E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Попова Татьяна Витальевна

Попова Татьяна Витальевна,

 воспитатель,

МБ ДОУ «ДСКВ № 107»,

г Братск, Иркутская обл.

 

Сценарий

педагогического мероприятия

«Беседу нести – что лапти плести – сноровка

нужна и умение"

Программное содержание:

  • Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общей человеческой ценности (любви к родному краю, стране).
  • Приобщать к прошлому и настоящему своей культуры;
  • Дать представление о национальном празднике «Масленица», народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве;
  • Учить детей  объяснять устаревшие слова и назначение старинных предметов, умение группировать предметы, сходные по функциональному назначению.
    • Активизировать образные слова и понимать образные выражения в загадках;

Предварительная работа:

С/р игры в мини-музее «Русская изба». Разучивание пословиц, поговорок на тему «Русская изба», хороводов, небылиц. Чтение русских народных сказок, д/и «Колодец времени», праздник «Масленица» в Ангарской деревне.

Материал:

«Камень» с надписью, «Ящик ощущений», лапти, «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, посуда, прялка и др.), мультимедийная установка, слайды с праздника «Масленица», фрагмент видео «Как на Руси лапти носили», д/и «Что было, что стало», р.н. костюм для хозяйки.

Словарная работа: Лапти, онучи, коромысло, ухват, прялка, чугунок.

Ход:

         Дети заходят в зал и находят камень с надписью.

                   3. Прямо пойдешь – на праздник попадешь!

                   1. Направо пойдешь – сюрприз найдешь!

                   2. Налево пойдешь – в избу попадешь!

 

         1. Идем с детьми (согласно цифре) направо, находим «Ящик ощущений». По р.н. считалке выбираем, кто угадывает. «В ящике находятся лапти».

  • «Общий рассказ» (дети передают друг другу и описывают «лапти»).

- Лапти самая распространенная обувь русского народа. Какой из них надевается на правую, левую ногу?

- «Только лапоть на обе ноги плетется». А почему так в народе говорили: «В дорогу идти – пять пар плести»? (дети рассуждают).

- Носились лапти недолго, в горячую крестьянскую пору – 4 дня, а зимой – 10 дней. А как надевали их,  мы сейчас увидим, как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

  • Фрагмент видео на экране.

- Давайте и мы «наденем» лапти, какую еще р.н. одежду вы знаете? (имитируют надевание)

- Вот какие у нас  красны девицы, да добры молодцы!

- Куда отправляемся дальше?

2. «В русскую избу»

Детей встречает хозяйка: «Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а неприглашенных возле порога. Отгадайте-ка, ребятки, мои хитрые загадки!».

  • «Эту обувь не забыли

Хоть давным-давно носили

Влезут дети на полати

У печи оставят …» (Лапти)

  • «Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра …» (Коромысло)

  • «Лезет в печь за чугунком

И в углу стоит молчком,

Кочерге родимый брат –

Старый кованый …» (Ухват)

  • «Выпускает жаркий пар

Древний чайник …» (Самовар)

         - Молодцы! Есть у меня для дорогих гостей игра: «Что было, что стало» (дети берут на выбор карточки и находят пары, например лапти – туфли, объясняют свой выбор)

         - Опять меня порадовали! А скажите мне, добры молодцы, да красны девицы, что самое главное в русской избе? (высказывания детей)

         - Русская печка – была в каждой избе. Она занимала почти пол-избы. Печь ставили подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Она не только кормила всю семью, но и обогревала всю избу. Как ее ласково называли? «Печь – матушка, печь – кормилица». А какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

         «Когда в печи жарко, тогда и варко»

         «Не красна изба углами, а красна пирогами»

         - На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. Здесь можно было и поспать. Для этого делалась специальная лежанка. Дети любили поваляться на печи. А сколько сказок рассказывали здесь! А вы р.н. сказки знаете, где про печь упоминается?

         - Молодцы и сказки хорошо знаете. Не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, много работали, но и отдыхать умели. «Делу время, а потехе час»

         3. Куда мы попадем сейчас? (На праздник. Благодарим хозяйку и приглашаем с собой)

         - Какой р.н. праздник сейчас идет? (Масленица) (На экране слайды о праздновании в Ангарской деревне – дети делятся впечатлениями)

         - Играем в р.н. игру или водим хоровод по желанию детей («Горелки», «Кострома»)

         Хозяйка: «В понедельник вы встречали Масленицу! А сегодня … (среда), ее на Масленицу «лакомкой» называют и блинами угощают, а «Блин, добр не один». Пойду, напеку блинов, да всех угощу!»

  Наверх