Тельных Екатерина Андреевна,
учитель- дефектолог,
КГКУ «Комсомольский-на-Амуре
социально- реабилитационный центр
для несовершеннолетних»,
г.Комсомольск-на-Амуре
«Песочная терапия
как эффективное средство формирования и сохранения
психического здоровья детей дошкольного возраста»
Сегодня мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Все это отражается на психическом здоровье детей. По современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты, возросло число детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения, что в последствие влечет за собой снижение уровня развития познавательных психических процессов. Родители не уделяют достаточного внимания своим детям, которым порой просто некому рассказать о своих переживаниях, волнениях и тревогах. Данные проблемы актуальны и для детей дошкольников, с которыми я работаю. У многих детей поставлен диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью, есть дети у которых наблюдается тревожность, агрессивность, страх, низкая самооценка, неблагоприятный эмоциональный фон. Передо мной встал вопрос, как же помочь этим детям сохранить психическое здоровье, что бы помощь была наиболее эффективна. И я решила обратиться к методу песочной терапии.
Впервые принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психиатром. Он утверждал, что основу психологического здоровья составляет хрупкое равновесие между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего мира. Юнг говорил: «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!»Свой выбор я остановила на ней главным образом потому, что песочница, это «безопасное место» для размещения проекций, тогда как символы и образы принимают форму «вместилищ» различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств, что дает детям возможность проигрывать волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавать картину из песка и освободиться от напряжения и беспокойства. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вреда окружающим.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Ребёнок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.
Цель моей работы была сохранить психическое здоровье и развивать эмоционально-волевую сферу.
Для организации процесса песочной терапии я использовала песочницу (ящик для песка), песок, воду, коллекцию миниатюрных фигурок, а также стаканчики для воды, небольшие формочки, природный и бросовый материал (камешки, ракушки и т. д.) и игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии».
Свою работу я делила на несколько этапов:
1. Ознакомительный
Дети знакомятся с песком, его свойствами и правилами песочного мира. Далее следует знакомство со свойствами песка: дети трогают руками песок, песок можно смочить водой. Ощущения, которые испытывают дети пропуская песок сквозь пальцы, зарывая в него ладони, помогают расслабиться и настроиться на дельнейшие действия. Использовались упражнения для регуляции мышечного тонуса и снятия напряжения с мышц:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения («как машинки», «змейки», «санки»).
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам.
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
2. Этап наблюдения.
На этом этапе появляется возможность увидеть и определить проблему в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения, познавательных психических функций, тревоги ребенка, его страхи и другое. Здесь ребенку предоставляется свобода в действиях с песком, иногда психолог направляет ребенка. В процессе игры с песком удается определить что волнует ребенка и мешает его полному развитию и познанию окружающего мира. Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
3. Коррекционно-развивающий этап.
На этом этапе строилась непосредственно сама работа по устранению проблемы, выявленной на этапе наблюдения. . И если ребенок еще плохо говорил и не мог рассказать о своих переживаниях, то в играх с песком все становилось возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождался от напряжения и беспокойства. В играх создавались истории при помощи игрушек, которые помогали пережить тревоги и страхи, узнать новое и вспомнить известное, преодолеть неуверенность в себе и своих действиях. Дети, пережившие психическую травму, находили для себя такую игру весьма полезной: она помогла им заново пережить травматичное событие и избавиться от связанных с ним переживаний.
Еще один прием, используемый мной в работе.
Это рисование цветным песком. Он оказался весьма привлекательным для детей и эффективным в работе.
Детям предлагался окрашенный в яркие цвета песок. Сначала они его рассматривали, пробовали на ощупь, отвечали на вопросы: «Какой он по цвету?», «Каким вы его ощущаете?», пробовали оставить на нём следы пальчиков, ладоней.
Затем я познакомила их с техникой рисования песком и клеем ПВА.
Дети проводили клеем по контуру крупных силуэтных рисунков и засыпали их выбранным самостоятельно цветным песком. Песчинки налипали на клей и к восторгу детей, у них получались красивые объёмные изображения предметов: солнышко, улитка, животные, цветы, морские обитатели и т.д.
Критерием эффективности проводимой мною работы можно считать следующие наблюдения: улучшилось психологическое и эмоциональное благополучие детей, снизилась агрессивность, гипервозбудимость, повысилась самооценка, исчезли многие страхи, тревожность о чем свидетельствуют данные представленные в таблице:
Таблица 1. Результаты проведения коррекционно-развивающей работы
Показатели эмоционального неблагополучия |
Период |
|
До проведения коррекционно-развивающей работы |
После проведения коррекционно-развивающей работы |
|
тревожность |
12% |
4% |
агрессивность |
47% |
15% |
страх |
17% |
3% |
низкая самооценка |
13% |
2% |
гипервозбудимость |
36% |
15% |
Таким образом песочная терапия является эффективным средством формирования и сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста.