребности ребенка и способствует их всестороннему развитию. Искусство, кроме того, осуществляет своеобразную психотерапию, способствует снятию напряжения от учебы, труда и спорта.

Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально активной личности.

Семья представляет собой своего рода социальный «микрокосм», который с первых лет жизни приобщает ребенка к достижениям общечеловеческой культуры, поэтапно расширяет его кругозор, обогащает опыт. Успешность этого процесса напрямую связана с такими факторами родительской семьи, как возрастной состав, профессиональная подготовка и личностные предпочтения окружающих ребенка взрослых. Именно в семье благодаря заботе родителей о духовной жизни проявляются и реализуются интеллектуальные и эмоциональные возможности ребенка. Его привязанность к близким, доверие к ним определяют глубокое условие их взглядов, отношения к искусству, ценностных установок.  Подражательность младших школьников приводит к тому, что их эстетические предпочтения, как правило, совпадают с аналогичными предпочтениями родителей.

Естественно, что под влиянием семьи первоначально формируются интересы и эстетический вкус ребенка. При этом, чем более значимым в личностном отношении является взрослый, тем успешнее происходит присвоение малышом его эстетических пристрастий.

Семья регулирует художественное творчество младшего школьника, поддерживая или отвергая его интересы. Трудно предположить, что ребенок, который с дошкольного возраста не имеет других предметов для рисования, кроме шариковой ручки и обрывков тетрадей, сохранит желание рисовать и будет в дальнейшем с удовольствием этим заниматься. Ведь его рисунки никто не берег: не складывал в папку, не прикалывал к обоям, не показывал друзьям, не предлагал подарить в день рождения бабушкам-дедушкам, друзьям-приятелям. Никто не всматривался в эти рисунки. Они содержат много разнообразной информации. Используя их, психологи «заглядывают» во внутренний мир ребенка, выявляют проблему, подбирают пригодные для данного ребенка пути их решения.

Можно выделить несколько типов родительского отношения к эстетическому воспитанию ребенка.

Тип первый. Родители убеждены, что ребенку уготована судьба профессионала: музыканта, художника, актера, скульптора и т.д. Вопреки суждению педагогов о том, что для данного ребенка нецелесообразно планировать профессиональную карьеру, другие интересы и потребности малыша приносятся в жертву родительских амбициям. В этом случае неизбежно «силовое давление» на ребенка, а это в конечном итоге может привести к утрате теплоты и заинтересованности, без которой невозможны плодотворные взаимоотношения между детьми и их родителями.

Тип второй. Родители считают, что в наш суровый век искусство не может «прокормить» человека, тем более семейного. А поэтому, вопреки желанию ребенка, его занятия художественным творчеством вытесняются более практичными делами: иностранные языки, компьютер, экономика…

Тип третий. Родители, которые считают эстетическое образование необходимым направлением формирования интеллигентного человека.

Но и эти родители не всег­да могут самостоятельно «выстроить стратегию» эсте­тического развития своего ребенка. Им полезно, напри­мер, узнать, что младший школьный возраст очень пло­дотворен для музыкального развития. В это время за­кладываются основы музыкальной восприимчивости. Яркость, свежесть эмоциональных впечатлений детей, их отзывчивость на явления жизни, расположенность к усвоению новых знаний позволяют использовать про­стые и естественные, а значит практически доступные каждой семье приемы.

Отправной момент музыкального воспитания - вос­приятие музыки. Оно лежит в основе всех видов музы­кальной деятельности: слушания, исполнения, сочини­тельства. Наиболее доступным для каждого человека яв­ляется слушание.              Оно расширяет музыкальный круго­зор, благо, что дома можно слушать разную музыку. Грамзаписи, аудиокассеты, лазерные диски, синтезато­ры. Фактически, на любой семейный достаток.

