Громакова Екатерина Игоревна,
педагог дополнительного образования объединения «Радуга цвета»,
МОУ ДОД Центр внешкольной работы,
Московская область, г.Раменское
Проект
перспективного планирования интегрированных занятий
по искусству на полгода
Пояснительная записка.
В настоящее время в современном мире возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Актуальность данного проекта по ИЗО обусловлена тем, что он служит одной из основ формирования духовности, нравственно-эстетического воспитания, художественно-творческой личности.
Реализация данного проекта позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой реализации, помочь ребенку найти свое место в социуме.
В основе данного проекта лежит концепция авторской программы “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”, разработанной Блинниковой Светланой Михайловной/2004 год.
Программа адресована: воспитанникам первого года обучения(5 -6 лет) МОУ ДОД ЦВР.
Главная цельпроекта - формирование творческого отношения ребёнка к действительности, а также духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
обучающие:
- знакомство с главными цветами (красный, желтый, синий) и дополнительными (зеленый, оранжевый, фиолетовый);
- научить элементарным правилам смешивания цветов (красный и синий цвета дают фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.).
- ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства (выполнять простейшие узоры в полосе, круге и с декоративных форм растительного мира);
- узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.)
воспитательные:
- формирование навыков рисования карандашом, кистью – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
развивающие;
- развивать воображение, пространственное и объемное мышление, чувство цвета, формы, равновесия;
- развивать самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Рекомендуемый режим занятий по проекту: один раза в неделю по одному академическому часу.
Воспитанники к концу полугодия должны знать:
- названия главных цветов (красный, желтый, синий) и дополнительных (зеленый, оранжевый, фиолетовый);
- элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.).
Воспитанники к концу полугодия должны уметь:
- рисовать с натуры, по памяти, по представлению;
- свободно работать карандашом, кистью – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге и с декоративных форм растительного мира;
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;
- узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.)
Оценка эффективности:
В процессе реализации проекта предусмотрено постоянное отслеживание результативности обучения. Используются такие формы и методы оценки качества знаний и умений, как систематическое наблюдение, практические проверочные контрольные работы на способность самостоятельного выполнения задания, отчетные выставки и конкурсы.
Таким образом осуществляются следующие виды контроля:
- предварительный (оцениваются возможности и навыки новичка),
- текущий (проводится в процессе повседневной деятельности, дается оценка текущей работы учащегося, направлен на повышение интереса ребенка к результатам своего труда),
- тематический (по завершении определенной темы),
- итоговый (по результатам полугодия, учебного года).
Также проверку эффективности можно провести при помощи диагностической карты с набором текущих задач. Оценка проводится в начале, в середине и в конце учебного года.
Список используемой литературы
1.Развернутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского, авторы составители: О. Я. Воробьева, Е. А. Плещук, Т. В. Андриенко, Волгоград 2008г.
2. ИЗО 1- 2 класс поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского ,авто- составитель С. Б. Дроздова Волгоград 2008г.
3.ИЗО 1- 2 класс поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной, автор- составитель О. В. Павлова, Волгоград 2007г.
4. Авторская программа по ИЗО Блинниковой С. М. 2007г.
Развернутый тематический план (16 часов)
(два блока по 8 часов)
№
п.п Тема Форма Задачи Средства Содержание
I Блок.8занятий на тему: «Цвет, пятно, образ »
1. Волшебный мир красок. Объяснительно - иллюстративная. Дать представление о цвете и цветовом круге Гёте, воспитание интереса к предмету, развитие отзывчивости к красоте цвета в природе и искусстве. Работы детей(по данной теме ),репродукции картин художников И.Левитан,В.Серов, Б. Кустодиев)
бумага ф- А3, акварель,кисти
Литературный ряд: Е. Благинина «Радуга» 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(творчество пейзажистов).
4.Педагогический рисунок(объяснение этапов выполнения рисунка и показ на образцах)
5.Самостоятельная работа детей(изображение пейзажа с радугой широкой кистью)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
2. Кляксы- образы. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная, игровая, частично поисковая.
Закрепление навыков смешения цветов, дополнительные цвета, создание цветового пятна- образа, знакомство с техникой выдувания рисунка из пятна.
Работы детей(по данной теме ), иллюстрации на тему: «Выдувание рисунка из пятна»,,бумага ф- А3, акварель,кисти, трубочки для коктейля, фломастеры. 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Педагогический рисунок(нанести на бумагу цветовые пятна родственных цветов,показать на примере приём выдувания рисунка из пятна,попросить детей угадать, на что похоже данное пятно (бабочка,рыбка и т. д.)
4.Самостоятельная работа детей(выдувание рисунка из пятна,после того, как просохнет рисунок,дорисовать образу фломастерами недостающие элементы:хвосты, лапы и т. д.)
5.Итог занятия( выставка и анализ работ)
3. Волшебные бабочки. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная, игровая..
Раскрытие понятия тёплого и холодного цвета, смешивание цветов друг с другом и получение производных цветов, создание цветового пятна.
