E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Манджиева Гиляна Зулаевна, воспитатель

Манджиева Гиляна Зулаевна,

воспитатель,

МБДОУ № 2 «Детский сад «Ласточка»,

Астраханская область, поселок Лиман

 ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ….......……………………………………………………………

3

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования семейных ценностей у младших школьников в малокомплектной школе ......

 

5

1.1.

Сущность категории семейных ценностей в педагогической литературе ..........................................................................................

 

5

1.2.

Базовые ценности народа как фактор формирования семейных ценностей у младших школьников ..................................................

12

Выводы по I главе ………........…………………………………………..

23

Глава II. Формирование семейных ценностей у младших школьников в малокомплектной школе …......................................

24

2.1.

Анализ состояния формирования семейных ценностей у младших школьников в малокомплектной школе ……………

 

24

2.2.

Результаты реализации программы «Орк булин унлт» в малокомплектной школе……………………………………….

 

41

Выводы по II главе ……………………………………………….............

51

Заключение…………………………………………………………….......

53

Литература ……….......…………………………………………………....

56

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема формирования семейных ценностей у школьников является актуальной, так как за последние годы утрачена связь поколений, разрушены нравственные представления о семье, браке, смещение полоролевых функций, феминизация общества, воспитание в ребенке новых качеств, продиктованных современной жизнью, таких, как предприимчивости, расчетливости, практичности. Социально-экономический кризис современного общества, война в Украине, экономические санкции против России оказывают негативное влияние на семью.

Обзор педагогической литературы показал, что проблемой семейных ценностей занимались такие ученые, как Н.В. Гибадуллин, Н.А. Валеев, Р.А. Валеева, В.В. Николин и другие. Как считают ученые, только семья, родители могут стать примером для детей. Формирование семейных ценностей с младшего школьного возраста поможет ему в осознании принадлежности к своей семье, в близком родстве, в решении бытовых проблем, в установлении связи между членами семьями. Так как именно в этом возрасте для детей родители еще значимые лица, поэтому они интересуются их жизнью. Следует отметить, что изучением проблемы семейных ценностей в малокомплектных школах практически ученых не занимались. Малокомплектная школа – школа поселкового типа, в которой обучаются не более ста человек. В начальной школе количество учащихся от одного до пятнадцати человек.

Практика образования свидетельствует о том, что семья и школа являются главными социальными институтами на селе. Семья на селе испокон века всегда была самой главной ценностью. В сельской местности преобладающим типом семьи была полная, многодетная, патриархальная. К сожалению, за последние годы можно констатировать тот факт, что семья на селе стала неполной, асоциальной, проблемной. Все вышеперечисленное послужило основой для написания нашего исследования.

Цель исследования – обосновать содержание и способы формирования семейных ценностей у младших школьников в малокомплектной школе.

Объект исследования – процесс воспитания в малокомплектной школе.

Предмет исследования – процесс формирования семейных ценностей у младших школьников в малокомплектной школе.

Задачи исследования:

- раскрыть теоретические основы формирования семейных ценностей у младших школьников в педагогической литературе;

- выявить уровни и критерии сформированности семейных ценностей у младших школьников;

- описать состояние формирования семейных ценностей у младших школьников в малокомплектной школе.

Гипотеза исследования: формирование семейных ценностей у младших школьников в малокомплектной школе будет результативным, если:

- будет осуществляться с учетом особенностей проживания в сельской местности и ее возможностей в формировании семейных ценностей у детей младшего школьного возраста;

- будет реализована комплексная программа, обеспечивающая педагогическое сопровождение родителей, детей по освоению, усвоению и присвоению семейных ценностей.

Методы исследования – анализ педагогической литературы, школьной документации, анкетирование.

База исследования – МКОУ СОШ «Элвгинская основная школа» Яшкульского района Республики Калмыкия. Испытуемые – учащиеся третьего – четвертого.

Глава I. Теоретические основы формирования семейных ценностей у младших школьников в малокомплектной школе

1.1.   Сущность категории семейных ценностей в педагогической литературе

Семья является одной из первых социальных институтов человека. Именно в семье происходит процесс формирования духовно-нравственных ценностей ребенка. В педагогической литературе, несмотря на многочисленность трактовок определения семьи, в настоящее время нет единого мнения. Вместе с тем исследователи едины во мнении, что семья –это «малая ячейка общества», в котором ребенок делает первые шаги и произносит первую свою речь, здесь он находит тепло и ласку, здесь он становится впервые членом общества, формируется его сознание, он получает первый социальный опыт.