Обдумывая, как помочь ребенку научиться слушать музыку, родители нередко обнаруживают, что сами этим умением не обладают. Что же делать? Ответ один - учиться вместе со своим ребенком. А ему наиболее до­ступны произведения, отражающие жизнь детей, ска­зочные образы, героические сюжеты, картины приро­ды. В этом случае роль взрослого сводится к тому, чтобы настроить маленького слушателя. При этом решающим фактором успеха становится увлеченность и заинтере­сованность близких.

Смолкли последние звуки. О чем спросить ребенка? Понравилась ли ему музыка. Какая она: веселая или грустная, торжественная или игривая, быстрая или мед­ленная... А может быть, ему удалось узнать прозвучав­шие музыкальные инструменты. Как видите, ни о ре­гистрах, ни о мелодической линии, темпе, динамике речь не идет.

Многократное прослушивание помогает ребенку глубже проникнуть в музыкальный образ, уточнить какие-то осо­бенности, на которые при предыдущих прослушиваниях ребенок не обратил внимания. Есть и другие приемы, которые повышают активность восприятия ребенком музы­кального произведения: движение под музыку, хлопки, ходьба, бег, танцевальные па, движения рук. Можно ис­пользовать игровые приемы, которые внесут дополнитель­ный эмоциональный настрой и закрепят интерес ребенка к музыке. Такие задания могут обыгрывать разные си­туации: «на уроке» (учитель - ребенок), «на концерте» (ребенок выступает в роли лектора). Задача - помочь ребенку поделиться своими впечатлениями о музыке, сформулировать мысли, оценить чувства, которые эта му­зыка у него вызвала.

Далеко не каждого ребенка вдохновляет роль мен­тора. Фантазер         с большим удовольствием возьмется со­чинять сказку, отдельные события которой можно про­иллюстрировать фрагментами знакомых музыкальных произведений. Если дать прослушать такую «музыкаль­ную» сказку его друзьям-приятелям, может возникнуть новая возможность: рисование картинок        к сказке. Так один вид творческой деятельности ребенка будет сти­мулировать другой.

Значительный простор для эстетического развития ребенка предоставляет посещение спектаклей. Если мы хотим достичь максимального эффекта - глубокого вли­яния искусства на ребенка - его нужно к этим встре­чам готовить.

Пластинки фирмы «Мелодия» в красочных конвер­тах практически исчезли с прилавков. Но фирма «Два жирафа» освоила выпуск сказок на аудиокассетах, что существенно расширяет возможности использования этого богатства в семье.

Заметное влияние на эстетическое развитие младших школьников оказывает слушание программной музыки. Рассмотрим эти возможности на примере общеизвестно­го произведения П.И.Чайковского «Детский альбом». Од­ни пьесы больше нравятся мальчикам («Марш деревян­ных солдатиков»), другие привлекут и растрогают девочек («Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы»), третьи дадут мощный толчок фантазии тех и других.

К чему сводится роль взрослого? Краткими поясне­ниями следует дать первоначальный толчок эмоциям, несколькими фразами и выразительными движениями рук помочь ребенку уловить ритм и обозначить слова­ми характер музыки.

Следующий этап - иллюстрирование музыки. Здесь огромную роль играет не техника рисунка («умение ри­совать»), а материалы, при помощи которых можно до­биваться большей выразительности и яркости иллюст­раций.

Непрограммная музыка может служить фоном для фантазирования...              Не хочешь рисовать, полистай аль­бом с цветными репродукциями. Подбор             иллюстраций к музыке увлекает ребенка. Как показывает опыт, с ра­ботой прекрасно справляются даже воспитанники де­тских садов - детишки пяти-шести лет.

С первого класса детям доступен жанр оперы. Это вовсе не значит, что семилетнего пора тащить в Большой театр на «Хованщину». Нужны произведения, доступные по содержанию и музыкально­му языку. К ним относятся «Мой до дыр» Ю. Левитина, «Красная шапочка» М. Раухвергера, «Алиса в стране чу­дес» Геворкяна. Прекрасно воспринимаются младшими школьниками музыкально-литературные композиции по балетам П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озе­ро», «Спящая красавица». Широкое распространение ви­деотехники и пунктов проката, во многих из которых можно подобрать или заказать кассету с тем произведе­нием, которое вы планируете использовать в работе по эстетическому воспитанию своего ребенка, приближает искусство к семье, живущей в любом уголке России.

