Дурандина Татьяна Александровна,
воспитатель,
МБДОУ № 2 «Северяночка»
г. Снежногорска Мурманской обл.,
Конспект занятия «Заяц Коська и родничок»
(познавательное развитие, художественное творчество, социализация)
в подготовительной группе
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы будем говорить о водном царстве – рыбьем государстве.
Это глобус - модель нашей планеты Земля. Почему нашу планету называют голубой планетой? (выслушать ответы детей. Подтвердить, что большая часть планеты покрыта водой). Это громадные океаны, реки, моря, озера. Чем отличаются моря от океанов? От рек? (моря меньше по величине, находятся возле материков, вода в море соленая, в моря впадает большинство рек...)
Возле какого моря мы с вами живем? Кто покажет, где расположено Балтийское море? Какая знакомая река несет свои воды в Балтийское море? Кто знает названия еще каких-либо морей и может показать их на карте?
Россия - самое больше государство мира (показываем по карте, указкой очерчивая границы страны). Чем богата наша страна? (Перед детьми географическая карта и иллюстрации гор, рек, равнин России. Соотносим иллюстрации с картой.)
Вы хотите узнать какая история приключилась в водном царстве – рыбьем государстве с зайцем Коськой. Ну тогда слушайте внимательно (ИКТ).
Воспитатель: Однажды заяц Коська (можно показать иллюстрацию) ходил по лесу и скучал: не с кем было ему поиграть. «С кем же мне побегать наперегонки?» — спросил Коська. И вдруг услышал чей-то тоненький, звонкий, чистый голосок: «Поиграй со мной!» «Кто ты? — удивился Коська. — Кто это со мной разговаривает?» — «Это я, родничок». И Коська увидел у своих ног небольшую ямку, а в ней — маленький, чистый родничок, бьющий из-под земли. «Что ты? — сказал удивленный Коська. — Ты же из воды. Разве вода бегает?» — «Конечно, — ответил родничок. — Мне уже тесно в этой ямке, сейчас я убегу из нее». Родничок выплеснулся за край ямки и побежал по земле веселой струйкой. Коська побежал за ним.
Сначала родничок часто терялся в траве. А потом он встретил несколько своих братьев — других родничков — и вот уже по земле бежит быстрый ручеек. Помогите зайцу Коське сосчитать из скольких родничков образовался ручеёк.
Сначала родничок повстречал двух своих братьев, потом еще трех, потом еще одного. Из скольких родничков образовался ручеек?
Воспитатель: Испугался заяц Коська: а вдруг потеряется родничок среди своих братьев. Окликнул он его, и родничок отозвался: «Я здесь, Коська. Догоняй!» Долго бежал Коська за родничком и добежал до большой реки, в которую впадал ручеек.
Найдем реки. Как их много! Какие они разные! У каждой свое название. Может быть, вы знаете какие-нибудь из них.
Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море полноводная...» Это о Волге. Как ласково люди называли реку Волгу? (ответы детей)
Люди ласково называют ее «Волга-матушка» (находим ее на карте). Многие реки и речушки России текут к Волге, несут ей свои воды. Это Кама Ока... (находим их на карте) Волга — мать русских рек.
Волга — река труженица. Вниз и вверх по реке везут корабли различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой, черной икрой. Волга - чудесная трасса для водных путешествий.
Как же родилась великая река Волга?
Послушайте рассказ об этом
Случится, в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше –
Присядь попробуй на пенек,
Не торопись. Послушай.
...Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы,
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.
Я. Аким
Воспитатель:
В горах родились многие реки России. Вспомните, где родилась река Волга? В лесу, в болоте.
В горах же родились такие реки, как Лена, Енисей (показ по карте).
Из-под вечных снегов вытекают тонкие звенящие струйки холодной как лед воды.
Как вы думаете, где быстрее бежит река, в горах или на равнине?
Много сил у горной реки! Она, играя, как мячики, подбрасывает каменные глыбы, вырывает с корнями вековые деревья.
Издалека слышно, как грохочет в каменном ущелье река; высоко вверх взлетают легкие брызги, разноцветной радугой рассыпаясь в солнечных лучах (аудиозапись шума горной реки, показ иллюстрации).
По такой реке не пройдут пароходы, не проедешь по ней и на лодке.
Выбежав с гор на равнину, река становится совсем иной. Она замедляет свой бег, и часть камней, принесенных ею с гор, опускается на дно.
Где крот прорыл дорогу роднику? (ИКТ)
«Родничок! Где ты?» — позвал Коська своего друга. «Я здесь, — откликнулся родничок, и его голубая головка показалась где-то на середине реки, — теперь я вместе с рекой отправляюсь к далекому морю».
Воспитатель:
Куда же бежит река? В море (на экране «река» впадает в море). Река Лена в какое море впадает? (в море Лаптевых). Река Енисей в какое море впадает? (в Карское море), а река Волга в какое море впадает? (в Каспийское море).
По берегам России много морей.
Моря — большие царства воды.
Кто был на море, тот знает насколько оно велико. Когда стоишь на берегу и смотришь вдаль, то видишь только воду, воду, воду... Другого берега на видно. Кажется, что море не кончается никогда.
Какая вода в море? (Можно растворить в воде морскую соль, и дать ее попробовать детям.) Соленая. Мы обязаны морю солью, без которой человек не может жить.
Представьте себе (дети могут закрыть глаза): тихая, безветренная погода Море кажется ровным, как зеркало. Но вот подул ветерок... (аудиозапись плеска волн). Что произошло с морем?
На море появились волны. Волны становятся все выше и выше. Почему? Ветер усилился.
Как называется очень сильное морское волнение? Шторм (аудиозапись шторма). Во время шторма очень опасно купаться, плыть по морю на корабле.
Да, море — большое, необыкновенно красивое, царство воды. На нашей планете есть царства воды, которые больше морей. Что это? Океаны. Найдем их на карте (очерчиванием границы океанов ладонью).
Море — дочь океана, оно соединяется с океаном, обменивается с ним водами.
Черное море. Его считают «дочерью» какого океана? (показ по карте) Атлантического. Он, как будто, «держит море за руку», Карское море? (показ по карте), Северного Ледовитого океана.
Где живут рыбы? (В воде)
В каких водоемах они могут жить? (В реке, в озере, в пруду, в море, в океане, в аквариуме)
Чем они питаются?
Каких вы знаете рыб?
Какая рыба самая опасная и хищная? (Акула)
Как называются детеныши рыб? (Мальки)
Из чего они выводятся? (Из икринок)
Чем покрыта кожа рыбы? (Чешуей)
Какие звери и птицы питаются рыбой? (Медведи, лисы, кошки, чайки, пеликаны, пингвины и т.д.)
Как называется человек, который ловит рыбу? (Рыбак, рыболов)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, сачком)
Как ухаживают за аквариумными рыбками? (Кормят, чистят аквариум меняют воду)
Характеристика рыб (по тексту загадок)
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т.д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...
Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.
Про эту рыбу К.Чуковский писал: каракула, правым глазом подмигнула». Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны". (Акулы)
Морской конек - это зверь с лошадиной головой, похож на игрушку. Это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях водорослей морских. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику - веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей малышей.
Морская звезда - любопытное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски звезды втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски - это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с присосками, они помогают звезде передвигаться.
Осьминог - это моллюск, у которого восемь ног, щупальца. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. Они позволяют осьминогу хватать и очень крепко держать все, за что он уцепится. В задней части осьминога находится воронкообразная камера, в которую поступает вода. С помощью воды он дышит, как рыбы, с помощью камеры он передвигается. Он выпускает оттуда воду с такой силой, что его тело перемещается весьма стремительно. Когда осьминог лежит спокойно, его щупальца могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника щупальцами. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг осьминога. Осьминоги умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым.
Рак: Я - рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.
Тарань: Я - рыба, ведущая стадный образ жизни. Длина моего тела достигает почти полуметра, а вес - до двух килограммов. Крупные рыбы держатся у дна и только ночью подходят ближе к берегу. Икрометание у нас бывает в апреле. Хотя икры много, но желающих ею полакомиться тоже немало. Я, тарань, питаюсь моллюсками, червями и другими мелкими животными.
Ерш: Я чем-то напоминаю ежа - такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед - замерзну, а в тепле оттаю и поплыву.
Карась: Я - карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем все подряд. Когда-то на Востоке нас, карасей, держали в вазах с водой для украшения дома.
Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбёшек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно гусенка или утенка. Но еще меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням.
ИКТ - Лягушка на обломке дерева
Лягушка: Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом, и без хвоста
Жить на свете - красота!
Коська нашел картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Помогите ему назвать морских животных. (Надо назвать морских животных (кит и дельфин))
Чем отличаются морские животные от рыб? (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)
А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Как называются рыбы похожие на зверей? (рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...)
Родничок появляется снова. Коська спрашивает его: «А можно и мне с тобой?»
— «Нет, Коська, слишком далек путь, — ответил родничок. — А тебе уже пора возвращаться домой».
— «Но мне так жаль расставаться с тобой, — загрустил Коська. — Мы так весело бегали наперегонки».