За последние годы произошли социально-экономические перемены в обществе, которые негативно повлияли на стабильность семьи и повлекли за собой кризис в современной семье. Современная семья характеризуется утратой семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства. Исследователи группируют духовные, семейные ценности по различным уровням и критериям.

Проблемой семейного воспитания занимаются с давних времен. Еще Владимир Мономах в своем «Поучении…» писал о том, как надо воспитывать детей, какие ценности следует им прививать [5].

А.Ф. Тур считал, что до пяти лет ребенок должен воспитываться в семье, так как в данном возрасте ребенок наиболее гибок, пластичен, внушаем [46]. В педагогике многих народов, а также это подчеркивают ученые (А.Коменский, Я.Корчак и др.), что мать является первым естественным воспитателем ребенка. Немаловажно, значение отца и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек) в воспитании и развитии ребенка. Как подчеркивается в новом Законе РФ «Об образовании», во ФГОСах нового поколения, Концепции духовно –нравственного воспитания школьников семья – является одним из главных, основных субъектов образовательного процесса в воспитании подрастающего поколения [49]. Это говорит о том, как важно для общества и государства воспитать духовно – нравственного человека.

Таким образом, семья, семейное воспитание является незаменимым институтом социальной жизни общества и государства, поэтому на протяжении многих столетий ученые уделяли большое внимание семье.

Определение семьи пытались дать ещё в древнее время. Так, Квинтилиан в своем труде «Педагогические требования к семейному воспитанию» выдвигал правила воспитания детей. Я. Коменский в своей «Материнской школе» писал о социальной и педагогической значимости матери, семьи в подготовке детей к жизни. Швейцарский педагог И.Песталоцци считал, что домашнее воспитание является одним из основных форм в воспитании детей.

К.Д.Ушинский отмечает, что задача воспитания семьи - это пробудить внимание к духовной жизни (если ваш ребенок знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному - вы не достигли цели воспитания…создайте раньше материал нравственности, а потом её правила). Как был прав К.Д. Ушинский, когда писал: «искусство воспитания имеют ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким…» [48]. Это актуально в настоящее время, когда в основном родители образованные, грамотные, но в деле в воспитании собственных детей бессильны и не придают должного значения развитию ребенка, а плоды пожинают в их взрослой жизни. 

Другой российский ученый П.Ф.Лесгафт свои научные идеи семейной педагогики изложил в труде «Семейное воспитание ребенка и его значение», Он пишет о причинах испорченности ребенка в семье как о результате ошибок родителей, выделяет типологию детей (лицемерный, чистолюбивый, добродушный, мягко забитый, злобнозабитый, угнетенный). Далее он подчеркивает, что необходимы создание благоприятных условий для роста развития и проявления способностей детей [27].

 В работах Н.Г.Крупской показано значение семьи в воспитании детей, а также раскрыта роль школы в педагогическом просвещении родителей. Особое внимание она уделяла семейному чтению. Формами работы с родителями Н.Г.Крупская считала консультации не только в школе, но и на фабриках и заводах, родительские собрания, внеклассные мероприятия, встречи на предприятиях[26].

Большой вклад в семейную педагогику внес педагог А.С.Макаренко. Он считал нормальным условием воспитанием детей наличие полной семьи, авторитет родителей, единство взглядов родителей на воспитание детей, гармоничное отношение между членами семьи. Он резко критиковал ложные виды авторитеты родителей. Основным источником авторитета родителей он считал: «собственное поведение родителей – это самая решающая вещь в семейном воспитании. Родитель воспитывает ребенка в каждый момент своей жизни, даже если его нет дома..»[29] .

