Дорофеева Анна Александровна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД города Костромы
Детско-юношеский центр "АРС"
Конспект занятия
«Способы раскрытия содержания произведения»
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Тип занятия: изучение нового материла
Цель: активизация творческой инициативы и создание условий для самовыражения через музыкальную деятельность.
Задачи:
Обучающие
Познакомить с новым учебным материалом
Познакомить с инструментами
Раскрыть способы создания музыкального образа
Пополнить активный словарь
Развивающие
Развитие конкретных индивидуальных способностей в музыке
Самовыражение через материал занятия
Воспитательные
Воспитывать чувство любви к музыке
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании. Находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.
Форма организации: групповое занятие
Методы
Методы мотивации и стимулирования
Словесные методы: рассказ, беседа
Методы организации познавательного опыта: демонстрация, упражнение
Методы контроля эффективности образовательного процесса: фронтальный опрос,
педагогический контроль.
Оборудование и материалы:
-фортепиано или синтезатор;
-зеркала;
-музыкальные инструменты для учащихся;
-"шапочки-цветы" на голову;
-открытки с текстом песни;
Музыкальный материал: песня «Дождик», слова Б.Заходера, музыка О. Юдахиной.
Ожидаемые результаты
Учащиеся
-познакомились с новым учебным материалом;
-узнали о способах раскрытия содержания музыкального произведения;
-пополнили словарь;
-получили возможность самореализации и самовыражения через материал занятия;
-развили навыки партнерства и сотрудничества с педагогом и другими детьми
Технологическая карта занятия
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Оргмомент, мотивация |
Представляется, мотивирует на участие в занятии |
Слушают педагога, выражают словесно согласие на участие в подготовке подарка |
Подготовка к занятию. Распевка |
Сообщает правила дыхания, демонстрирует правильную позу вокалиста, показывает упражнение на дыхание |
Слушают педагога, задают вопросы, запоминают правила, выполняют упражнения |
Основной этап. Подготовка музыкального подарка-разучивание произведения |
Проводит беседу. Дает установку по слушанию произведения, исполняет для детей песню. |
Слушают песню, готовятся назвать словесно возникающие образы |
Организует диалог-беседу по обсуждению произведения, темы и музыкальных образов. Предлагает разучить. |
Дают эмоциональную оценку произведению, рассказывают о том, что услышали и «увидели». Выражают согласие на разучивание. |
|
Организует запоминание текста, дает указания по эмоциональности исполнения |
Запоминают текст. Поют, следуя указаниям педагога |
|
Ставит проблему. Как раскрыть ярче музыкальный образ? |
Думают над проблемой, предлагают решение. |
|
Раздает музыкальные инструменты, проговаривает название, демонстрирует использование. |
Берут инструменты, разглядывают, пробуют пользоваться, слушают звуки |
|
Раздает цветы-шапочки, предлагает посмотреться в зеркала |
Надевают цветы, смотрят друг га друга, смотрятся в зеркала |
|
Организует финальное исполнение с использованием инструментов и цветов |
Исполняют песню. |
|
Рефлексия. |
Кратко обобщает, что на занятии делали дети, обозначает наиболее яркие моменты. Хвалит всех участников. Просит участников сказать о своих впечатлениях и дать оценку деятельности группы. Дарит на память о занятии открытки с текстом песни. Прощается с детьми. |
Слушают педагога, отвечают на вопросы, дают оценку деятельности. Разглядывают открытки. Благодарят педагога. Прощаются с педагогом, выходят из кабинета.
|
Ход занятия
I.Оргмомент. Мотивация
1)Приветствие.
Объявление темы как занятия по созданию музыкального подарка.
П:Для всех присутствующих мы создадим музыкальный сувенир-подарок. Чтобы создать подарок нам надо подготовить голосок, разбудить и настроить его.
2)Подготовительное упражнение
П: Научимся тому, как правильно нужно стоять при пении. Встаньте ровно, ноги на уровне плеч. Вот это устойчивая позиция, в которой удобно петь. Молодцы!