— «Мы еще встретимся, я тебе обещаю», — раздался уже издалека голос родничка.
А Коська отправился домой. Вот только дорогу не запомнил: так быстро он бежал вслед за родничком. Но зато он увидел такую историю, которую нарисовал в картинках, а рассказать ее сам не может. Ребята, помогите ему составить рассказ.
Воспитатель: Когда Коська послушал рассказ ребят, было уже поздно. Коська очень устал, поэтому свернулся клубочком на мягком ковре из мха под березкой и уснул. А пока он спит, давайте мы поиграем в игру.
Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова — щучья, хвост — ..., плавник — ... , туловище — ....
Воспитатель: Хорошо, ребята! Молодцы. Вы правильно отвечали.
Ребята, как вы думаете, как жизнь человека связана с морем, зачем человеку море? Выслушать ответы детей, дополнить, обобщить.
Деятельность человека, связанная с морем:
ловля рыбы (уточнить у детей, какую ловят рыбу - названия) и добыча других морских животных; добыча морских водорослей для питания (морская капуста), изготовление лекарств (йод); добыча соли; пассажирские и морские перевозки;
«хозяйственная деятельность человека, связанная с морем: постройки морских портов, судостроительных и судоремонтных заводов, добыча нефти на шельфе, строительство курортов и санаториев; отдых у моря.
Море в опасности.
Поместить перед детьми таблицу "Источники загрязнения мирового океана". Спросить у детей, что они знают о деятельности человека, приносящей вред морю и его обитателям.
Подвести детей к пониманию, что море находится в опасности, что на судах случаются аварии - и в море выливается нефть; заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты - все, что им не нужно. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут. Рассмотреть с детьми вопрос о том, что делать людям, чтобы предотвратить гибель морей.
Река (озвучивание)
Я думала, мне придется погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете разбрасывать мусор на моих берегах. Спасибо, ребята, вот теперь все, кто придет ко мне в гости, будут знать, как себя вести, и я останусь чистой и прозрачной!
Воспитатель: Разбудила Коську дождевая капля, упавшая ему на нос. «Доброе утро, Коська!» — вдруг услышал он голос родничка. Встрепенулся Коська, оглянулся по сторонам, но никого не увидел. «Эй, где ты?» — позвал он. «Да здесь я, наверху!» Посмотрел Коська на небо и увидел своего друга, выглядывавшего из небольшой тучки. «Как же ты там оказался?» — удивился Коська. «Да очень просто. Днем солнышко так пригрело меня, что я превратился в легкий пар, поднялся высоко-высоко. А здесь, в вышине, холодно, вот я и превратился снова в капельки воды, спрятался в тучке. А теперь дождем проливаюсь на землю». — «Вот это да! — удивленно воскликнул Коська.
Пока родничок рассказывал это, тучка таяла в небесной вышине и наконец совсем исчезла. «Вот и пропал мой друг родничок, — огорчился Коська. — С кем же я теперь буду играть и бегать наперегонки?» — «Привет, Коська!» — вдруг услышал он у самых своих лапок. Глянул Коська вниз и увидел своего друга — в той же песчаной ямке, что и накануне утром. «Ты снова здесь? Но как же это получилось?» — только и смог вымолвить Коська. «Да очень просто! Я с дождем ушел под землю и опять из-под земли пробился сюда», — сказал родничок. «Вот чудеса!» — воскликнул Коська, радуясь возвращению друга.
А на самом деле, ребята, ничего необычного в этом нет. Так всегда происходит в природе: вода испаряется с поверхностей рек и морей, проливается на землю дождем, вновь выходит из-под земли родниками и ручейками. Это называется круговоротом воды.
Лепка
Воспитатель (обращается к реке).
Уважаемая Река! Мы приготовили тебе подарки! Давайте, ребята, вручим Реке свой сюрприз. Дети дарят Реке знаки.
Воспитатель расставляет их вдоль голубой полосы ткани (по берегам).
Река
Я приготовила всем подарки.
Река приносит поднос со стаканами чистой воды и раздает детям.
Ведущий
Ребята, давайте поблагодарим реку за такой подарок. Ведь без воды мы не сможем жить. Чистая вода - это замечательный подарок, к сожалению, на Земле ее остается все меньше и меньше. Мы должны беречь наши реки, чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Спасибо, Река!
Дети (все вместе).
Спасибо!
Река
Сегодня самый лучший день в моей жизни! Никогда еще люди не благодарили меня! Раз у меня сегодня праздник, давайте все вместе потанцуем!
Дети вместе с рекой водят под музыку хоровод.