Михайлова Валентина Петровна,
педагог-организатор,
МБУДОД «Дом пионеров и школьников»,
г. Назарово Красноярского края
Социальный проект
по работе с пожилыми и одинокими людьми
«Твори добро»
(Реализованный и воплощенный)
Цель проекта – волонтёрская работа школьников, направленная на создание атмосферы праздника для одиноких пожилых людей, а так же лиц, оказавшихся в больнице, лежачих больных, людей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная целевая группа проекта (категория граждан, сколько человек)
- одинокие и забытые; родными пожилые люди.
- инвалиды, которые постоянно находятся в стенах своего дома;
- Ветераны ВОВ и труженики тыла;
- лежачие больные, находящиеся в лечебных учреждениях.
Общий охват проектом – от 60 до 80 человек к каждой благотворительной акции.
Услуги, предоставляемые целевой группе в рамках проекта
Праздник в дом или больницу. Организация волонтёрской работы школьниками (32человека), направленной на создание атмосферы праздника с помощью поздравления и подарков для 30 одиноких пожилых людей, а так же 25 лиц, оказавшихся в больнице, лежачих больных, 20 людей с ограниченными возможностями здоровья.
Межпоколенческая связь. Проведение мастер-классов по прикладным видам творчества пожилыми людьми для школьников города. Изготовление и выставки их совместных работ.
Задачи:
a) Вовлечение волонтеров Городского тьюторского Центра поддержки детских и молодежных инициатив «Вместе мы - сила!» г.Назарово в социально полезную деятельность, даря праздник тем, кому его не хватает особенно.
Результаты: Получение опыта безвозмездной социальной помощи на добровольной основе. В нее включились 32 волонтера нашего Центра и 24 школьника подключились в процессе реализации проекта. Развитие у ребят межпоколенческих связей, реального понимания проблемы нехватки внимания к одиноким пожилым людей, лежачим больным, простого желания поговорить, быть нужными. В течении года волонтеры обошли своих подопечных с подарками к праздникам несколько раз, не считая тех посещений, когда им требовалась помощь по дому:
- к празднику «Пасхи»
- к дню Победы
- к дню Пожилого человека
- к Новому году и Рождеству.
В свою очередь ряд пожилых людей, инвалидов и просто неравнодушных к проблеме людей приходили в учреждения «Дома пионеров и школьников» и проводили мастер-классы для школьников:
- по оформлению Новогодних украшений
-по изготовлению подарочных работ
-по нетрадиционным техникам в прикладном творчестве.
b) Изготовление подарков (новогодней елки, украшений, расписных пасхальных яиц и т.п.), к праздникам для одиноких людей, формируя у молодежи уважение к старости.
Результаты:
- к празднику «Пасхи» руками волонтеров, родителей, привлеченных лиц (из всех школ города) было сделано больше сотни работ пасхальной тематики (пасхальные яйца из бисера, квиленга, расписные деревянные яйца, настенные работы, работы с библейскими сюжетами и т.д.). С этими работами волонтеры пошли поздравлять людей, оказавшихся одинокими и забытыми в праздники: в дом ветеранов, в неврологическое и терапевтическое отделение, индивидуально на дом к пожилым одиноким людям.
- к дню Победы изготовлено и подарено ветеранам и пожилым людям послевоенных лет по 30 работ из соленого теста, в технике и квилинг и декупаж.
- к дню Пожилого ребята изготовили декоративные подушечки (30 больших и 45 маленьких), а так же настенные работы в технике витраж. К этому времени к нашему проекту внепланово подключились еще и социальные работники Муниципального бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г.Назарово. Ребята часть поздравлений и подарков преподнесли совместно с ними. Это было актуально, потому как некоторые пожилые люди боялись открывать двери незнакомым, а соц.работников они знают в лицо. Но большая часть все же не опасались детей, были рады встречам, подаркам, угощали в ответ волонтеров сладостями и звали в гости еще.