– А давайте теперь представим, что наши животики не просто животики, а воздушные шарики. И мы их сейчас будем надувать. А делать мы это будем нашими носиками. Для этого нужно сделать вдох носом, но так, чтобы наши плечики не поднимались.
Посмотрите, как это делаю я (демонстрирует). Положите ваши ладошки на ребрышки, чтобы лучше почувствовать, как надувается ваш воздушный шар и делаем вдох, как будто вдыхаем аромат любимых цветов.
Дети делают вдох, педагог комментирует, хвалит.
П: Молодцы! Давайте договоримся, что и дома вы потренируетесь надувать ваши «шарики» перед зеркалом, вы даже можете научить этому своих близких.
3)Распевка «Здравствуй, Музыка!» «Чхи-хи-хи».
П:У нас музыкальное занятие, поэтому надо нам поздороваться с Музыкой. Поздороваемся? (Ответы детей)
Педагог показывает распевку «Здравствуй, музыка».
– Давайте попробуем все вместе! Только помните, чтобы у нас получился красивый голосовой звук, нужно надуть наш животик-шарик.
Дети поют все вместе, потом желающие по одному.
П.:А теперь давайте почихаем! Показывает распевку «Чхи-хи-хи». Объясняет, что должны почувствовать свои животики, что перед звукоизвлечением нужно взять дыхание носом, что при «чихании» звук направляется «вперед».
II. Основной этап.
1)Подводящая беседа
П: Мы разбудили наш голосок, главный инструмент вокалиста готов к работе. Пойдем дальше к нашей цели.
Я знаю хорошую песенку, мне ее подарили. А я хочу ее вам, замечательным деткам подарить.
-Хотите послушать? Хорошо! Слушайте и постарайтесь представить песню в картинках и звуках. Можете глаза закрыть, прислушайтесь к себе, настройтесь на музыку.
Исполняет песню.
2) Диалог.
– Кому понравилась эта песня? Почему?
– Что вы представили и увидели?
– А звуки какие услышали?
3) Работа с музыкальным материалом.
Педагог предлагать начать разучивать песню.
4) «Украшение» песни.
П: Теперь будем думать, как украсить наш подарок песню? Что мы можем сделать, чтобы песня еще красивее стала? Дети предлагают свои варианты.
П: Смотрите, какие у нас инструменты есть. Дети подходят и посмотрят. Кто знает, как они называются?
– Предлагаю сейчас взять их. Всем разрешает взять колокольчик и погреметь.
Послушайте, как мы будем играть (показывает, как пользоваться и когда играть). Затем 2 человекам дает треугольники, остальным колокольчики.
П: Хорошо, начнем украшать песню. Ваша задача: на проигрыше звенят колокольчики, на словах кап-кап вступают треугольники.
Исполняют песню. Комментирует педагог.
5) Вот и торжественный момент настал. Мы готовы подарить наш подарок. Готовы?
Ещё и вас украсим. Раздаёт цветы на голову. Мальчикам на выбор – на голову, в руку взять или вообще не брать.
Настраивает на последнее исполнение: улыбнуться, представить картины, стараться.
Исполняют песню в последний раз. Педагог хвалит.
ІІІ. Рефлексия.
– Итак, занятие закончилось. Ребята, хочу вас похвалить! Вы сегодня очень старались! Вы были хорошими вокалистами.
-Как вы думаете, мы справились с задачей?
-Что интересным было на занятии?
-Что понравилось? Что запомнилось?
-Что у нас особенно хорошо получилось?
П: Я вижу вы довольны, возможно, кто-то из вас запишется в студию вокала.
А я еще раз благодарю вас. Вот вам открытка на память о сегодняшнем занятии. Откройте ее. Что там? Дети отвечают. Дома исполните песенку для своих близких. Давайте попрощаемся со всеми. Улыбнитесь.
Дети выходят из зала под музыку.