В трудах В.А.Сухомлинского красной нитью проходит мысль о систематической необходимости подготовки родителей к воспитанию детей. Он считал, что даже в школе нужно ввести спецкурс для старшеклассников, целью которого является воспитание будущих родителей – воспитателей, психологическая и нравственная подготовка к жизни в семье, к исполнению высокой миссии мужа, жены, отца, матери. В.Сухомлинский писал, что «семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости, и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто». Он показал, в совместной деятельности школьного и семейного коллектива детям «приходят мысли о вечности материи, о безграничном разнообразии природы и необходимости разумного использования природных сил и богатств; о человеке как вершине природы; о времени и пространстве, смерти и бессмертии» [44]. Из этого следует, что В.Сухомлинский подчеркивает, что мысли детей являются для них открытием, таким образом, они становятся активными участниками духовной жизни. Большое значение в воспитании ребенка он придавал матери: «в школе должны царить четыре культа: культ слова, культ книги, культ матери, культ родины» [44]. Таким образом, В.Сухомлинский был убежден, что семейное воспитание является частью общественного, государственного воспитания гражданина страны.

Советский педагог Ю.П.Азаров основывался в антиавторитарной педагогики на гармонии ребенка с Богом, культурой и природой, с людьми и с самим собой, как стержневыми опорами гармоничного развития личности ребенка. Сущность семейной педагогики Ю.П.Азарова базируется на любви и свободе, как высшего идеала человека, который воплощает божественное, нравственное, высшее, целостное и совершенное[1].

Известный педагог Ш.А. Амонашвили указывал об опасности перегибов в воспитании ребенка в условиях семьи. Он обращал внимание на то, что дети должны быть чуткими и заботливыми по отношению к старшему поколению (дедушкам, бабушкам) так как это - основа духовно-нравственного воспитания ребенка[4].

Этнопедагог Г.Н.Волков писал, что этнопедагогика – это педагогика семьи и рода: «семья – своего рода зародыш народной системы воспитания, а без зародыша зерно не прорастает. В труднейшее для страны время семья продолжает оставаться хранительницей национальных духовных традиций. Во многих традициях концентрируются вечные нравственные ценности. Самое главное – в условиях ненависти и взаимной вражды нормальная семья продолжает оставаться островом любви… Семейно-родовая этонопедагогика включает в себя биографическую, мемуарную, автобиографическую этнопедагогику. Если мысленно обратиться к каждому из нас к истории своей семьи, своего рода, то три тома интересных чрезвычайно – содержательных этнопедагогических книг обеспечены»[5] . 

Следовательно, Г.Н.Волков подчеркивает, что семья является сама по себе ценностью.

Семья в России сегодня существует на грани своих возможностей и даже практически находится в экстремальной ситуации. Каждая семья пытается отыскать основные ценности и ориентиры в воспитании ребенка. Конечно, любая семья обладает воспитательным потенциалом, только конечный результат воспитания детей зависит от того насколько целенаправленно и обоснованно родители используют эти возможности. Новые рыночные отношения меняют привычные условия жизни, и как следствие изменяется менталитет общества и семьи. Особое место в сфере социального занимает воспитание детей и организация их социализации. Поэтому важно понять, что семья – это социокультурный феномен, «функцией которого является трансляция и воспроизводство культурно – нравственных норм, ценностей и идей».

Родителям необходимы воспитательные ориентиры, которые вызваны новыми социокультурными условиями. Эти условия формируют у детей такие качества, как практичность, предприимчивость, расчетливость. Естественно они оказывают отрицательное влияние на нравственную сторону воспитания. А также сами родители невольно выступают носителями антиценностей, псевдокультуры, источником бездуховности. Несмотря на все это необходимо в детях зародить основы норм поведения и морали, освоения ценностей – личностных, семейных, общенациональных и общечеловеческих. Это означает, как писал Б.Т.Лихачев «тот базисный духовный компонент, определяющий сущность внутреннего мира ребенка, направленность, воплощающуюся в мировоззрении, убеждениях, знаниях, умениях, навыках, отношениях, деятельности и общении» [28]. Таким образом, социокультурная регуляция семейной жизни предполагает распространение и актуализацию общечеловеческих, национально – ментальных и личностных ценностей.

Итак, основа семейных ценностей заложена общечеловеческой культурой. Мы придерживаемся мнения Н.А. Зелевской, считающая, что ценности семьи - это любовь, свобода ребенка и неприкосновенность его личности; дисциплина; нормальные гигиенические условия жизни; положительный пример родителей; совместный труд; общий досуг; устное народное творчество; искусство; национальная культура [19].

