Харюшина Ольга Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад № 4,
город Кирово-Чепецк
МАСТЕР-КЛАСС
«Играем, обучаем, развиваемся»
(развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста посредством развивающих игр
по программе «ДЕТСТВО»)
В основе педагогической и воспитательной работы нашего детского сада лежит комплексная образовательная программа «Детство.
Девиз программы «Детство»: «ЧУВСТВОВАТЬ – ПОЗНАВАТЬ – ТВОРИТЬ».
Одной из линий программы «Детство» является линия познания, цель которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию интеллектуальных способностей и речи.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем педагогической практики. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
В школах изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные, тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Однако возможность формировать в комплексе все важные для интеллектуального развития умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие.
Одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей детей является развивающая игра.
Представленные развивающие игры имеют огромное значение для развития ребенка: развиваются не только интеллектуальные способности, но и обеспечивается целостное развитие дошкольника.
Дидактический набор «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5*5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). В дальнейшей работе используются карточки с отрицанием свойств.
Дети в возрасте 3-4 лет используют блоки как материал для игр. К концу года у детей развивается умение оперировать одним свойством (цвет): игра «Собери бусы (красного, желтого, синего цвета)»
Дети в возрасте 4-5 лет: у детей развивают умение работать с 2 свойствами предметов, карточки используются с опорой на 2 свойства (цвет, форма). Задание: игра «Вырастим цветы на клумбе».
Дети в возрасте 5-6 лет: у детей развивают умение работать с 3 и 4 свойствами предметов (цвет, форма, размер). Задание: игра «Рассели жильцов».
Дети в возрасте 6-7 лет: весь год используют карточки, позволяющие развивать умение оперировать 3 и 4 свойствами. В объяснительную речь детей вводится частичка «не». Используется игра «Лото».
Следующая развивающая игра - палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете».
В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
В младшем возрасте начинаем знакомиться с палочками с игрового приема.
Загадки – неотъемлемая часть детства. Дети любят отгадывать их, выкладывая отгадку из палочек.
В старшем дошкольном возрасте дети с затруднением осваивают состав числа из двух и более меньших, но благодаря палочкам, этот пробел удаётся ликвидировать. Для этого мы плетем «цветные коврики».
Также дети учатся с помощью палочек выкладывать решение задач.
Посмотреть"Мастер-класс "Играем, обучаем, развиваемся..." (нажмите здесь)