- к Новому году и Рождеству волонтеры основательно готовились заранее. На основе знаний, которые они получили в ходе мастер-классов, изготовили 82 декоративных новогодних елочек и 58 ангелочков, елочных шаров и рождественских украшений. Все работы приняли участие в конкурсе, а лучшие из них – подарены целевой группе. Волонтеры обошли с поздравлениями своих подопечных пожилых людей, лежачих больных в нервном отделении, инвалидов, ветеранов ВОВ и подарили им свое внимание, пообщались и преподнесли сделанные своими руками подарки к празднику. Данная акция была самой масштабной, охвачено 125 пожилых людей, количество благополучателей было больше запланированного в связи с тем, что пожилые люди, в преддверии нового года, часто просили зайти поздравить еще и своих пожилых соседей, знакомых, друзей.
c) Организация сбора данных о тех пенсионерах, кто обделен вниманием через различные официальные сайты. Закрепление за каждым волонтером нескольких пожилых людей, формирую в ребятах реальное чувство причастности к конкретному человеку, сближая одиноких пожилых людей и молодёжь.
Результаты: в ходе работы по сбору данных об одиноких пожилых людях было выявлено 60 человек, которые были согласны на общение с волонтерами. Это были 7 инвалидов, которые годами не выходят из дома, 29 ветеранов ВОВ и людей послевоенных лет преклонного возраста, 24одиноких, забытых родственниками или не имеющих таковых, пожилых людей. Еще часть адресов нас было известно, но опасаясь криминала, люди волонтеров в дом не впускали, зато охотно общались на улице.
d) Посещение их и общение в праздничные дни, даря каждому в знак внимания свою креавтивную работу, формируя через волонтерскую деятельность у молодых людей духовно-нравственного отношения к пожилым, сопричастность к их проблемам.
Результаты: для большего сближения к людям, за каждым волонтером были закреплены 2-3 человека из целевой группы. Ребята объединялись в небольшие микрогруппы, обходили своих подопечных людей преклонного возраста с поздравлениями и подарками к праздникам. Почти всегда находили общий язык с пожилыми людьми, люди часто рассказывали ребятам истории из своей жизни, угощали сладостями, общение было легким и непринужденным. Даже после посещения больниц, волонтеры возвращались с полными карманами конфет и печенье, так люди благодарили в ответ команду волонтеров.
e) Адаптация пожилых людей и инвалидов через вовлечение их в дополнительное образование.
Результаты: В ходе реализации акция с несколькими пенсионерами и инвалидами удалось найти общий язык, пожилые люди предложили поделиться опытом и научить ребят освоению традиционных забытых техник в прикладном творчестве. В течении года было проведено несколько мастер-классов для школьников, в которых пожилые люди, обладающие умениями в прикладном творчестве обучили волонтеров некоторым своими секретам. Совместно с ребятами они изготовили серию работ к праздникам для других пожилых одиноких людей и лежачих больных. В процессе общения со школьниками все больше укреплялись межпоколенчиские связи, пенсионеры на деле видели, что они нужны и интересны подрастающему молодому поколению.
Получились и незапланированные результаты.
- В начале реализации проекта было запланировано проведение 2 мастер-класса, но в процессе реализации появился внеплановый спрос и предложение на подобные формы обучения и общения, в результате, еще 2 раза по просьбе обоих сторон были организованы подобные площадки. К новому году - дополнительная встреча по изготовлению креативных елочек, и в преддверии самого праздника – дизайн новогодних открыток (Скрапбукинг).
- В конкурсе рождественских украшений приняло участие существенно больше работ: 82 елочки вместо плановых 40, 58 ангелочка, елочных шара и рождественских украшений вместо запланированных 30.
- Новогодние посещения были самыми большими по охвату благополучателей, 125 пожилых людей, вместо плановых 60-80, притом, благополучатели часто просили зайти поздравить еще и своих пожилых соседей, знакомых, друзей.
- Появились незапланированные партнеры и спонсоры, которых оказались неравнодушны к одиноком людям. Это Назаровский хлебокомбинат, магазин «Спутник», и партнеры в лице «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Влияние мероприятий проекта на улучшение состояния целевой группы (пожилых и одиноких людей).