Однозначно, что только в тесном союзе семьи и школы может быть решена главная задача эстетиче­ского воспитания младшего школьника - сделать до­ступным для каждого ребенка мир прекрасного, нау­чить его открывать прекрасное в природе, труде, че­ловеческих отношениях, научить воспринимать и це­нить искусство.

Таким образом, анализируя литературу, мы пришли к выводу, что искусство является основным средством эстетического воспитания, познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия.

В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем многообразии буквально каждому.

Развитие интереса к музыке у детей в семье

2.1. Музыкальное воспитание детей в семье

«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо раз­личал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано... Я часто пе­вал с ним вместе;      а затем и сам начал подбирать на фортепиано услышанные от него пьесы         с гармонией», - вспоминал Н.А. Римский-Корсаков.

Этот пример - лучшая иллюстрация того, сколь бла­готворны были         в России традиции домашнего музици­рования. Практически у каждого человека, независимо от того, к какому сословию он принадлежал от рожде­ния, знакомство с музыкальным искусством - будь то пение, танец или игра на музыкальном инструменте - начиналось в семье.

Из поколения в поколение души людей питал фольк­лор, заменявший оперу и симфонический оркестр. Дети, услышав первые колыбельные, подрастая, сами начинали петь колядки, веснянки, запевки, считалки, слушали пение взрослых, узнавали, как звучат егорьевские песни на первый выгон скота после зимы... Не было для кре­стьянского ребенка лучшего учителя музыки, чем народ­ная песня и обряд. А путь к ним начинался в родной избе от песен, причетов и веселушек родной бабушки.

Домашнее музицирование необходимо в семье вовсе не для того, чтобы выпестовать музыканта. Музыкант - призвание, осознать которое может только сам человек. Последствия «подталкивания» ребенка на эту, без преувеличения, каторжную дорогу родителями, как правило, плачевны, и особенно для мужчины: скудное существование, уязвленное самолюбие,    отвращение в конечном результате к одному из чудес, дарованных че­ловеку - музыке. Не ради этого быт семьи должен быть наполнен музыкой. Дело, по-видимому, в том, что ни один другой вид искусства не может так возвысить куль­туру человеческого чувства, так расцветить и обогатить человеческое восприятие, как искусство музыкальное. Но нет при этом более сложного вида искусства, тре­бующего особого усердия и при музицировании, и при восприятии.

Лучше всего приобщать ребенка к музыке не с пе­ленок, а даже... до пеленок. Надо сказать, что вопрос о музыкально-эстетическом воспитании малыша еще в утробе матери является одним из наиболее перспектив­ных в современной музыкальной педагогике. Если да­же просто в присутствии будущей матери постоянно звучит хорошая музыка, не просто хорошая, но и раз­нообразная, - это уже хорошо.

Но здесь встает проблема вкуса - как определить, хо­роша музыка или не слишком? Не все, что нам нравит­ся, истинно хорошо, и не все, что не нравится, - истин­но плохо. Наверное, в процессе слушания (и, как след­ствие, музицирования в любой из форм - пение, игра на гитаре или на рояле и т.п.) большое место должно уде­лить классической музыке, шедеврам джаза (Эллингтон, Армстронг, Гудмен, Гершвин) или лучшего рока («Биттлз», «Дип перпл», «Пинк флойд», «Джетро талл»).

Как быть с классикой! Очень хорошо, если в семье постоянно звучит музыка Моцарта и Бетховена, Глинки и Римского-Корсакова, Шостаковича и Свиридова, пусть даже и бессистемно. Не более ли важны привитый интерес к музыке и к культуре слуха?

Известно, что во многих семьях существует традиция обсуждения новостей - бытовых, политических, по ра­боте и т.п. А почему не могут быть в этом перечне ново­сти музыкальные? Существует интерес к музыке новой, молодой: человек сталкивается с неизвестным, может быть, и отталкивающим - скажем, с авангардом или ро­ком, - но новым, современным, требующим обдумыва­ния и обсуждения. Ведь это так захватывает - следить за новинками! Причем не только за новинками эстрады. Любой педагог с уверенностью скажет: ничто не может так заинтересовать музыкой, как неподдельная, го­рячая любовь к ней самого педагога.

Музыка, если человек привык к ней с детства и в нем проросло          замечательное чувство вкуса, может стать для него ярким и ни с чем не сравнимым по силе увлечением. Но часто бывает иначе. И с печалью смот­ришь в блеклые, без искорки глаза детей, когда игла проигрывателя опускается на пластинку, - нет в них привычного спокойного внимания, любопытства ожи­дания начала музыки, нет предвкушения ее. И как в этот момент сразу заметны дети из семей, где музыку слушают и ценят: они всегда ждут прослушивания с не­терпением и, главное, с радостью. А цена этой радости - и мысль, и разноцветное восприятие, и гуманность, и добро, и отзывчивость, и интеллигентность.

Нужно ли делать усилия, слушая классику? Да, бес­спорно, и особенно на первых порах. Самообразова­ние - это почти всегда самоотречение. Нельзя скрыть - родители, которые пожелают сделать музыку неотъем­лемой частью своего семейного быта, обязательно встре­тятся с трудностями, если не имеют никакой подготовки в этой области. Но быстро почувствуют и радость, и преимущества, и нравственное здоровье такого время­препровождения.

Следует помнить, что нынешнее время отличается повышением интереса к классике в связи с широким внедрением в быт компакт-дисков, в каталоге которых классическая музыка занимает очень много места (как вообще уделяется чрезвычайно много места классике в общественной жизни стран Западной Европы и США). Слушать «на компакте» Бетховена или Вивальди стало и у нас если не желанным, то, во всяком случае, мод­ным. Пусть интерес к серьезной, высокой музыке про­будится через... аудиоаппаратуру высокого класса. Важен ре­зультат.

Делом престижа в современном обществе стало и посещение концертов в филармонии. Как ни обидно бы­вает порой за нынешнюю филармоническую публику, а все же слушает-то она Моцарта и Вагнера, Мусорг­ского и Свиридова, а от этого еще никто не становил­ся хуже... Опыт визитов на концерты с младшими школьниками показал, что ярчайшие страницы в летописи музыкальных впечатлений (кстати, и у ребят, и у взрос­лых) открываются именно при совместных визитах в филармонию. Следует заметить, что девочки и при этом, как правило, прекрасны, а мальчишки даже элегант­ны, как никогда.

2.2. Взаимодействие педагога - музыканта и семьи

Суть взаимодействия педагога-музыканта и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет и педагогу,  и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы педагога-музыканта, которое, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Семья рассматривается, как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин: однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями; молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек; основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»; происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах;        осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и.т.д.); гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общении с детьми, то есть на их воспитание не остаётся времени.

Педагог-музыкант должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются: по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные; по составу: одно поколенные (только супруги), двух поколенные (родители и дети), меж поколенные (дети, родители и родители родителей); неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка; внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребёнка, не зарегистрировав брак. Исследование психологов, социологов, педагогов показывает, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.

Педагогу-музыканту необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы), необходимо готовиться.

Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, педагог-музыкант лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

Во время беседы-консультации в школе появляются дополнительные возможности для рекомендации психолого-педагогической литературы с демонстрацией некоторых публикаций, для совместного прослушивания аудиозаписей с выступлениями современных учёных-педагогов.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании.

Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с учителями, администрацией.

Педагог-музыкант привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

1. обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;

2. участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов             в театр, музеи;

3. помощь в оформлении;

4. создание органов самоуправления (родительский комитет, совет дел, проблемные группы).

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач педагога-музыканта – это способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Одной из целей воспитания - создания условий для творческой самореализации воспитанника в духовной, интеллектуальной, физической сферах его жизнедеятельности. Если человек, в том числе в детские и юношеские годы, не найдёт возможности заявить о себе, самореализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявляет себя на пределе своих творческих способностей. Не реализуя себя полностью в играх, учёбе, спорте, в различных видах художественного, технического и других видов творчества, человек не мобилизует свои силы и способности, следовательно, не развивает себя.

2.3. Методы работы педагога – музыканта с родителями

по эстетическому воспитанию младших школьников

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей.

Центральное место следует отвести музыкально - педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определённой группы, конкретными задачами музыкального воспитания.

Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание различных форм работы:

а) регулярные задачи музыкально - педагогического лектория, куда можно отнести:

- лекции

- педагогические практикумы

- семинарские занятия

- тематические вечера

- встречи с артистами театра и филармонии;

 б) музыкально - педагогическое самообразование родителей;

в) индивидуальные консультации с родителями. Консультации можно проводить как в школе, так и дома у ученика;

 г) организация концертов для родителей силами детей;

 д) совместные походы в театр, на концерты, в филармонию.

Лектории. На занятиях лектория родители должны узнать, что, прежде всего, необходимо подготовить почву для воспитания музыкального интереса своим вниманием к музыкальным занятиям и успехам детей, уместными советами и собственным участием в этих занятиях.

Не менее важно создание дома благоприятного музыкального климата: родители должны показать детям, что их любимые музыкальные произведения доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать большие, хорошие дела улучшают настроение.

На занятиях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется интерес к музыке. Родителей следует учить, что педагогически целесообразно организовывать домашнее музицирование ребёнка (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку). Они должны знать, что у детей формирование вокальных мышц начинается только к 7-8 годах, а заканчивается лишь в 12-13 лет. Младшие школьники поют за счёт натяжения голосовых связок. Поэтому родителям важно обратить внимание, прежде всего на охрану детского голоса, т.е. на то, чтобы ребёнок не пел слишком громко, не переходил во время пения на крик. Хорошо, если взрослые будут петь, но и постоянно стимулировать его желание проникнуть в содержание исполняемого.

Музыкально-педагогическое самообразование родителей. На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (канал «Культура») помогут улучшить интерес детей к музыкальному искусству.

Большое внимание следует уделять посещению музыкального театра, особенно подготовительному этапу работы, методика которого может быть такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с музыкально-литературной композицией; ознакомление с образами литературы и изобразительного искусства, близкого спектаклю по теме и идее; зарисовка отдельных эпизодов будущего спектакля.

На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное ожидание, сделать эту радость «перспективной».

Очень интересными, полезными и радостными являются встречи с артистами театра, с композиторами и певцами. К каждой встрече нужно готовиться заранее. Родители и дети готовят самые интересующие их вопросы о творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость в свою очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом. Исполняет свои произведения (если он композитор), а если исполнитель, то показывает свой репертуар. Обычно в конце встречи организуют небольшое чаепитие.

Примерно по таким формам нужно работать с родителями учащихся.

Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе педагогический организованной музыкальной деятельности активно формировать и развивать у него интерес к подлинно художественной музыке.

4. Список литература

  1.  

Андиенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  1.  

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Издательство Казанского университета, 1998 .

  1.  

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987.

  1.  

Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века. М., 1998.

  1.  

Аришина Н.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.

  1.  

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика учебник для вузов. – СПб:

Издательство «Питер», 2000.

  1.  

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

  1.  

Зацепин В.И. Молодая семья. – Киев, 1991.

  1.  

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000.

  Наверх