Хаустова Оксана Валерьевна,
воспитатель,
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида,
с.Развильное
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«По следам Красной книги»
БЕСЕДА: «ПО СЛЕДАМ КРАСНОЙ КНИГИ».
ЦЕЛИ: Дать детям представление о Красной книге, познакомить с редкими животными и растениями, которые нужно охранять.
Коррекция памяти и мышления.
Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
Оборудование: мультимедийнный проектор.
- 1. Организационный момент. (слайд)
(звучит музыка)
- 2. Введение в тему:
В: Сейчас перед человечеством стоит несколько очень больших (глобальных ) проблем.
- Ребята, скажите мне, что это за проблемы? (слайд)
(ответ детей):
- Охрана окружающей среды.
- Борьба с голодом.
- Охрана растительного и животного мира.
- Спасение мира от ядерной катастрофы.
В: Правильно. Решение всех проблем требует усилий всех государств и народов, касается каждого человека. И сегодня, я хочу остановиться на одной очень важной проблеме – это охрана окружающей среды.
Ученые подсчитали, что за последние 400 лет вымерло более 150 видов животных и растений. Причём более половины вымерло за последние 50 лет. Почти все эти животные и растения вымерли по вине человека. Человек понял, что надо принимать чрезвычайные меры по спасению животного и растительного мира. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается День охраны окружающей среды. В нашей стране приняты законы об охране природы
- Ребята, какие законы об охране природы вы знаете? (слайд)
(ответы детей)
- Об охране редких растений.
- Об охране редких животных .
- Об охране водоемов.
- Об охране воздуха.
В: Правильно.
Человек наносить природе маленькие и большие раны. Как вы думаете, пострадает ли природа, если мы гуляя в лесу, сорвем несколько редких цветов, поймаем необычную бабочку, сломаем несколько веточек?
( ответы детей)
В: Может кому-то покажется мелочью. Каждая сломанная ветка, брошенная на землю пластиковая бутылка – рана нанесенная природе. Если одну такую рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто- то ещё, то трудно представить что может случиться с природой. Природе трудно самой залечивать самые маленькие раны. С давних пор люди занимались хозяйством, строили города и села, дороги, возделывали поля- все это необходимо для жизни человека. Но часто в жертву этому приносили благополучие природы. С каждым годом все меньше на нашей планете становиться лесов – они вырубаются для получения древесины. Для освобождения площадей земли под строительство дорог, жилья человека, погибаю в пожаре. Одновременно происходит загрязнение воздуха. Леса – это легкие планеты, именно они отвечают за вырабатывание запасов кислорода на нашей планете, именно они берут на себя большую часть работы по очистке воздуха. Чем меньше лесов, тем хуже условия для существования всего живого на Земле. Происходит уничтожение животных – ради вкусного мяса, ценного меха. Просто ради забавы. Человек вытесняет животных с их привычных мест обитания, т.о. он может уничтожать животных и не замечая того. Вы немного устали, я предлагаю вам отправиться на маленькую прогулку в лес. (слайд)
- РЕЛАКСАЦИЯ («лес»). (слайд)
В: - Ребята, посмотрите, кругом видим деревья, кустарники, траву, птиц, насекомых. Скажите, что произойдет с нами, если исчезнут все живые существа?
(ответ детей)
В: - А теперь я предлагаю вам посмотреть на экран. Понравились ли вам картины этой растительности? (слайд)
(ответы детей)
В: А почему?
(ответы детей)
В: Чтобы спасти все живое люди создали законы об охране природы. Давайте еще раз вспомним эти законы. (слайд)
(ответы детей)
В: Ребята, посмотрите, и скажите, что эта за книга? (слайд)
(ответы детей)
В: А почему эта книга имеет не только название Красная, но и сама имеет красный цвет?
(ответы детей)
Красный цвет – это сигнал опасности. Это книга в которую заносят редкие виды растений и животных. Представители природы, занесенных в эту книгу охранять надо особенно бережно, т.к. эти виды находятся на грани исчезновения, гибели.
В: В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. Страницы в этой книги разноцветные. На красных и желтых страницах помещены те растения, которые с каждым годом сокращаются. На белых – говориться о видах, вообще редких на земле. А на зеленых страницах говориться о видах, которые человеку уже удалось спасти.
- Ребята, скажите, каким образом людям удалось спасти эти виды растений? (слайд)
(ответы детей)
В: - А сейчас давайте посмотрим на экран, здесь показаны растения, которые занесены в Красную книгу. Около 600 видов растений, нуждающихся в особом внимании. Под охрану взяты многие птицы и животные. (слайд)
- А как вы думаете, зачем нужно охранять тигра, волка, барса, ведь это все хищники, даже в сказках их изображают в виде отрицательных героев. (слайд)
(ответы детей)
В: - Конечно, вы понимаете, что хищники необходимы природе и имеют право на существование также, как другие животные. Они регулируют численность травоядных животных в своей местности, уничтожая, съедая, больных и слабых животных. Люди понимают, что создание Красной книги – это лишь первый шаг к сохранению природы на Земле. Но значение Красной книги очень велико.
(дети рассказывают стихи о Красной книге)
В: Люди определили на Земле такие места, где природа неприкосновенна, где находятся наиболее удобные места для обитания животных и растений. В этих местах запрещена хозяйственная деятельность человека, охота, вырубка леса, даже сбор грибов и ягод, пройти на территорию можно только по спец. разрешению.
- Ребята о чем идет речь? Конечно, это заповедники. (слайд)
Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
В нашей стране более 100 заповедников. Среди них самые крупные – Уссурийский на Дальнем Востоке, Кавказский, Астраханский, Ильменский на Урале. (слайд)
В: Ребята, мы с вами сегодня рассмотрели законы об охране природы, рассмотрели Красную книгу. Но скажите, что еще нужно делать нам с вами, чтобы уберечь от гибели все живое?
(ответы детей)
В: Ребята, давайте все вместе составим правила поведения в природе.
- Скажите, что мы можем сделать, когда находимся в лесу или в поле, чтобы не нарушать природные связи? (слайд)
(ответы детей): Быть грамотными и знать правила поведения в природе, охранять, бережно относиться к окружающему нас миру, помогать в озеленении школы.
4 ИТОГ
О чем мы с вами говорили на мероприятии?..
Что нового и интересного вы сегодня узнали?..