E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Синявская Елена Юрьевна, воспитатель

Синявская Елена Юрьевна,

воспитатель,

МБДОУ «Звездочка»,

 г. Ноябрьск, ЯНАО

Публикация собственного педагогического опыта

«Каждой пичужке  - по кормушке!»

Эй, зимующие птицы:

дятлы, воробьи, синицы!

Вы не бойтесь зимовать,

мы вам будем помогать!

С древних пор на Руси отмечается Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Синичкин день отмечают 12 ноября. По приметам к этому дню прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью человека, где больше корма. Мы тоже встречаем зимующих птиц, но гораздо раньше - в октябре, так как мы живем на Крайнем Севере в суровых  природно-климатических условиях, то зимнюю подкормку начинаем на месяц раньше. К этому сроку готовим домики и кормушки, дети и родители приносят заготовленные летом и осенью корма - семечки тыквы, дыни, арбуза, подсолнечника, овёс и просо, сухофрукты и орешки.

Педагогический проект «Покормите птиц!»,  реализуется с 2011 года. Много читаем детям природоведческой литературы, знакомясь с повадками птиц, заучиваем стихотворения, наблюдаем за птицами, знакомимся с приметами и подтверждаем их в ходе наблюдений за погодой, природными явлениями и поведением зимующих птиц нашего края, а еще творим: рисуем, лепим, конструируем.

С каждым годом проект совершенствуется, приобретает новые формы и продукты детско-родительского творчества. Так, в 2011 году мы в течение зимнего периода, до появления зеленой травы (октябрь-май) ежедневно подкармливали птиц хлебными крошками, овсом, насыпая корма в имеющиеся на групповом участке кормушки. На родительском собрании, проходившем в форме интеллектуально-познавательной игры «Калейдоскоп природы», дети совместно с родителями быстро изготовили кормушки из пакетов из-под молочной продукции, которые развесили на территории детского сада вместе с объявлением о проведении акции «Покормите птиц» (указали корма, которые можно насыпать в кормушки).

В 2012 году в ДОУ нами был организован конкурс «Птичья столовая», в котором приняли участие воспитанники старшего дошкольного возраста с родителями. На конкурс только семьями нашей группы было представлено более 12 кормушек различных конструкций! Сколько радости и гордости было в глазах ребятишек: «Вот какую кормушку мы сделали с папой!».  Кормушки были размещены на всех групповых участках  ДОУ. Теперь мы назначали дежурных по кормушкам, которые ежедневно, даже в лютый мороз (-50 С) наполняли их кормом. Возвращаясь вечером  домой, ребенок с родителями наполнял кормушки кормами – ведь ранним утром пичуги были в поисках корма!

В 2013 году к началу зимней подкормки птиц мы заготовили веники дикорастущих трав с семенами (конский щавель, спорыш) и развесили на деревьях. В нашей группе мы провели сразу два конкурса: творческий конкурс «Птички-невелички, забавные синички!», на который семьи воспитанников представили творческие проекты в номинациях. Были разработаны положения конкурсов, на стендах размешены афиши. На конкурс были представлены коллажи, рисунки, поделки из природных материалов, определились и победители. Второй  конкурс - «Необычные кормушки и домишки», который был направлен на изготовление кормушек для синиц и воробьев, используя  традиционные и нетрадиционные материалы и технологии. Были изготовлены кормушки из кожуры ананаса, из пластиковых мисочек и ложек,  бумажных тарелок, из глиняного горшочка, из упаковки для торта, экологические кормушки-подвески для синиц из жира и зерен! Итоги двух конкурсов подвели на Новогоднем карнавале: Дед Мороз поблагодарил всех участников за творчество, заботу о зимующих птицах и вручил дипломы победителей и участников. Сколько радости было у ребят! Как активно ежедневно они заготавливали хлебные крошки для птиц, сначала по напоминанию воспитателей, а затем – самостоятельно: «А я три кусочка хлеба накрошил! Мелко!». Не забывали и о других кормах (семечки, просо, овёс), которые приносили в детский сад с родителями. Информацию о мероприятиях проекта  разместили на сайте ДОУ. Подводя итог зимней подкормки весной 2014 года, дети пришли к выводу, что  птицы не всегда могут посещать кормушки на групповых участках – детский шум,  подвижные игры, активные действия малышей (близко подходят, отпугивают птиц). А с учетом короткого светового дня, они не всегда вдоволь могут накормиться. Стали думать, что можно сделать? Дети думали самостоятельно и с родителями, с воспитателями… и  придумали! Так родился детский проект «Птичий городок».

Осенью 2014 года к началу  зимней подкормки изготовили и разместили на территории ДОУ «птичьи домики-кормушки»: вдали от игровых площадок, удобно расположив их вдоль дорожек, чтобы удобно было вычистить кормушку и корм насыпать. Каждому домику дали адрес: Берёзовая, 7 – такой номер присвоили мы своему домику (расположился он вдоль березовой аллеи, а группа наша имеет №7). Конечно, мы не стали убирать все кормушки, оставили одну на участке, ведь птицы привыкли прилетать на неё! Но насыпая корм вечером, мы убеждаемся в правильности: птицы активно кормятся утром, до нашего прихода на прогулку. Теперь стало традицией: после обеда каждый ребенок крошит оставшийся кусочек хлеба, а наполняет кормушки желающий. В этом хорошо видна позиция детей, их желания, их понимание важности выполняемой работы, а воспитатель планирует работу с пассивными детьми, дает советы и рекомендации родителям воспитанников. Наблюдения за зимующими птицами, их повадками во время кормления, ожидания корма, способствовали рождению нового детского проекта «Каждой пичужке - своя кормушка!», но об этом в следующий раз!

В конце 2014 года, когда погодные условия нам позволили (-15 С), мы всей группой отправились в  Детский парк г. Ноябрьска, ведь там учащиеся школ города  разместили огромное количество кормушек для птиц и белок. Дети принесли разнообразные угощения пернатым и белкам: сухофрукты и орешки, семя подсолнечника, овёс, просо, кормушки-подвески из жира и зерен. Мы не только наполнили кормушки, но и получили огромное удовольствие, наблюдая за белками!

 Проект жизнеспособен, формирует экологически-целесообразную деятельность старших дошкольников и   реализуется в тесном  взаимодействии с родителями, социальным окружением. Буду рада, если мой опыт работы пригодится в работе молодым специалистам, воспитателям, родителям.

  Наверх