Е.К. Узденова выделяет следующие категории семейных ценностей: родительство, дети, родство, семейные взаимоотношения, чувство любви и взаимное уважение в семье, воспитание ребенка, физиологическая потребность, материальное благосостояние, нравственная культура межполовые отношения, общечеловеческие нормы морали, традиционная этническая культура, духовная культура [46]. 

В. В. Николина считает, что: «именно в семье закладываются ценности добра, любви, сочувствия, достоинства, почитания родителей» [32]. Она в систему воспитания духовных ценностей включает следующие ценности: экзистенциальные; религиозные; семейные; эстетические; духовно-нравственные; познавательные; национальные; государственные; экологические; профессиональные.[32]. 

 А. М. Русецки, выстраивает иерархию ценностей: первое место «автотелические», второе - жизненные, третье - нравственные и духовные. Поясним термин «автотелические», которые означают цели, достигаемые людьми самостоятельно для себя, определяющие выбор стратегических целей в жизни человека (любовь, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие). К жизненным или витальным ценностям преимущественно относятся здоровье человека, материальное благополучие. Нравственные ценности - ценности, сложившиеся в обществе и признаваемые в отношениях среди людей (добросовестность, порядочность, честность, уважительность и пр.). Духовные ценности характеризуются отношением к религии, высшим идеалам, прекрасному [40]. Следует заметить, что в данной иерархии ценностей последнее место занимает духовные.

Нам кажется, что классификация ценностей семьи исследователя О. Н. Гноевой являются важными воспитании детей: «ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения; ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании; ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально-интимные отношения супругов); ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности» [10].

 Мы придерживаемся научных взглядов Л.М. Панковой, которые выделяет на наш взгляд традиционные, главные ценности семьи — любовь, дети, здоровье всех и совместно проведенное свободное время, и в такой системе проявляются и переплетаются результаты духовной деятельности всех ее членов. [35]. 

Таким образом, проанализировав научные положения и взгляды исследователей на семейные ценности, рассмотренные нами в ходе выпускной квалификационной работы, можно выделить общие положения, которыми руководствуется современная педагогическая наука следующее: «они нацелены на воспитание ядра личности, основаны на личностном опыте, обращены к целостному человеку — его разуму, воле, чувствам, представляют собой совокупность общих принципов поведения человека по отношению друг к другу, природе, обществу, основаны на формировании общественных норм, правил и принципов.

1.2. Базовые ценности народа как фактор формирования семейных ценностей у младших школьников

Семья представляет собой этнические ценности. Так как в семье сохранялись, передавались от поколения к поколению народные традиции, ценности этноса.

Немаловажно уже с детства осваивать ценности, которые сформулированы в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры как своего, так и другого народа нашего полиэтнического общества. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования.

Издревле в национальной культуре отражались семейные ценности. В этой связи выделим основные задачи педагога: донести до сознания детей ценности, передаваемые из поколения в поколение; научить их понимать чаяния, мечты народа, отражённые в произведениях национальной культуры; рассмотреть ценности, запечатлённые в национальной одежде, бережно изготавливаемой и хранимой до настоящего времени в некоторых семьях.

Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей младшего школьного возраста. Линии этого влияния таковы: формирование у детей полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье; введение ребенка в азы семейной экономики; осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей.

В любую эпоху были освящены не только религией, но и высоким искусством и культурой ценности семьи, ее составляющих – родителей, детей, внуков, уважительное и доверительное отношение между поколениями, в ней объединенными. Забвение этих ценностей рассматривалось как великий грех и вина человека, определяло трагичность его судьбы. Время, не без помощи самих людей, лишило эти ценности священного ореола. Предательство родителей своих детей и детьми родителей стало привычным явлением. Поэтому неслучайно из года в год растет число «отказных» детей, катастрофически падает рождаемость, нормой стали однодетные семьи; исчезла трехпоколенная семья, увеличивается число брошенных родителей в преклонном возрасте.

В рамках современности поучительно и перспективно обращение к народным традициям воспитания. Традиционная культура воспитания калмыков сохранила множество вечных, непреходящих ценностей, соблюдение которых в течение ряда столетий обеспечивало успех в семейной жизни, в быту, в становлении и развитии духовных сил. В традициях – глобальные общественные ценности с национальной фактурой.