Метод. материал педагога, детские работы Бумага ф- А3, акварель, кисти, фломастеры.Литературный ряд: С. Я. Маршак «…Бабочки сели в траву отдыхать…» 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(об ассоциациях, при восприятии того или другого цвета: жёлтый- теплое солнышко, синий- ручеёк прохладный и т.д.).
4.Педагогический рисунок(объяснение этапов выполнения рисунка и показ на образцах)
5.Самостоятельная работа детей(нанести на сложенный лист цветовое пятно из двух цветов, расположенных близко ко сгибу,но не смешивать.Сложить лист , разгладить,раскрываем: синий +жёлтый= зеленый, и т.д), бабочкам дорисовать усики, глазки.
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
4. Осенний букет.
Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. Знакомство с родственно- контрастными цветовыми гаммами, понятие «равновесие», рисование с натуры, передача характерных особенностей ветки рябины и осенних листьев.
Метод.материал педагога, детские работы,
Гуашь, кисти, тонированная бумага серого цвета,
Литература:
«Осенний букет» автор не известен
Музыкальный ряд: К. Дебюсси « Опавшие листья» 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(обратить внимание детей на родственно- контрастные цвета в цветовом круге Гёте,провести беседу о жанре «Натюрморт», ввести в понятие «равновесие».).
4.Педагогический рисунок(выбрать и создать один из натюрмортов,один в желто-красно-синей,другой в желто-зелено-синей)
5.Самостоятельная работа детей(создание композиции из веточки рябины и разноцветных листьев на тонированной бумаге)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
5. Дождик.
Продуктивная, объяснительно- иллюстративная, игровая, частично поисковая.
Дать начальные сведения о рисунке и графическом материале, создание композиции. Литература: С. Я. Марша «Дождь»,Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», Зрительный ряд: И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу», А. Васнецов «Гроза идет», детские работы,Бумага ф- А3, акварель, кисти, фломастеры. 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(начальные сведения о рисунке).
4.Педагогический рисунок(на увлажненном листе нарисовать черной акварелью тучи,как высохнет,нарисовать фломастером дождь,линии дождя могут быть ровные, волнистые,прерванные и т.д.)
5.Самостоятельная работа детей(композиция на тему «Дождик», можно дать название дождю: грустный, веселый…)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
6. Птичий двор. Цыплята. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. Знакомство с приёмами изображения цыплят, создание выразительного образа. Литература: А. Лаптев «Цыплёнок»
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением цыплёнка, детские работы.
Тонированная бумага зеленого цвета, гуашь, кисти. 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(сравнить образ пушистого цыплёнка с круглым солнышком).
4.Педагогический рисунок(показать приёмы изображения цыплёнка жёлтой или оранжевой краской, начиная изображение от яйца туловища.)
5.Самостоятельная работа детей(изображение на листе несколько цыплят, дополнить работу можно солнышком, травкой, зернышками, червячками)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
7. Птичий двор.Петушок. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. , выразительность, декоративность, Знакомство с приёмами изображения петуха красота и пластичность птицы. Зрительный ряд: иллюстрации с изображением петуха, детские работы.
Литература: русская народная песенка «Петушок, петушок…»
Бумага , масляная пастель.
1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(обратить внимание на форму и яркую расцветку хвоста,гребешка,бородки птицы).
4.Педагогический рисунок(показать приёмы изображения петуха.)
5.Самостоятельная работа детей(изображение петушка с радужным хвостом на фоне солнышка)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
8. Лес, точно терем расписной. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. Закрепление навыков работы с родственно- контрастными цветовыми гаммами, построение композиции, основанной на поэтическом образе и наблюдениях осенних явлений в разные периоды этого времени года. Литература: И. Бунин, отрывок из произведения «Листопад», «Лес, точно терем расписной…»
Музыка: А. Вивальди «Осень» из концертов «Времена года»
Зрительный ряд: иллюстрации, репродукции, детские работы на тему осени.
Акварель, гуашь желтого цвета, акварельная бумага ф- А3, кисти. 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(познакомить детей со стихотворением И. Бунина, и иллюстрациями).
4.Педагогический рисунок(смочить лист водой и нанести цветовые пятна выбранной цветовой гаммы,после высыхания дополнить стволами деревьев, веток и кустарников, нанесение гуашью цветовых пятен в технике набрызга, имитирующего листопад)
5.Самостоятельная работа детей(создание композиции на тему осенний лес)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
II Блок. 8 занятий на тему: «Форма. Симметрия. Ритм. Часть и целое»
№
п.п Тема Форма Задачи Средства Содержание
1. Форма. Рисование с натуры. Дары осени. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. Дать представление о форме и цвете многообразия фруктов и овощей(простая форма- круг, овал, треугольник и т. д., локальная заливка) Литература: А. С. Пушкин « Яблоко», Н. Егоров « Огородный светофор»
Зрительный ряд: детские работы, фотографии, иллюстрации, муляжи овощей и фруктов.
Акварель, кисти, карандаш ТМ, ластик, бумага.
1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(рассмотреть с детьми муляжи фруктов и овощей, обратить внимание на их форму и цвет).
4.Педагогический рисунок(показать приёмы изображения фруктов и овощей)
5.Самостоятельная работа детей(изображение на листе бумаги фруктов и овощей, локальная заливка цветом)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
2. В грибном кузовке. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная, игровая..