Каждый раз при проведении рейдов по квартирам и больницам благополучатели были очень рады тому, что про них не забывают, дарят подарки, неся праздник в каждый дом, многие давно отвыкли от этого. Для них было важно, что есть с кем поговорить, рассказать о своем прошлом, с некоторыми пожилыми людьми волонтеры засиживались по нескольку часов, при этом общение было легким, непринужденным и приятным как для целевой группы, так и интересным и познавательным для школьников. Пожилые и одинокие люди мало знают о современной молодежи, а школьники о деталях прошлых лет советской эпохи, о военном периоде, о том, как складывались их судьбы и жизни. В процессе общения выяснялось, что некоторые люди владеют традиционными техниками прикладного творчества, с радостью подключились к идеи проведения мастер-классов для детей. В итоге провели 4 подобных мероприятия в преддверии праздников. Т.е. произошло вовлечение в полноценную жизнь и развитие социальной активности за счет включения целевой аудитории в процесс обучения школьников элементам прикладного искусства и мастер-классы, тем самым улучшая межпоколенческую связь. Включение «умельцев» в обучающую деятельность повысила качество их жизни, ограниченной в общении.
Помимо акции «Твори добро» ребята по мере необходимости помогали по дому этим людям, или просто гуляли по улице с инвалидами-колясочниками, ведь они, как правило, годами не выходят из дома.
Особенно приятным были встречи в больницах с лежачими больными. Они оказались очень благодарной целевой аудиторией, были искренне рады, что к ним пришли школьники, подарили им сделанные своими руками работы, но главное уделили им свое внимание, даже просто поговорили с ними, хотя, по словам некоторых, им еще недавно просто не хотелось жить. Но смотря на волонтеров, появляется интерес к современной молодежи и к тому, каким будет их будущее.
Результатом летнего периода стало посещение 34 нуждающихся пожилых человека в больницах и еще 27 одиноким помогли по дому. Были и те неравнодушные жители г.Назарово, кто узнав о нашей деятельности через анонсы и через брошюры, рассказали нам кто еще нуждается в нашей помощи.
Изменения в волонтерской организации, в связи с появлением и реализацией проекта.
Организация волонтеров Городского тьюторского Центра поддержки детских и молодежных инициатив «Вместе мы - сила!» г.Назарово существенно развилась:
- Включение в социально полезную деятельность для людей своей территории, даря праздник тем, кому его не хватает особенно.
- У всей группы волонтеров (32человека на начало проекта, в завершении - существенно больше, добавились еще 24 волонтера) произошло реальное понимание проблемы нехватки внимания к одиноким пожилым людям, простого желания поговорить, быть нужными. Раньше мало кому такие мысли вообще приходили в голову.
- В результате данной деятельности – у ребят развилось чувство сострадания к социально-незащищенным группам населения, появится понимание того, что и они когда то станут пожилыми, и врят ли хотели бы остаться одинокими.
- Появилась ответственность и чувства причастности к конкретному человеку, к которому закреплен волонтер, кому можно подарить маленький праздник, кусочек своего внимания, времени.
- Получили опыт безвозмездной социальной помощи на добровольной основе, в то время, когда многие их них раньше убирались у себя дома за деньги.
- Получили опыт работы над грантом.
- Научились искать, анализировать и внедрять полученную информацию из разных источников об одиноких пожилых людям г.Назарово.
- Для неравнодушных детей из коррекционной школы VIIIвида, которые ориентированы на практическую работу и хотели включиться в данную деятельность, – это была возможность активного включения в дополнительное образование. Теперь они не просто делали красивые работы просто так, но изготавливали креативные именные подарки для конкретных людей, проявляю заботу и включаясь в социальную деятельность.
Будущее проекта.
Группа наших волонтеров продолжила работу в данном направлении, в этом году обязательно посетит в предпразничные и праздничные дни своих подопечных пожилых людей, ребята уже хорошо познакомились с ними, им теперь всегда открывают дверь, ждут прихода в гости. В 2014г посещение было: 23февраля, 8марта, Пасху, День Победы, день пожилого человека, готовиться включение детей разных школ к новогодним и рождественским праздникам.
Для проведения серии этих акций у нашего Центра поддержки детских и молодежных инициатив достаточно ресурсов и необходимой информации о конкретных людях. Материалы для творчества готовы проспонсировать наши партнеры, материально-техническая база укомплектована, необходимыми навыками ребята обладают, соц.служба г.Назарово всегда готова присоединиться к нашей работе. Дом пионеров и школьников предоставит базу для проведения мастер-классов, выставок и конкурсов детских работ.
