E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Гайфулина Мария Михайловна, воспитатель

 Гайфулина Мария Михайловна,

воспитатель,

 МДОУ «Детский сад «Ласточка»,

Свердловская область, г. Качканар

Конспект

семинара-практикума

«Развитие творческого воображения

у детей дошкольного возраста»

для родителей детей 6-7 лет

Цель:  

Просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников. Расширение знаний родителей об особенностях развития творческого воображения у старших дошкольников.

Задачи:

Познакомить родителей с играми на развитие творческого воображения.

Формировать доверительные и доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогом и воспитанниками.

Вовлекать родителей в творческую деятельность.

Закреплять  умение детей пользоваться творческой дорожкой.

Развивать навыки группового взаимодействия у детей и родителей.

Развивать логическое мышление у детей.

Развивать творческое воображение у детей.

Воспитывать у детей и родителей умение работать в коллективе.

Оборудование:

мультимедиаоборудование, медиапрезентация к теоретической  и практической части семинара. Колокольчик, творческая дорожка «Фантазия», указка, фломастеры, листы бумаги, желтая и синяя гуашь, кисти для клея и гуаши, восковые мелки, звездочка из картона и самоклеящейся бумаги, ткань синего цвета, клей, морская или поваренная соль. Памятки для родителей с играми на развитие творческого воображения и рисование солью. Информационный лист для родителей и педагогов. Творческая дорожка «Фантазия», клубок, листы картона.

ХОД СЕМИНАРА_ПРАКТИКУМА

I ЧАСТЬ

Разговор с родителями о развитие творческого воображения

у детей дошкольного возраста

Родители заходят в зал. Педагог предлагает им занять места за столиками. Когда все сядут, включается презентация  к выступлению педагога о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Сегодня мы поговорим о  развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Василий Александрович Сухомлинский говорил:  «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

«Он у нас такой фантазер, такой выдумщик!» - что имеют в виду взрослые, говоря так о ребенке? На бытовом уровне воображением или фантазией называют  все то, что нереально, не соответствует действительности. В научном понимании воображение – это способность представлять отсутствующий  или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них, они изменены. Например, если ребенок говорит, что видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной, то  это конечно образ памяти.  А вот если ребенок говорит, что он видел в зоопарке Змея Горыныча, то это уже образ воображения.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! 

            Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. 

Дети и творчество — понятия практически неразделимые: творить у них получается гораздо лучше, чем у нас, взрослых.

Наверное, кто-то из родителей захочет спросить: а зачем вообще это развитие творчества в ребенке? Ведь для того, чтобы состояться как личность и впоследствии найти подходящую работу, надо совсем другое — просто хорошо усвоить школьные предметы

Но те, кто думают, что обучение творчеству — напрасная трата времени, заблуждаются. Исследования психологов доказали: дети, которые занимаются искусством, учатся значительно лучше, чем их сверстники.

Видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития творческих способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. Оно помогает ребенку испытывать разнообразные чувства: радоваться красивому изображению, которое он создал сам, огорчаться, если что-то не получается. Но главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем.

            В процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится их использовать.

Важным условием для развития творческого воображения является создание обстановки, опережающей развитие детей. Постарайтесь заранее окружить их средой, предметами, отношением, которые стимулировали бы творчество.

Отдельное внимание обратите на развитие мелкой моторики! Учеными выявлена связь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно.

            После тщательных исследований специалисты пришли к выводу, что складывание так называемых речевых областей совершается под влиянием исходящих от рук, точнее — от пальцев, импульсов.

            Развитие мелкой моторики — залог нормального развития интеллекта ребенка. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка.

Непременным условием всякого творчества является соблюдение принципа свободы: занятия творчеством не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. А что любит каждый ребенок? Конечно же играть! Игра дает толчок развитию разносторонних природных способностей ребенка и несет огромное количество информации.

И сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы познакомиться с играми, развивающими творческое воображение, развивающими мелкую моторику и научимся необычной технике рисования.

II ЧАСТЬ

Занятие с детьми и родителями

«Путешествие Звезды»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- А теперь, чтобы у нас было хорошее настроение , мы с вами поиграем. Наши мамы и папы берут за руки своих ребят и встают в круг. Мы будем передавать друг другу клубочек, оставляя кончик ниточки в руках. Но передавать клубочек нужно с улыбкой, улыбнуться своему соседу и передать клубок ему в руки.

Дети и родители передают клубочек, оставляя в своих руках нить.

Когда клубок вернется к воспитателю, ВОСПИТАТЕЛЬ говорит:

- Посмотрите, мы с вами как будто все связаны ниточкой, поднимите руки вверх, держась за ниточку, вот так же дружно и с хорошим настроением мы с вами будем сейчас работать!

Родители и дети снова садятся за столы. На мультимедиа появляется презентация к практической части семинара. Педагог звенит в колокольчик.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ребята, слышите? Колокольчик звенит. Это начинается сказка…

1 слайд: (звездное небо, сияющая звезда, сказочная музыка)

 - На самом краю Галактики, вдали от главных космических дорог, жила маленькая Звездочка. И было ей очень-очень одиноко и грустно. Из своего далека она могла наблюдать жизнь других звезд, вокруг которых кружились веселые планеты, но ее не замечал никто. (2 слайд, звездное небо, одинокая звезда)

- Однажды в этот далекий уголок Вселенной залетела красавица Комета (3 слайд: анимация кометы на звездном небе) и рассказала Звездочке, что на планетах, которые кружатся вокруг больших звезд,  есть жизнь. Там растут удивительные растения, текут реки, бродят животные и живут люди. Комета махнула хвостом и исчезла, а звездочка опять осталась одна. (4 слайд звездное небо без кометы, со звездой)

- Грустно стало маленькой звездочке, совсем одиноко. Ребята, а мы сможем помочь звездочке? (Да!)

