Дикарева Валентина Александровна,
преподаватель изобразительного искусства,
МБУ ДО ДШИ № 13,
г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 53
Методические рекомендации
молодому специалисту по изучению психологических способностей
дошкольного возраста (5-6 лет)
Для дошкольного возраста характерно:
а) положительное отношение к себе, оценивая себя как самого лучшего, поэтому при беседе с детьми необходимо сохранить у них целостную личностную структуру;
б) у ребят (данного возраста) выделяются не учебные аспекты школьной деятельности, а в первую очередь социальные аспекты, поэтому формирование произвольных психических функций должны идти от слияния «прислушивания» учительского слова и динамики движения человеческого тела ребенка (в образовании временных связей центральной нервной системы);
в) в получении результата изобразительной деятельности приобретают навыки искусственного действия в обучении, например, изображать линии (вертикальные или горизонтальные), но помимо этого искусственное действие должно строиться из натурального. Как это? Ребенок должен ощутить различие между своим исходным результатом
( спонтанным) и своим же, но иным, образцовым способом действия. Нужно только помочь этому ощущению возникнуть (пример: изобразить колобок не тот, который показал учитель, а помочь построить собственное образцовое действие – поддерживая руку ребенка при этом давая словесные инструкции, останавливая неправильные движения в изображении образа колобка). Т.е. мотивом в получении результата изобразительной деятельности является не собственно искусственное действие, не образец или способ действия как таковой, а зазор между своим и иным реальным и идеальным. Момент их различия (появление этого зазора) и есть момент обучения. Особенно этот метод обучения видится при лепке образа колобка.
г) Всегда иметь в виду, что педагогическая направленность должна исходить из основных структурных компонентов, которые имеют следующие черты:
- идея, замысел,
- способ реализации,
- получение результат.
д) для дошкольного возраста степень самостоятельности выполняемых работ учащимися должно быть в равновесии со словесными инструкциями от учителя и действиями от ребенка
е) количество новой информации должно выглядеть в «волшебных», оригинальных тонах;
ж) не бояться вводить проблемные ситуации;
з) учащиеся – дети должны вырабатывать в себе чувство владения рефлексией для укрепления человеческого опыта.