Партнеры проекта, их вклад в реализацию проекта
- Часть канцелярских расходов взяло на себя наше учреждение – Дом пионеров и школьников.
- Сладкие подарки - наши постоянные спонсоры, продуктовый магазин «Спутник»
- Многие прикладные именные работы сделаны за счет собственных родительских средств волонтеров.
- Часть расходов по финансированию именных подарков, в преддверии праздника «Пасхи», взял на себя Свято-Покровского храм Назарово.
- Помощь в приобретении книг по прикладному творчеству, канцтоваров взял на себя один из книжных магазинов
- К празднику «Пасхи» Назаровский хлебокомбинат принял участие в благотворительной деятельности, и для всех участников акции изготовил пасхальные куличи.
- «Детский салон «Мишутка» неоднократно финансировали подарки школьникам, чья деятельность в проекте была наиболее успешна.
ТЕСТ
для ребят - волонтеров
(ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ)
Инструкция:
С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).
Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).
1. Много ли у вас друзей?
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?
5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
6. Трудно ли вам включаться в новые компании?
7. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
19. Верно ли, что у вас много друзей?
20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл. Подсчитайте общий результат.
Если вы набрали менее 10 баллов, уровень развития у вас коммуникативных способностей низкий, вы скорее всего замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому.
10-13 баллов — средний уровень;
14 баллов и более — высокий. В таком случае для вас одна из радостей в жизни — общение, окружающие ценят в вас энергию, способность вести диалог и др.
Анализ анкеты перед реализацией проекта показал, что:
31% волонтеров являются людьми замкнутыми, дети бояться вступать в общение с посторонними людьми.
45% ребят со средним уровнем способностей в общении
24% анкетируемых имеют высокие способности в общении, легко ступают в общение с незнакомыми людьми, сверстниками, не испытывая смущения.
В конце года, на момент окончания реализации гранты ситуация изменилась, среди волонтеров лишь 7% осталось с низким уровнем вступления в общение, 59% имели средний показатель, остальные 34% показали высокие способности.
Анкета волонтера
Фамилия, Имя, Отчество: _______________________________________________________
Адрес, индекс: ________________________________________________________________
Домашний телефон:_____________________________________________________________
Контактный телефон, e-mail:______________________________________________________
Ваш возраст: ___________
1. Вы работаете? □ да; □ нет.
а) если вы ответили «да», то внесите, пожалуйста, следующие данные:
адрес:__________________________________________________________________
виды работ:___________________________________________________________________
б) если вы ответили «нет», отметьте, пожалуйста, являетесь ли вы:
□ школьником средних классов □ студентом
□ школьником старших классов □ другое __________________________
2. Вы работали волонтером?
□ да; □ нет; □ трудно ответить.
а) если да, напишите, пожалуйста, чем вы занимались:
_____________________________________________________________________________
3. Почему вы хотите работать волонтером?
□ я хочу чем-то заниматься;
□ я хочу встречаться с людьми;
□ я хочу бороться за что-то особенное;
□ я хочу делать это для своего личного удовлетворения;
□ я хочу развить новые навыки;
□ я хочу помогать людям, которым это необходимо;
□ я хочу набраться опыта
□ другое ______________________
4. Какому виду волонтерской работы вы отдали бы предпочтение?
□ работа с одним человеком;
□ работа с группой;
□ независимая или ассистентская работа в офисе или магазине и т.д.;
□ другое _________________________________
5.Желаемая добровольческая работа
_____________________________________________________________________________
6. Ваши интересы, хобби: _____________________________________________________
7. Когда вы можете заниматься добровольчеством? (укажите время)
Примечание:__________________________________________________________________
8. Что может ограничивать вашу волонтерскую деятельность (место расположения, состояние здоровья и т.д.)?
_____________________________________________________________________________
9. Образование:
□ учусь в школе;
□ среднее;
□ средне-техническое;
□ другое ______________________________________________________________________
10. Наличие книжки волонтёра □ да; □ нет.
Дата заполнения анкеты:_________________________________________________________
Имя интервьюера:______________________________________________________________
ПРИМЕЧАНИЯ:
____________________________________________________________________________
Анализ анкет показал, что большая часть волонтеров это школьники средних и старших классов, желающие помогать другим, быть нужными, включаться в социальную деятельность.