E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Мухамедханов Максим Ринатович, педагог дополнительного образования

Мухамедханов Максим Ринатович,

педагог дополнительного образования,

МБУДОД «Дом детского творчества»,

г. Верхний Уфалей, Челябинская область

Урок-соревнование

для учащихся третьего класса

Тема: «Спор Флоры и Фауны»

Цель: развитие познавательного интереса обучающихся, их творческих способностей, знакомство с представителями царства растений, животных, грибов. Понять принцип взаимосвязи между ними.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с представителями царства растений, животных, грибов. Найти взаимосвязь представителей царств друг с другом и окружающей средой.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Развивающие: развивать умение работать в команде, умение анализировать и обобщать, творческие способности детей

Форма проведения занятия: Состязание двух  индейских племен.

Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, налобные повязки, перья.

Время урока: 40 мин. Количество учащихся – до 30 человек (класс).

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Максим Ринатович Мухамедханов, я работаю в Доме детского творчества руководителем молодежного объединения «Тропинка». На наших занятиях мы изучаем природу не сидя за партами, а совершая экскурсии, прогулки, походы…Мы помогаем животным, сажаем деревья, делаем мир чуточку лучше. Также мы принимаем активное участие в научных конференциях, слетах. Если этот урок вам понравится – буду очень рад увидеть вас на наших занятиях.

Давайте начнем. Для начала я вам задам несколько вопросов, вы ответите, а затем попробуем вместе сформулировать тему нашего урока.

Вопрос первый: как вы понимаете, что есть природа?

(дети высказывают варианты)

Правильно - природа – это все, что нас окружает.

Вопрос второй: природа всегда живая или неживые объекты – камни, океаны – тоже часть природы?

(дети говорят)

И снова верно: природа бывает живая и не живая.

А какую природу вам изучать интереснее – живую или неживую?

(ответ живую)

Тогда кто из вас попробует назвать все компоненты живой природы?

(растения, животные, грибы)

Действительно, грибы, растения и животные – это части живой природы. Но существуют ли они в мире отдельно, или же находится в непрерывном взаимодействии? Является ли кто-то из них главнее прочих?

(формулируют тему)

Отлично! Тема нашего сегодняшнего урока – «Спор Флоры и Фауны». Мы должны познакомиться с живой природой, представителями растительного и животного мира, и определить принцип взаимодействия между ними. Занятие будем проводить в игровой форме.

Но для начала скажите мне, какой народ лучше всего умеет находить общий язык с природой, лучше охотится, разбирается в лекарственных растениях, умеет читать следы и маскироваться?

Ученики отвечают: Индейцы.

Объявил учитель вдруг:

— Становись, индейцы, в круг!

Мы не в школьном скверике,

Мы уже в Америке.

В сиянье солнечных лучей

Тут пляшут краснокожие,

На наших юных Уфалейцев

Вовсе не похожие.

Учитель: Значит, чтобы лучше усвоить сегодняшний урок, поиграем в индейцев. (Учитель наносит на лицо краску).

Для начала вам следует поделиться на две команды. Первая команда будет племенем «Фауна», что с древнего языка означает «мир животных», вторая команда будет племенем «Флора», что с древнего языка означает «мир растений». Следующий шаг это выбор вождя. Вождь – лицо племени, он должен быть самым умным из вас, если вам, ребята, сложно выбрать вождя, то я покажу изображение растения и животного. Племя фауна называет животное, а племя флора называет растение, кто быстрее поднимет руку и назовет растение или животное, тот и будет вождем. На экране изображены подорожник и колорадский жук. Теперь вождь должен выбрать имя, связанное со своим племенем. Вождь племени «Фауна» придумывает имя, связанное с животным, а вождь племени «Флора» придумывает имя, связанное с растением. Вождь будет носить налобную повязку. За каждый успех вашего племени голову вождя украсит одно перо. И последняя задача – это придумать клич племени.

