E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Вервинская Олеся Николаевна, педагог дополнительного образования

Вервинская Олеся Николаевна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДО «Центр развития творчества «Радуга»,

г.Уфа

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СамаЯ»Канзаши

художественной направленности

для учащихся от  10-12  лет.

Срок реализации программы: 2 года

Содержание

Пояснительная записка.

Учебно – тематический план.

Содержание изучаемого курса.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

Список литературы.
Дать детям радость труда, радость успеха в

учении, пробудить в их сердцах чувство гордости,

собственного достоинства - это первая заповедь

воспитания. В наших школах не должно быть несчастных

детей - детей, душу которых гложет мысль, что они

ни на что не способны. Успех в учении - единствен-

ный источник внутренних сил ребенка, рождающих

энергию для преодоления трудностей, желание учиться

Сухомлинский В. А

  1. Пояснительная записка

В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изме­нения. С одной стороны, усложнились социально-экономические усло­вия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация, но с дру­гой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою ин­дивидуальность, неповторимость.

Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование является той нишей, где ребенок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоя­тельность и ответственность; сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплоще­ния замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество.

Программа «СамаЯ.Канзаши.» предполагает посредством обучения декоративно-прикладного творчеству (креативное рукоделие) способ­ствовать созданию условий для формирования творческой личности ре­бенка.

Концепция программы

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «СамаЯ»Канзаши  носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами «Цунами канзаши». Обучение  по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству, развитие мелкой моторики, способствует профилактике асоциального поведению детей, взаимодействие с семьей.

Новизна программы

  • реализуется впервые в образовательном учреждении;
  • в программе представлены практически все известные виды современного декоративно – прикладного творчества: канзаши, вышивание, работа с резервными материалами;
  • дает возможность раскрыть учпщимся всё богатство и красоту рукоделия, опираясь на истоки народного творчества;
  • позволяет максимально разнообразить материалы;
  • помогает учащемуся  в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, т. е. самореализоваться и самоопределиться;
  • обеспечивает подготовку учащихся к трудовой деятельности, т. к. ребенок учится работать в коллективе, адаптируется в системе учебных занятий, а также развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и терпение;
  • популяризует знания по этнокультуре (дети получают информацию о ремеслах и художественных промыслах России и родного края и других культур, подкрепленную практическими навыками).

Педагогическая целесообразность 

является средством раскрытия потенциала учащихся, изучения их интеллектуальных особенностей и личностных характеристик. А также

способствует развитию коммуникативных способностей, творческого потенциала, основанного на самовыражении, на сотрудничестве и сотворчестве.

Цель программы: Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами художественного труда

Реализация программы связана с решением следующих задач:

  • создать в детском объединении благоприятную творческую среду, атмосферу успеха и радости;
  • научить основным приемам работы с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда;
  • помочь освоить технологию канзаши, вышивки, работы с бумагой и картоном,  тканью,
  • воспитать трудолюбие — необходимое качество для каждого в будущей самостоятельной жизни;
  • развить у детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
  • помочь детям проявить их индивидуальные способности, фантазию, наблюдательность и творчество;
  • воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
  • развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук, глазомер;
  • развивать духовно-нравственные качества обучающихся; способствовать освоению нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитию эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;

В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» подчёркнут один из важнейших принципов проектирования программ – разноуровневость.

Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана  на учащихся разного уровня развития: для способных,  одаренных детей и детей инвалидов. Разноуровневость отражена в приложении посредствам заданий, упражнений, тематических схем и т.д.

Отличительные особенности программы

  1. Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности учащихся и родителей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни.
  2. Данная программа впервые реализуется в образовательном учреждении и направлена на:
  • на приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение учащегося в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
  • учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;
  • свободу самостоятельной деятельности, в которой учащийся является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно - волевых качеств;
  • функция педагога заключается в создании разнообразной пред­метной среды, обеспечивающей учащемуся выбор деятельности, ко­торая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.

Контингент учащихся

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей учащихся данного возраста. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка. Занятия организуются по группам, в одной группе 1года обучения могут заниматься не более 15 человек, а в группах 2 года обучения -12 человек. В группу первого года обучения приходят обучающиеся, не имеющие специальных навыков. Уровень подготовки обучающихся, поступающих в группы второго  года обучения, определяется входной диагностикой. Группы формируются разновозрастные, в связи с условиями школы. Набор детей в группы свободный. В зависимости от интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения. На каждый год обучения отводится 144 учебных часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество обучающихся в группах по годам обучения: 1 год- 15 учащихся второй – 12.

Основное место на занятиях уделяется практической и индивидуальной работе. Дети разные по развитию, по характеру, поэтому от педагога требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. На сообщение теоретических сведений отводится около 1\3 часов учебного времени.