Вызвать интерес к пластической форме разного по характеру образа, создание образа- настроения. Литература: О. Высотская «Грибок», загадки про грибы
Зрительный ряд: фотографии, иллюстрации, детские работы.
Гуашь, кисти, бумага. 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(в игровой форме дать представление о многообразии грибов, просмотреть фотографии и рисунки зрительного ряда).
4.Педагогический рисунок(показать приёмы изображения грибов)
5.Самостоятельная работа детей(создание пластического образа- настроения. Важный боровик. Скромный опёнок. Задавала мухомор)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
3. Колючий ёжик. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. Знакомство с приёмами изображения ёжика, выразительность, декоративность. Литература: Б. Заходер «Ёжик»
Зрительный ряд: фотографии, иллюстрации, детские работы с изображением ежей.
Бумага, карандаш, ластик. 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(обратить внимание на форму и конструктивные особенности образа, на изображение иголок).
4.Педагогический рисунок(изображение ежей, ёжик сердиться-иголки во все стороны, ёжик спокойный-иголки приглажены)
5.Самостоятельная работа детей(изображение на листе семейство ежей, учитывая общий ритм композиции и размеры фигур. В колючках можно нарисовать плоды и грибы, которыми ежи запасаются на зиму)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
4. Перелётные птицы. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. Знакомство с изображением птиц в полёте, разлетающихся в разные стороны ,летящих она за другой. Литература: В. Жуковский «Птичка», М. Шпак «Журавлики»
Зрительный ряд: иллюстрации, детские работы с изображением перелётных птиц.
Акварель, бумага, масляная пастель, кисти.
1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(внимательно рассмотреть изображения птиц: лебедей, гусей, журавлей.Какая птица отстаёт, какая сильная).
4.Педагогический рисунок(показать приёмы изображения птиц в полёте)
5.Самостоятельная работа детей(изображение на листе разных по размеру птиц так, чтобы передать движение, ритм. После того, как пастелью будут изображены птицы, условно изобразить акварелью небо, солнце, облака)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
5. Образы подводного мира. Медуза. Морская звезда. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. Знакомство с обитателями подводного мира, работа над формой и колоритом. Зрительный ряд: фотографии, детские работы с изображением обитателей подводного царства.
Бумага, масляная пастель, акварель, кисти. 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(внимательно рассмотреть изображения подводного мира).
4.Педагогический рисунок(показать приёмы изображения обитателей подводного мира)
5.Самостоятельная работа детей(изображение на листе медузу и морскую звезду. После того, как пастелью будут изображенымедуза и морская звезда, условно изобразить акварелью морскую воду)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
6. Хрупкое чудо- снежинка. Продуктивная, объяснительно- иллюстративная, частично поисковая. Развитие мелкой моторики руки, составление узора на форме розетты; закрепление знаний, полученных по теме:«Форма. Симметрия. Ритм. Часть и целое» Литература: Е. Трутнева «Зима», загадка Н. Найдёновой «Снежинка»
Музыка: А. Скрябин «Хрупкость»( прелюдия)
Зрительный ряд: фотографии, иллюстрации, детские работы.
Синяя или голубая тонированная бумага, белила, кисти.
1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(о чудесах зимы, ознакомить детей со зрительным рядом).
4.Педагогический рисунок(дать представление о снежинке, как о симметричной форме. Привести примеры схематического изображения снежинок)
5.Самостоятельная работа детей(изображение на листе тонированной бумаги свои снежинки разной формы и размера)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
7. «Вырастала ёлка в лесу на горе» Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. Развитие объёмно- пространственного мышления ,изображение несложного зимнего пейзажа, соответствующего стихотворению Е. Трутневой «Вырастала ёлка в лесу на горе» Литература: С. Трутнева «Вырастала ёлка в лесу на горе»
Музыка: П. Чайковский «Еловый лес зимой», А. Вивальди «Зима» из«Времена года»
Зрительный ряд: детские работы. 1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(о чудесах зимы, ознакомить детей со зрительным рядом).
4.Педагогический рисунок(дать представление о снежинке, как о симметричной форме. Привести примеры схематического изображения снежинок)
5.Самостоятельная работа детей(изображение на листе тонированной бумаги свои снежинки разной формы и размера)
6.Итог занятия( выставка и анализ работ)
8. «Белые медведи» Продуктивная, объяснительно- иллюстративная, частично поисковая, путешествие. Развитие объёмно- пространственного мышления, знакомство с приёмами изображения медведя или медведицы с медвежонком, любующихся снегопадом или северным сиянием. Зрительный ряд: иллюстрации, репродукции с пейзажами северных широт, детские работы.
Акварель, бумага, масляная пастель, белила, кисти.
1.Орг. момент.
2.Постановка темы.
3.Вводная беседа(занятие можно провести , как путешествие на Северный полюс.).
4.Педагогический рисунок(показать приёмы изображения медведей)
5.Самостоятельная работа детей(изображение медведя с медвежонком,любующихся снегопадом или северным сиянием)
6.Итог занятия (выставка и анализ работ)