Итак, я расскажу вам одну легенду. (начинает звучать индейская музыкальная заставка)

Давным-давно, когда земля была молодой, трава  была зеленее, а небо светлее, в живописной долине жили два племени. Первое племя называлось «Флора», вождем племени был, например, Могучий клен и клич их звучал…(дети воспроизводят клич). Жители этого племени прославляли все растения, растущие на земле. Они считали, что только растения могут дать людям пищу, одежду, а красивые цветы с тонким ароматом, могут порадовать сердце человека.  Соседями у них было племя «Фауна». Вождем у них была, например, Ловкая куница, а клич их был…(дети воспроизводят клич). Это племя считало, что только животные достойны почитания, ведь они тоже дают человеку пищу, одежду, а пение птиц радует сердце человека. И не было между племенами взаимопонимания. В данный момент между племенами был спор, чей клич громче. Победила команда, издавшая самый дружный и громкий клич. Победившая команда получает первое перо в налобную повязку вождя, если оба клича хороши, то перо получают оба вождя.

Продолжаем легенду. Долго спорили индейцы, чей покровитель лучше, бывало, сойдутся в чистом поле и начинают громко прославлять растений или животных, для этого они даже придумали игру «Уга чака»

Игра «Уга чака». Играет музыкальная заставка индейских барабанов. Оба племени  и ведущий дружно повторяют слова «Уга чака», задача ведущего вставлять в общий хор названия животных, растений или вообще не связанных с живой природой вещей. Если племя «Флора» услышит от ведущего название растения, то они должны издать клич племени. Если племя «Фауна» услышит название животного, то они  должны издать клич племени. Если прозвучит слово неживой природы, то клич издавать не надо. Победит команда, ни разу не ошибившаяся. Если обе команды не сделали ошибок, то перья получают оба вождя.

И до того они спорили, что чуть до драки дело не дошло. И решили тогда два вождя обратиться к старому мудрому шаману, чтобы рассудил их, что лучше флора или фауна. (Учитель надевает бороду и шаманский головной убор).

Шаман: если нет между вами согласия, то только состязание поможет вам определить лучшего, а на ваш вопрос вы мне ответите сами после состязания.

Первый этап.

 Чтобы определить лучшего, нужно узнать, разбираетесь ли вы в своей стихии. На волшебной скальной стене вы увидите изображения пяти растений и пяти животных. Первым отгадывать будет вождь племени «Флора». Изображения будут показываться от простого к сложному. За каждый правильный ответ может встать один житель племени. Он имеет право подсказывать вождю правильный ответ. Победит племя набравшее большее количество правильных ответов.  Растения племени «Флора». Одуванчик,  земляника, тюльпан,  брусника, венерин башмачок.

Следующим отвечает вождь племени «Фауна». Животные племени «Фауна»

Кошка, белка, кабан, барсук, барс.

Победившее племя награждается пером. Если счет равен, то перья получают оба вождя.

Второй этап

Шаман: Да, вы сильны в знании растений и животных, но справитесь ли вы с созданиями, не относящимися ни к растениям, ни к животным. Они представители отдельного царства – царства грибов.

На волшебной скальной стене будут представлены изображения пяти видов грибов. Это задание для жителей обоих племен. Первый, кто поднимет руку, должен будет указать название гриба, если он назовет, ответ засчитывается, если не назовет, то попытка переходит соседнему племени. Победит племя, назвавшее большее количество грибов.

Список грибов: сыроежка, масленок, бледная поганка, груздь, плесень.

Победившее племя награждается пером.

Третий этап.

Шаман: Отлично, мои задания не вызывают у вас затруднений. Это хорошо. А теперь я подготовил для вас заключительное задание.  Вы замечали, что все живые создания, не важно, растения или животные, реагируют на изменение погоды. Любой индеец никогда не попадет под дождь, потому, что умеет читать язык природы. Сейчас это предстоит сделать вам. Я вам буду задавать вопросы, о том, как живые организмы предсказывают погоду, а вы будете отвечать.  Чье племя ответит на большее число вопросов, то и победит. Одно условие, вопрос мой следует дослушать до конца и только тогда поднимать руку, кто будет торопиться, того племя лишится пера. Слушайте внимательно:

  1. 1.      Перед какой погодой раки выползают на берег? (перед дождем)
  2. 2.      Если вечером сильно стрекочут кузнечики, какой будет погода на утро? (солнечная)
  3. 3.      Если одуванчик сжимает свой пушистый шар, какая будет погода? (дождь)
  4. Перед какой погодой душистые цветы начинают пахнуть сильнее? (перед дождем)
  5. Если вечером лягушки громко и заливисто квакают, какая погода будет на следующий день? (Солнечная)
  6. 6.      Перед какой погодой цветки репейника расправляют колючки?    (перед дождем)

Шаман: Молодцы, состязание позади. Мне нужно подумать над тем, кто станет победителем, а пока предлагаю вам размяться и станцевать укрепляющий и бодрящий индейский танец.

