Артемихина Татьяна Юрьевна,
учитель изобразительного искусства,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 35»,
Кемеровская область, Киселевский городской округ
Конспект урока (описание хода урока)
с теоретическим обоснованием "Хохломская роспись", 5 класс
|
|||
Этапы урока |
Художественно-педагогическая деятельность учителя |
Художественно-эстетическая деятельность учащихся |
Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент (1-2 мин.) Цель: создание эмоционального настроя. |
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побываем на ярмарке декоративно-прикладного искусства. |
Разыгрывают сценку. Ученики: - Подходите, посмотрите, Наш товар похвалите! - Подходи, налетай, Посуду покупай! - Пойдем, посмотрим, чем там торгуют. - Пойдем. - Ух, ты! Смотри, какая красота! - Какая яркая посуда! Внимательно слушают. |
Сосредоточение внимания, активизация мыслительной деятельности. Личностные. |
2.Проверка ранее изученного материала (4-5 мин.) |
|
- Наша посуда лучшая, расписана Городецкой росписью. А вы знаете ее характерные особенности. -Немножко. - А мы расскажем. -Городецкая роспись – это роспись по дереву. Она существует с середины 19 века. Зародилась в заволжском крае близ города Городца, отсюда и ее название. Сначала этой росписью украшали только прялки. Позже мастера стали украшать сундуки, дуги, сани, детскую мебель и другие предметы обихода. -В росписи присутствуют жанровые сцены: быт крестьян и купцов, праздники. Значительное место занимают цветочные мотивы из розанов и купавок, розеток, чудесные черные кони, всадники, птицы, дамы и кавалеры. Волшебство городецких узоров заключается в сочетании красок. Здесь используется самая разнообразная цветовая гамма. - Какая удивительная роспись. - А там что такое: бело-голубое? - Посмотрим? - Здравствуйте. Какая посуда!? -Здравствуйте. У нас самая расчудесная роспись. Посуда расписана Гжельской росписью. Этой росписью украшали и украшают керамические изделия. С 17 века у реки Гжелки, что близ Москвы, зародился этот вид росписи. Гжель, как правило, сочетает в себе сине-белые цвета. Форма сосудов была довольно необычной: от обычной вазы до вазы-рыбы, кувшина с ветвями вместо ручек, лебедей - салфетниц, чайников, помимо посуды мастера изготавливали фигурки людей, животных, сценки из жизни. Великолепная роспись использует переходы от свело- голубого к темно-фиолетовому. -Да, очень красивая посуда, белоснежная. - О, смотри, там что такое, что за чудо золотое? |
Закрепление изученного материала, развитие наблюдательности. Умение слушать. Развитие устной речи.
|
3. Подготовка восприятию цели урока (1 мин.) |
Сообщает тему. - Нет, конечно. Просто здесь представлена посуда Хохломских мастеров. |
- А почему у вас вывеска «Золотая Хохлома»? - У вас что, посуда вся из золота? |
Обеспечение мотивацией, актуальность опорных умений и знаний. |
4. Объяснение нового материала (5-6 мин.) |
-Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в 17 в. в районе Нижнего Новгорода в селе Хохлома. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а изредка, зеленым) цветом по золотистому фону. При выполнении этой росписи на дерево наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывают специальным составом и обрабатывают в печи, что позволяет добиться медово-золотистого цвета. Хохломской промысел был семейным. Мужчины вытачивали из липы заготовки – белые, женщины грунтовали их глиной, натирали серебристым порошком, а потом приступали к росписи. В хохломской росписи не встретишь одного и того же рисунка. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы, звери. Развозили расписную посуду повсюду. Многоголосая пестрая ярмарка встречала гостей криками, зазывая торгующих музыкой и песнями. |
Дети внимательно- внимательно слушают и осмысливают новый материал урока. |
Установление межпредметных связей. Развитие творческих способностей учащихся. Частично поисковый метод обучения. Групповая форма работы. Обеспечение мотивацией, актуальность опорных умений и знаний. |
5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний и способов действий (5-6 мин.) |
- Хотите попробовать расписать одно из изделий. Тогда усаживайтесь поудобнее. - Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленных из небольшого числа мотивов, называемых «травкой, яблочком, ягодкой, виноградом, листиком, древком, кудриной». Роспись выполняют кистью от руки без предварительного рисунка. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно к поверхности. Фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры элементов, а затем закрашивают фон изделия черной или красной краской. Узор получается золотистым. Верховое письмо – узор пишется черной, красной, иногда зеленой краской на серебристом фоне изделия сверху. После покрытия олифой изделие приобретает золотой цвет. |
- Здорово!
|
Систематизация и закрепление знаний и способов
|
6.Практическая работа учащихся (15-20 мин.) |
Демонстрация учителем приемов росписи под Хохлому: «кистевая роспись», прием «тычком». - В основе «травки» лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки, они по всей длине густо усеяны большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки, каждый из которых имеет свою форму. Перед тем как вы начнете расписывать тарелки хохломской травкой, встанем, разомнем руки. Физкультминутка. Когда красками рисую, Кажется, что побывал И на море, И в небе, И в лесу я. Где я только не бывал! Все, что видел, рисовал! Раздаю шаблоны. -Задаю сопутствующие вопросы по ранее изученному материалу, привлекаю внимание к пособиям на доске. -давайте вспомним основные цвета хохломской росписи. -этапы работы в написании цветочного узора Хохломы. -что необходимо помнить при выполнении кругового орнамента? -что пишем после определения центра? -какой этап последний? Желаю детям творческих успехов, не мешать друг другу, но и оказывать помощь, делиться художественными материалами. Во время работы помогаю детям, корректирую ошибки, показываю наиболее удавшиеся работы, правильное оформление и ведение работы. Музыка. |
Применяют шаблоны.
Дети внимательно смотрят.
Водят кистью по воображаемому полотну Волны Руки вверх Колыхание деревьев Развести руки Рисуют по воображению
Черный, красный, желтый
Травка, детали
Нахождение центра,
симметричность
проработка
осмысливают работу своих одноклассников. |
Практическая реализация ЗУНов, умение самостоятельно работать в группах. Воспитание коллективизма. Развитие наблюдательности, умение осмысливать. Здоровье-сберегающие технологии |
7.Рефлексия урока (2-3 мин.) |
Задаю детям вопросы: - какую роспись мы с вами закрепили на этом уроке? -понравилась ли роспись, почему? Тест. -как мы работали на уроке? Вывод: Хохломская роспись – одна из негаснущих звезд в созвездии русских народных художественных промыслов, роспись, которая помогает воспитывать чувство гордости за деятельность наших предков. |
-Хохломскую. Учащиеся делают вывод в праздничности росписи, насыщенности без карандаша |
Умение делать самостоятельно, умение отстаивать свое мнение, выделять главное
|
8.Организационный конец урока (1-2 мин.) |
Выставка детских работ и их оценка. Чтение стихотворения: Мир волшебной Хохломы. |
Учащиеся встают, говорят до свидания |
Умение организовано закончить урок. |