В этнопедагогике принято говорить о системе сложившихся постулатов, обеспечивающих функционирование и реализации этнического воспитания. Например, в калмыцкой этнопедагогике провозглашаются следующие культы:

1) культ ребенка – воспитание в ребенке сознания своей значимости как надежды и будущего семьи, родного круга, родного народа, более того, всего человечества. У калмыков не было брошенных детей, сирот при живых родителях. Родственники никогда не оставляли детей без попечения взрослых. По отношению к детям соблюдались следующие правила: на ребенка нельзя кричать, бить его; ребенок должен содержаться в чистоте, одежда должна быть целесообразной; его окружали многочисленными оберегами, амулетами. Как правило, чем больше было детей в семье, тем лучше они были воспитаны, трудолюбивы, внимательны, заботливы, ответственны.

 2) культ матери. В народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность. Все народы заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают ее культ. В традиционной культуре воспитания самое главное – пример и любовь матери.

До сих пор сохраняют свою актуальность идеи «Материнской школы» Я.А. Коменского, произведения И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей»; «Книга для родителей» А.С. Макаренко. Они своевременны и современны, ибо классическая педагогика, разрабатывавшая проблему формирования личности в нравственном направлении, восходит к глубинам народной педагогики, возвеличивающей любовь и пример матери.

3) культ предков. Исстари калмыки учили брать пример со старейшин рода, прославлять своих отцов достойными делами и поступками. Аксакалы-калмыки придерживаются древнего обычая – не спрашивают у ребенка его имя. А спрашивают вначале, как зовут его деда, прадеда. Незнание их имен расценивалось как невоспитанность. Поэтому в семьях было принято передавать детям рассказы о добрых делах и поступках своих родичей, о тех, кто украшал фамильную честь. Сила потомков в связи с предками. Чем глубже и прочнее эта связь, тем сильнее народ – главная заповедь народной педагогики. Этнопедагог Г. Н. Волков, говоря о преемственности поколений, не устает повторять « без любви к старым нет любви к детям. Без дедов – нет мудрости, без внуков – радости. Эта концепция не национальна, она общенародна».

4) Родство в воззрениях древних калмыков выступает как особый культ.

Признание родословной имеет глубокий подтекст. Во – первых, для сохранения здоровья нации, идущие от одной ветви до седьмого колена считались родственниками, и браки между ними были запрещены во избежание кровосмешения. Калмыки своих детей с самых малых лет знакомили со всеми родственниками, как по отцовской, так и по материнской линии, а также со всеми терминами родства.

Самым большим укором был выговор: «Ты позоришь имя отца, честь семьи, рода». Поэтому старейшины придерживаются древнего обычая – не спрашивают у ребенка его имя, а спрашивают вначале, как зовут его деда, прадеда. Незнание их имен расценивалось как невоспитанность, поэтому в семьях было принято передавать детям рассказы о добрых делах и поступках своих родичей. Когда наступала пора взросления, родители дарили подростку памятные вещи, сувениры - реликвии, оставшиеся от деда, прадеда. В результате, юное поколение прекрасно знало всех своих родственников и всю свою родословную.

У каждого человека три сферы родственных отношений:

 Родственники по линии отца( торлмуд);

 Родственники по линии матери(нагцнр);

 Родственники по линии жены(мужа) – худнр.

 Дети родных сестер - белнр;

 дети двух родных братьев –уйнр;

 родственники мужа для замужней женщины хадм.

 Основные направления воспитания: трудовое, нравственное, физическое, интеллектуальное.

Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей младшего школьного возраста. Линии этого влияния таковы: формирование у детей полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье; введение ребенка в азы семейной экономики; осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей. Все эти аспекты можно осветить через использование народных традиций в семейном воспитании калмыцкого народа.

При изучении истории общества проблемы семьи всегда обращали на себя внимание. Рассматривая воззрения народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.

Одной из характерных черт народной педагогики, в том числе и Республики Калмыкия, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. "Хоть шесть дней голодай, но отца почитай", - говорят калмыки. "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют", - добавляют туркмены. "Сердце матери в детях, сердце детей - в играх", - подмечают казахи. [5]

Эмпирическим путем народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: "У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая". [5]

Какие требования предъявляет калмыцкая народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером

Прежде всего - создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. Прежде всего, родители должны уважать друг друга, что является основой дружной семьи, и не должно быть так, когда "жена начнет языком, муж закончит руками".