Ученики повторяют движения на укрепление  и снятие напряжения мышц верхнего плечевого пояса и поясницы, движения можно выбирать произвольно.

Шаман: Я подумал и решил, что победителями в состязании становится племя… называется племя набравшее большее количество перьев.

А насчет вашего старого спора…  Я вам покажу яблоко. Оно относится к царству растений. Но поверите ли вы, что в этом яблоке есть частица многих животных?? Было это так. Однажды в лесу кабан увидел яблоко, упавшее с яблони и конечно съел его. Яблоко переварилось в его могучем организме  и питательные вещества яблока послужили кабану для строительства своего тела, например для роста уха. Прошло время, кабан состарился и стал не таким сильным как раньше. Он не мог дальше бороться за жизнь и поэтому был пойман волчьей стаей. Волки, санитары леса, питаются в основном старыми и больными животными, сохраняя равновесие в природе. И вот ухо кабана, в котором как вы уже помните, есть частичка веществ от яблока  проглатывает волк. Питательные вещества кабаньего уха идут на строительство волчьего организма, например на рост костей. Так как волк вершина цепи питания, его никто не может съесть. Поэтому волк прожил долгую волчью жизнь, избежал капканов и стрел охотников, состарился и пришел умирать под яблоню. Тело его погрузилось в землю и разложилось на составляющие органические и минеральные  вещества и от волка и от кабаньего уха и даже от яблока, съеденного кабаном. Грибы, живущие в лесной подстилке поглощают органические вещества и переводят их в полное минеральное состояние. А яблоня под которой все произошло, впитало своими корнями воду, в которой растворены минеральные вещества волка, кабана и яблока и использовало их для строительства своего организма, а именно для выращивания вот этого яблока, которое я держу в руках. Повторяющийся процесс превращения и перемещения веществ в природе  называется круговоротом веществ в природе. А теперь скажите сами, после того как прошли все испытания и услышали мою историю, какое царство лучше, царство растений или царство животных? (дети отвечают, что оба царства важны) Правильно. В природе все взаимосвязано, растения служат пищей животным, животные же способствуют размножению растений. Надеюсь, я разрешил ваш спор.  Вожди, пожмите друг другу руки.

Перемирие настало

И всем радостнее стало.

Барабаны ритмы бьют

Всех плясать они зовут.

Рады фауна и флора

Равновесию почет!

Тот, кто любит мать-природу

Никогда не пропадет.

 

Заключение.

Учитель: Урок завершается. Давайте вспомним, что такое фауна, что такое флора? Я буду называть  живые организмы, а вы хором отвечайте, какие из них относятся к фауне, а какие к флоре. Напомните мне, к чему громко квакают лягушки по вечерам? И, наконец, расскажите о круговороте веществ. Я приведу пример, а вы найдете ошибки. В лесу росли три растения, кедр, брусника и подосиновик. Пришел медведь и съел гриб и ягоду, неожиданно на него напал олень и съел медведя, когда олень состарился и умер, на его месте выросла брусника.

 Подведем итоги.  Мы в игровой форме познакомились с разными представителями растительного и животного мира, научились определять погоду по реакции живых организмов и узнали, что такое круговорот веществ в природе. Поставленные цели успешно были нами выполнены.

Ребята, вам понравился наш урок?

(да)

Вы бы хотели еще поучаствовать в подобных занятиях?

(да)

Тогда домашнее задание: смастерите вместе с родителями, братьями или сестрами тотем для вашей семьи. Его можно нарисовать, вылепить из пластилина, соленого теста, или изготовить из природного материала. Приносите ваши поделки в Дом детского творчества по адресу: Ленина 151-а, кабинет №2. Авторов лучших поделок ждут призы.

Берегите природу, урок окончен, спасибо за внимание.

  Наверх