E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Мендель Юлия Николаевна, педагог

Мендель Юлия Николаевна,

педагог,

МКДОУ «Детский сад «Малышок № 1» п. Лиман»,

Лиманский район, Астраханская область

Статья

Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Описание:

Аннотация: В данной статье описана работа, которая проводилась совместно с психологом и воспитателем детского сада, по формированию эмоциональной стабильности у детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась на основе исследования эмоционального развития детей 6-7 лет. По результатам диагностики были разработаны и проведены коррекционно-развивающие мероприятия по развитию у детей эмоциональной стабильности, умению управлять своими эмоциями. Одновременно работа велась и с родителями этих дошкольников. Все эти мероприятия проводились, потому что невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят ребенку эмоциональную травму, сами того не желая. Нами решалась задача по созданию условий для формирования оптимального эмоционального тонуса и любознательности, открытости детей внешним впечатлениям, без которых невозможно их дальнейшее развитие и обучение. Добиться положительных результатов мы смогли с помощью системной планомерной работы и создания условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общении: ребенок-ребенок, ребенок-педагог, ребенок-родитель. Ключевые слова: эмоциональная стабильность, организация работы, старший дошкольный возраст, эмоциональное развитие. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования. В законе РФ №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» создана ступень дошкольного образования и принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Нравственное воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Только с умения понять другого человека начинается путь к добру и справедливости. Дети старшего дошкольного возраста, как утверждают психологи и педагоги (К. Изард, А.Д. Кошелева и др.), уже способны различать шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования психологов показали, что дети 6-7 лет способны правильно воспринимать эмоциональное состояние другого человека. Свое исследование мы проводили в МБДОУ «Детский сад №1 «Колосок» с. Топки. Исследуя эмоциональную сферу детей, мы получили следующие результаты: 95% опрошенных детей 5-7 лет справились с заданием). При этом они точнее определяют радость, восхищение веселье и затрудняются в определении грусти (эту эмоцию правильно определила 50% опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6%). При определении внутренних состояний людей дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (поза, жесты). Наблюдая за детьми, за их частой беспричинной сменой настроения мы решили выявить причину такой неуравновешенности детей. Сами дети зачастую не могут объяснить причину своих поступков, своего неадекватного поведения. Под влиянием средств массовой информации (телевиденье, Интернет), дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят ребенку эмоциональную травму, сами того не желая. Нередко, когда родителям указывают, что в эмоциональной сфере не все благополучно, они в ответ проявляют непонимание, растерянность или полную беспомощность. В начале учебного года мы провели диагностику воспитанников старшего дошкольного возраста и анкетирование родителей этих детей по вопросу эмоционального развития детей и получили следующие результаты. Только 58% детей имели высокий уровень эмоциональной готовности к школе, 17% детей – тревожность по отношению к школе. Родители оценили эмоциональное состояние своего ребенка так: только 48% детей чувствуют себя комфортно, 20% - тревожность и 32% имеют неустойчивое эмоциональное состояние. По результатам диагностики разработали и провели коррекционно-развивающие мероприятия по развитию у детей эмоциональной стабильности, умению управлять своими эмоциями. Одновременно работа велась и с родителями этих дошкольников. Затем снова провели контрольную диагностику. Результаты нашей работы доказали, что эмоции надо развивать. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Продуктивная деятельность ребенка представляет огромные возможности для его обучения [2]. Ребенка всегда окружают игрушки, с которыми он играет постоянно (его самые любимые), и те, с которыми он играет редко. Орудия и предметы детской изобразительной, конструктивной и других видов деятельности предстают перед детьми как помощники, как друзья их творчества. Используя игрушку на занятиях, взрослый может провести с ребенком иргу-беседу «Разговор с игрушками по душам». В этой игре можно задать ребенку следующие вопросы: «Почему твоя игрушка грустная, веселая или довольная?», «Что переживала, чувствовала игрушка в определенный момент совместной жизни с ребенком?», «Что можно сделать для игрушки, чтобы она засмеялась, обрадовалась?» и т.д. Пусть кукла устами ребенка ответит, что она думает о своем хозяине. Ребенок в этой игре выступает в двух ролях – своей собственной и куклы. Эту игру-беседу важно строить, исходя из особенностей отношения ребенка к игрушке. Формированию позитивной установке и оптимистического эмоционального склада мироощущений способствует концентрация внимания детей на том приятном, добром, радостном, что нас окружает. Так, мы просили детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Ответы оказались самыми неожиданные и многочисленные. Дети называли игры, подарки, движения, занятия спортом, творчество и взаимодействие в игре, личные достижения, совместное проведение времени с родителями, друзьями, отдых на природе, вкусную еду и питье, человеческий контакт (похвала, улыбка, комплимент, дружеское рукопожатие); исследования и неожиданные наблюдения и открытия во время игры, прогулки, чтения, занятий; приятные ощущения тела (теплый душ, ванна, освежающее плавание,