На первом году обучения, двигаясь от простого к сложному, обучающиеся учатся анализировать, то есть узнавать вид лепестка, разбираться в направлении движения ленты, пробуют самостоятельно подбирать дополнительные аксессуары (ткань, бисер, пат и другую фурнитуру). Получат представление о сочетании цветовой гаммы, развиваются навыки работы с тканью, тесьмой, учатся самостоятельно изготавливать пат (тычинки).

Второй год обучения основывается на принципе преемственности в обучении, предполагает усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с атласной лентой и другими материалами. Отличается он и более глубоким изучением истории и традиций канзаши. Под руководством педагога учащиеся выполняют элементы современного декора, включаются в увлекательный поиск новых идей, осваивают более сложные техники канзаши, отделку изделий, изготовление более трудоемких изделий.

Регулярные занятия способствуют формированию у обучающихся таких ценных качеств личности, как терпение, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. А главное - творческую активность, что непременно пригодится им в последующей трудовой деятельности, какую бы профессию они ни избрали.

Формы и режим занятий

Режим занятий определен требованиями  санитарно-эпидемиологическими правилам и нормативами СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014г. №41)

На учебных занятиях  в объединении активно используются следующие формы занятий:

ГРУППОВАЯ ФОРМА

При данной форме работы в объединении «СамаЯ»Канзаши собирается не весь коллектив детского объединения, а небольшой стабильный состав учащихся с одинаковым уровнем подготовленности, а также примерно одного возраста. Большое значение при групповой форме работы имеет общность интересов учащихся.

ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА

Фронтальная форма работы позволяет педагогу управлять образовательной деятельностью всего объединения. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения педагога держать в поле зрения весь коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого учащегося (может совмещаться индивидуальный и коллективный подход).

Важно фронтальную форму работы объединения дополнять групповыми и индивидуальными формами для достижения более высоких результатов в педагогической деятельности.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип введения национально-регионального компонента, который позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Таким образом, на занятиях в объединении «СамаЯ» Канзаши процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям: реализация проектной деятельности «ЭКОмаршрут по родному микрорайону), «Природные достопримечательности РБ»); проведение предметных тематических бесед; экскурсии в музеи; изучение произведений декоративно- прикладного искусства  башкирских авторов .

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»,  важный принцип проектирования программ – разноуровневость. Так, в данной дополнительной общеобразовательной программе «СамаЯ »Канзаши предлагаются разноуровневые задания в зависимости от уровня подготовки и года обучения учащихся в приложении настоящей программы.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат по образовательному компоненту:

  • знание свойств лент , базовых форм и приёмов работы с лентой;
  • наличие навыков самостоятельно  работать по схемам и с шаблонами;
  • знание технологии изготовления разных видов лепестков и листиков;
  • наличие знаний норм по предметам: математика, изобразительное искусство, окружающий мир
  • определять и называть виды материалов;
  • определять простые и сложные лепестки;
  • понимать назначение и методы безопасного использования специальных инструментов;
  • использовать заданную последовательность изготовления простейших канзаши;
  • называть приемы изготовления несложных изделий;
  • выполнять изученные операции и приемы по изготовлению канзаши, обрабатывать ткань, совершать сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку;
  • сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам ( точность, аккуратность);
  • организовывать рабочее место;
  • экономно использовать материал при изготовлении канзаши;
  • выполнять различные виды отделки канзаши (отделка рамки, добавление деталей).

Ожидаемый результат по развивающему компоненту:

  • наличие разностороннего кругозора;
  • наличие коммуникабельности;
  • наличие наблюдательности и внимательности;

Ожидаемый результат по воспитательному  компоненту:

  • воспитание  трудолюбия, умения анализировать и доводить до конца любое  начатое дело;
  • наличие  толерантности: уважительного  отношения  друг к другу, способности   ладить и уживаться с людьми разных культур и религий.

Для получения вышеперечисленных результатов используется:

Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений.

Уроки разных видов - «Первое знакомство», «Путешествие в страну «Канзаши», анкетирование, беседы.

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, контроль за качеством изделий.

Итоговый контроль:  определение результатов работы и степени усвоения

теоретических и практических ЗУН,  сформированности личностных качеств.

Результаты работы каждого воспитанника оформляются в портфолио творческих достижений.

Формы подведения итогов реализации дополнительной  общеобразовательной программы

  • Теоретические (лекции, эстетические беседы, анализ и оценка.)
  • Демонстрационные (просмотр художественного материала, анализ и оценка.)
  • Практические (учебно-практические упражнения, творческие работы, научно – практические конференции, )
  • Метод контроля и самоконтроля (опрос, тестовые задания), участие в творческих конкурсах декоративно-прикладного творчества, организация творческих выставок,размещение работ на страничке сайта « ЦРТ « Радуга»).

На 2018-2019 учебный год в дополнительной образовательной программе

«СамаЯ» Канзаши был прописан следующий, второй год обучения .В связи, с данными изменениями, срок реализации программы – 2 года.

В разделе приложение обновлен методический материал.

Посмотреть работу (нажмите здесь) publikaciya2.docx [2,98 Mb] (cкачиваний: 9)  

  Наверх