Такой воспитательный подход не только создавал атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволял старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы, наставления, приказания.

Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей - большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Калмыки, встречая гостей, обязательно угощают их чаем и борцогами.

Гостеприимство у калмыцкого народа означает не просто кормление гостя, главным образом, это признак уважения к человеку. Поэтому здесь имеет значение не столько обилие пищи, сколько гостеприимные качества хозяев. Гостя рекомендуется встречать у ворот, оказывать ему всяческие почести и затем провожать его до ворот ласково и приветливо.

 Калмыки утверждают, что родители должны соблюдать такт в воспитании. Таковы нравственные уроки народной педагогики. Их можно было бы продолжить. Думается, здесь должны быть специальные исследования, направленные на выявление воспитательных возможностей различных народных средств.

Основу жизни наших предков составлял труд. "Труд кормит, и лень портит", - говорили в народе. Мужчины пасли скот, женщины хлопотали по дому. В страдную пору выходили помогать мужчинам. Трудовые умения и навыки также передавались из поколения в поколение. В три года, а у некоторых народов в пять лет ребенок получал первое право - право на труд. Девочке дарили пусть маленький, но настоящий ткацкий станок, мальчику - настоящие орудия труда. Мальчик помогал возить сено, девочка плела пояски, небольшие полотенца. Мать передавала дочери секреты вышивки, кружевоплетения, отец учил сына владеть топором, ножом, арканом.

На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Подарок должен был иметь смысл и функциональное назначение. [57]

В наше время занятия рукоделием, изготовление различных поделок, потеряв свое сакральное значение, стали формой проведения свободного времени, досуга. Подарки готовились не только к семейным праздникам (день рождения, свадьба), но и к календарным (Зул, Цаган Сар, Ур Сар). Народные праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь.

В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. Люди вновь стали отмечать народные праздники.

В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. По определению Ю. Г. Кругловой, праздники являются "нравственным кодексом народа". В-четвертых, в познавательной ценности. Праздники, как правило, были связаны с сезонными изменениями в природе и тесно переплетались с трудовой деятельностью, а также с религиозными датами, которые широко отмечались в народе.

Именно на воспитание положительной активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлено использование народных традиций в семейном воспитании калмыцкого народа.

Таким образом, анализ педагогической литературы по проблеме формирования семейных ценностей у младших школьников в отечественной педагогике и этнопедагогике калмыков позволяет нам определить понятие семейные ценности, которое в своем исследовании дает Гибадуллин Н.В. «как систему устойчивых социально значимых представлений, которые влияют на выбор мировоззренческих и нравственных установок, представлений о семейных отношениях, ответственного семейного поведения индивида, основанных на понимании института семьи»[7] .

Формирование семейных ценностей не происходят сами по себе, они развиваются в условиях, соответствующие определенным требованиям. Формирование семейных ценностей – это комплексный процесс, который включает в себя обретение детьми знаний об институте семьи, его функциях, этапах развития в исторической ретроспективе и современном его состоянии. Этот процесс должен побуждать детей к таким действиям и поведениям, в которых они могли бы себя реализовать как личности. Поэтому формирование семейных ценностей у детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе нами определяется как процесс передачи, освоения, усвоения и присвоения положительного семейного опыта, семейных отношений, традиций. Конечно, сложно формировать семейные ценности у младших школьников в малокомплектной школе так, как каждая семья уникальна по-своему, индивидуальна, а также они различаются по типу, по национальным особенностям, по уровню образования. У каждой семьи есть свои определенные ценности, сложно сказать, какие из них более эффективны в воспитании младшего школьника. Нам следует также определиться с понятием «ценность». Считается, что ценность – это то, что важно, нужно сейчас и всегда. Оно имеет два значения: с одной стороны, ценность имеет личностный смысл, то есть удовлетворяет актуальные потребности субъекта, с другой – «к ценностям относят представление, разделяемое большинством членов общества относительно того, что желательно, правильно и полезно».

Ценность термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений реальной действительности, на основе которых закрепляются в общественном сознании и культуре «субъективные ценности» как цели, отражающие представление субъекта о нормах и выступающие ориентирами в его оценках, деятельности, поведении.

Н.Д. Никандров в конце прошлого века писал: «В нашем современном обществе наблюдается «война ценностей», реально существуют и проявляются самые разные цели и идеалы воспитании».