ласкающая одежда и постель) и многое другое. Такие упражнения проводили 2 раза в месяц. Занятия такого рода неожиданно открывают для ребенка все радости этого нового, уже не пугающего, а дружественного внешнего мира, избавляют от тревожной мнительности, плаксивости и ипохондрии, создают условия для формирования оптимального эмоционального тонуса и любознательности, открытости внешним впечатлениям, без которых невозможно развитие и обучение. Если нам необходимо повысить самооценку ребенка, упрочить его уверенность в себе и самоуважение, мы часто пользовались простым и эффективным методом, суть которого заключается в том, чтобы раскрыть перед ребенком его возможности, способности и умения. Процедура упражнения такова: каждого ребенка в группе по очереди просили назвать по пять вещей, которые он хорошо делает. Например, ребенок говорил: «Я умею дружить, помогать другим, хорошо кататься на велосипеде, быстро бегать, подметать пол». Мы в свою очередь, совместно с психологом и воспитателем, убеждали детей в том, что хорошо и правильно гордиться своими достоинствами и стремиться поделиться ими с друзьями. Если ребенок затруднялся ответить о своих достоинствах, психолог указывал ему на это: «Ты хорош в том и том…». В этом ему помогали и другие дети. Такие упражнения помогают ребенку создать образ самого себя не только как умелого, сильного и волевого, но и как ответственного человека. Во- многом это способствует осознанию своих эмоциональных переживаний, осмыслению отношения к себе, стабилизации самооценки и связанных с ней эмоциональных переживаний. Этим же целям служит психологическое упражнение, в котором детей по очереди просят закончить фразу [2; 10]: «Было бы хорошо сейчас…(закончить фразу)». «Я знаю, что могу сделать…(перечислить)». «Больше всего я люблю…(что именно?)». «Меня очень радует…(что?)» и т.д. Другой эффективный прием оптимизации эмоционального состояния – это переключение с неприятных впечатлений на приятные. Этому способствуют игры разной направленности [9], психологические этюды [11], рисование, чтение художественной литературы, приятные воспоминания из личного опыта, театральная деятельность и т.д. Вообще можно переключить фокус внимания с неприятных переживаний на приятные любым способом. Необходимо добиться утверждения у ребенка ровного положительного тона его эмоциональных переживаний, который является необходимым фоном любого вида его деятельности. Для развития эмоциональной сферы у детей вместе с игровыми занятиями мы проводили и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомили детей с эмоциями [3; 4; 5; 6; 8]. Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, музыкой, живописью). Ценность таких занятий заключается в следующем: · у детей расширяется круг понимаемых эмоций; · они начинают глубже понимать себя и других; · у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим. Занятия проводились один раз в неделю со всеми детьми. Для снятия психоэмоционального напряжения, восстановления работоспособности мы совместно с психологом и воспитателем использовали разнообразные релаксационные упражнения, тренинги [1; 7; 9; 11]. Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с
опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, музыкой, живописью). Для повышения эффективности эмоционального развития детей используем дидактические игры, которые мы разработали и внедрили в работу. Такие игры как, «Коврик эмоций», «Кубик эмоций», «Мастерская эмоций», «Цветное настроение», «Шкатулка эмоций», «Пойми меня» и многие другие. В такие игры дети играют как с психологом, с воспитателем, так и самостоятельно. Создан театр эмоций «Купчиха» и «Игрушка-подружка», с помощью которых удается снять различные телесные зажимы, развивать речь, повышать уверенность детей в своих возможностях и способностях. Итогами работы по формированию эмоциональной стабильности у старших дошкольников являются следующие достижения: · Радостное ожидание начала обучения в школе. · Достаточно развитые высшие чувства – интеллектуальные, эстетические, моральные. · Сформированы высшие эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других). · Способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением. · Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем. · Положительное отношение к целям деятельности, принятие их. · Стремление преодолевать трудности. · Стремление к достижению результата своей деятельности. · Повышение самооценки. Добиться таких положительных результатов мы смогли с помощью системной планомерной работы и создания условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общении: ребенок-ребенок, ребенок-педагог, ребенок-родитель.
Литература и источники
1. Ганичева, И. В. Телесно-ориентированные подходы [Текст] / И. В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004. – 144с. 2. Ермолаева, М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М. В. Ермолаева. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. – 176с. 3. Куражева, Н. Ю. Психологические занятия с дошкольниками [Текст] / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева. – СПб.: Речь, 2004 – 96с. 4. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2005. – 160с. 5. Котова, Е.В. В мире друзей [Текст] /Е.В.Котова. – М.: Сфера, 2007. – 80с. 6. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] /Л. М. Костина. – СПб.: Речь, 2003. – 160с. 7. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь, 2003. – 176с. 8. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, - 2003. – С.322-389. 9. Фопель, К. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006. – С17-42, 121-162, 375-422. 10. Широкова, Г.А. Практикум детского психолога [Текст] / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 320с. 11. Яковлева, Н. Психологическая помощь дошкольнику [Текст] / Н. Яковлева. – М.: Сфера, 2002. – 112с.

  Наверх