Попова Татьяна Витальевна,
воспитатель,
МБ ДОУ «ДСКВ № 107»,
г Братск, Иркутская обл.
Сценарий
педагогического мероприятия
«Беседу нести – что лапти плести – сноровка
нужна и умение"
Программное содержание:
- Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общей человеческой ценности (любви к родному краю, стране).
- Приобщать к прошлому и настоящему своей культуры;
- Дать представление о национальном празднике «Масленица», народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве;
- Учить детей объяснять устаревшие слова и назначение старинных предметов, умение группировать предметы, сходные по функциональному назначению.
- Активизировать образные слова и понимать образные выражения в загадках;
Предварительная работа:
С/р игры в мини-музее «Русская изба». Разучивание пословиц, поговорок на тему «Русская изба», хороводов, небылиц. Чтение русских народных сказок, д/и «Колодец времени», праздник «Масленица» в Ангарской деревне.
Материал:
«Камень» с надписью, «Ящик ощущений», лапти, «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, посуда, прялка и др.), мультимедийная установка, слайды с праздника «Масленица», фрагмент видео «Как на Руси лапти носили», д/и «Что было, что стало», р.н. костюм для хозяйки.
Словарная работа: Лапти, онучи, коромысло, ухват, прялка, чугунок.
Ход:
Дети заходят в зал и находят камень с надписью.
3. Прямо пойдешь – на праздник попадешь!
1. Направо пойдешь – сюрприз найдешь!
2. Налево пойдешь – в избу попадешь!
1. Идем с детьми (согласно цифре) направо, находим «Ящик ощущений». По р.н. считалке выбираем, кто угадывает. «В ящике находятся лапти».
- «Общий рассказ» (дети передают друг другу и описывают «лапти»).
- Лапти самая распространенная обувь русского народа. Какой из них надевается на правую, левую ногу?
- «Только лапоть на обе ноги плетется». А почему так в народе говорили: «В дорогу идти – пять пар плести»? (дети рассуждают).
- Носились лапти недолго, в горячую крестьянскую пору – 4 дня, а зимой – 10 дней. А как надевали их, мы сейчас увидим, как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
- Фрагмент видео на экране.
- Давайте и мы «наденем» лапти, какую еще р.н. одежду вы знаете? (имитируют надевание)
- Вот какие у нас красны девицы, да добры молодцы!
- Куда отправляемся дальше?
2. «В русскую избу»
Детей встречает хозяйка: «Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а неприглашенных возле порога. Отгадайте-ка, ребятки, мои хитрые загадки!».
- «Эту обувь не забыли
Хоть давным-давно носили
Влезут дети на полати
У печи оставят …» (Лапти)
- «Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …» (Коромысло)
- «Лезет в печь за чугунком
И в углу стоит молчком,
Кочерге родимый брат –
Старый кованый …» (Ухват)
- «Выпускает жаркий пар
Древний чайник …» (Самовар)
- Молодцы! Есть у меня для дорогих гостей игра: «Что было, что стало» (дети берут на выбор карточки и находят пары, например лапти – туфли, объясняют свой выбор)
- Опять меня порадовали! А скажите мне, добры молодцы, да красны девицы, что самое главное в русской избе? (высказывания детей)
- Русская печка – была в каждой избе. Она занимала почти пол-избы. Печь ставили подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Она не только кормила всю семью, но и обогревала всю избу. Как ее ласково называли? «Печь – матушка, печь – кормилица». А какие еще пословицы и поговорки вы знаете?
«Когда в печи жарко, тогда и варко»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
- На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. Здесь можно было и поспать. Для этого делалась специальная лежанка. Дети любили поваляться на печи. А сколько сказок рассказывали здесь! А вы р.н. сказки знаете, где про печь упоминается?
- Молодцы и сказки хорошо знаете. Не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, много работали, но и отдыхать умели. «Делу время, а потехе час»
3. Куда мы попадем сейчас? (На праздник. Благодарим хозяйку и приглашаем с собой)
- Какой р.н. праздник сейчас идет? (Масленица) (На экране слайды о праздновании в Ангарской деревне – дети делятся впечатлениями)
- Играем в р.н. игру или водим хоровод по желанию детей («Горелки», «Кострома»)
Хозяйка: «В понедельник вы встречали Масленицу! А сегодня … (среда), ее на Масленицу «лакомкой» называют и блинами угощают, а «Блин, добр не один». Пойду, напеку блинов, да всех угощу!»