Исследователь Л.О. Володина в качестве основных семейных ценностей определила следующие: кровное родство; дитя; мать; отец; дом; семейный лад;

целомудрие. Ученый С.С. Федоренко предлагает модель формирования семейных ценностей у школьников, он также определил универсальные базовые ценности, то есть такие которые характерны для всех семей. Исследователь Гибадуллин Н.В. выделяет основные компоненты семейных ценностей: понимание семьи как ценности; уважение (почитание) к старшим; забота о младших; культура быта; представления о гендерных семейных ролях и уважение к ним. Основные семейные ценности для младшего школьного возраста являются следующие: осознанность сопричастности к семье и роду; почтительное отношение к предкам, родителям и семейным реликвиям; самоутверждение личности в кругу ближайшего окружения; удовлетворение потребностей к продолжению рода; любовь и толерантное отношение к ближнему, поддержкой и защищенностью в семье.

Изучение базовых ценностей, подходов к семейному воспитанию и к пониманию семейных ценностей, их структуры и выделенных компонентов семейных ценностей, а также содержания процесса формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе, нами определены основные критерии сформированности семейных ценностей: потребностно-мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический, эмоциональный.

Таблица 1.Критериии показатели

сформированности семейных ценностей

Критерии

Показатели

Диагностические методики

Когнитивный

 

Знания о семье и ее роли в жизни человека

Анкета Г.И. Плясовой

Потребностно- мотивационный

проявление родственных чувств к братьям,

сестрам и к родственникам (М5)

общение с друзьями и взрослыми (М6)

умение реально оценивать

действительность и характер жизненных

проблем (М7)

Анкета Г.И. Плясовой

 

Эмоциональный

представления о взаимоотношениях между членами семьи

Методика «Семейные ценности» (М.С. Константинова, М.В.Мартынова)

 

взаимная симпатия между детьми- родственниками.

Анкета «Я и моя семья»

Деятельностно- практический

знания о хозяйстве семьи и бюджете (М2). знания о значении домашнего труда в жизни семьи (М3) овладение практическими навыками ведения домашнего хозяйства (М4)

Анкета Г.И. Плясовой Наблюдение

 

 

взаимная симпатия между детьми- родственниками

Анкета «Я и моя семья» Наблюдение

 

Следует отметить, что у каждой семьи свои обычаи, традиции, нравственные и правовые нормы, в рамках которой родственники объединяются системой отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями. Поэтому учителям малокомплектных школ приходится учитывать особенностей семей, проживающих на территории их поселка.

Таким образом, формирование семейных ценностей нами определяется как процесс передачи, освоения, усвоения и присвоения положительного семейного опыта, семейных отношений, традиций, социально-значимых ценностей. Главным фактором формирования семейных ценностей выступает

семья как модель и форма жизнедеятельности личности.

Нам импонирует модель формирования семейных ценностей у школьников, которую предложил исследователь С.С. Федоренко. Как считает С.С. Федоренко : «При построении системы формирования семейных ценностей важно учитывать все компоненты модели: целеполагающий, контрольно-оценочный, результативный, психолого-педагогический, процессуальный»[31].

Выводы по I главе

В первой главе мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования семейных ценностей у младших школьников и пришли к следующим выводам, что:

- ретроспективный анализ формирования семейных ценностей в истории педагогики и образования показал, что данная проблема всегда была в центре внимания ученых и педагогов;

- в этнопедагогике подчеркивается важность формирования семейных ценностей у младших школьников, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.

В исследовании уточнено понятие «семейные ценности», которые рассмотрены как система устойчивых социально значимых представлений, которые влияют на выбор мировоззренческих и нравственных установок, представлений о семейных отношениях, ответственного семейного поведения индивида, основанных на понимании института семьи. В рамках предмета исследования выделены базовые семейные ценности, формируемые у детей младшего школьного возраста: понимание семьи как ценности; уважение (почитание) к старшим, забота о младших, культура быта, представления о гендерных семейных ролях и уважение к ним.

Посмотреть всю работу (нажмите здесь) Formirovanie-semeynyh-cennostey-u-mladshih-shkolnikov-v-malokomplektnoy-shkole.doc [474,5 Kb] (cкачиваний: 63)

  Наверх