- Чем мы можем ей помочь? (ответы детей)

- Давайте позовем ее к нам в гости. Повторяйте за мной:

- Звездочка, лети к нам. (Дети повторяют слова за воспитателем)

- Маленькая Звездочка услышала вас и решила отправиться в путь. Ей очень страшно, ведь она никогда не покидала своего места. Но мы ей поможем если она попадет в беду. (5 слайд: улыбающаяся Звездочка)

Воспитатель обращает внимание детей на творческую дорожку«Фантазия»(приложение 1)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Вот такой путь должна пройти наша звездочка, чтобы попасть к нам в гости. (дорожка «Фантазия»)

- Но не успела наша путешественница удалиться от своего дома, как с ней случилась беда – она попала в волшебную космическую сферу. (6 слайд: космическая Сфера)

- Катя, что происходит с предметами и живыми существами, когда они попадают в такую сферу?

- Сфера меняет форму предмета или живого существа.

- Какой стала наша Звездочка? Правильно, вы догадались – круглой.

 (7 слайд: круглая Звездочка)

- Очень расстроилась Звездочка, ей так нравились ее лучики. А чтобы она снова стала такой как прежде, вам нужно взять желтый лист бумаги, фломастер и нарисовать предмет или живое существо при помощи одних кругов.

Родители и дети берут фломастеры, листы бумаги

 и придумывают существо, состоящее из кругов.  

(Включается музыка А. Пугачева «Рисуйте, рисуйте»)

После того, как рисунки закончены все вместе рассматривают их, отмечая необычность получившихся существ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Как замечательно вы справились с заданием и помогли Звездочке снова стать прежней.(8 слайд: Звездочка улыбается) Теперь она знает, что вы не бросите ее в беде.

- Наша звездочка сразу стала смелее и даже начала напевать веселую песенку, двигаясь дальше по дорожке. И поэтому совсем не заметила,  как угодила в кляксу

(9 слайд: Клякса, которая покрашена в два цвета – синий и желтый)

Воспитатель  показывает на творческую дорожку

- Звездочка угодила в самую середину кляксы. И когда сумела подняться на ноги, то даже расплакалась от расстройства.

- Семен, что происходит с предметами и живыми существами, если они попадут в кляксу? (Ребенок: «Они меняют цвет»)

- Каким цветом они становятся? (Ребенок: «Они становятся тем цветом, каким цветом клякса»)

- Клякса, в которую попала звездочка, раскрашена двумя цветами – желтым и синим. Давайте проверим, какого цвета стала наша звезда.

- Возьмите кисть, листок бумаги в виде звезды. Наберите на кисть желтую краску и сделайте на листе бумаги мазок. Промойте кисть и наберите на нее синюю краску, сделайте мазок поверх желтой.

- Какой цвет у вас получился? (зеленый)

- Значит, каким цветом стала звездочка? (она стала зеленой)

- Какие краски мы смешали? (желтую и синюю)

- Да, если смешать желтую и синюю краску, получится зеленый цвет.

 (10 слайд:  расстроенная зеленая Звездочка)

- Наша Звездочка стала зеленой. Она очень расстроилась, ведь Звезда должна быть яркой и сверкающей. Надо помочь Звездочке. Как мы можем ей помочь? (Дети: ее надо отмыть)

- Конечно, нам срочно нужен Дождик. Чтобы его позвать давайте встанем со стульчиков, выйдем на серединку зала и встанем в круг. Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте.

Дети, родители и воспитатель встают в круг

(11 слайд: Дождь, аудиозапись музыки дождя)

1,2,3,4,5

(хлопки)

Вышел дождик погулять.

(Руки вверх-вниз)

Шел неслышно по привычке.

(Имитация)

А куда ему спешить?

(пожать плечами)

Вдруг увидел он звезду

(Имитация)

Дай-ка я ей помогу!

(потереть друг друга)

Сбрызну золотым дождем

(потрясти кистями рук)

Станет золотой как днем!

(руки вверх)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Какие вы молодцы, позвали Дождик. Занимайте свои места, сказка продолжается.

Дождик отмыл нашу Звездочку, и стала она сиять ярче чем раньше.

(12 слайд: Звезда)

- И ее такую яркую и сверкающую сразу  заметил …………

(13 слайд: Нечто, показ на творческую дорожку)

- Стёпа, подскажи нам, кто это такой? (Ребенок: «Это нечто!!!»)

- А что оно может сделать предметом или живым существом? (Ребенок: «Оно меняет характер или настроение»)

- А вдруг оно обидит нашу путешественницу. Возможно ли сделать это существо добрым? Я научу Вас как это можно сделать.

- Возьмите листы бумаги, на которых изображено нечто и добавьте восковыми мелками те детали, которые сделают его добрым.

Дети и родители добавляют к изображению нечто восковыми мелками

яркие детали – банты, конфеты, игрушки и т. д.

 (включается аудиозапись «От улыбки»)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ура! (14 слайд: Нечто улыбается) Нечто так обрадовалось подаркам и сюрпризам, которые вы ему нарисовали, что сразу стал добрым и пропустил Звездочку дальше. (15 слайд: Звездочка) 

- Ей осталось совсем немного, и она будет у нас в гостях.

- Но что это за красивый, яркий домик?(16 слайд: Домик)

Воспитатель  показывает на творческую дорожку

- Звездочка любопытно приоткрыла дверь. А надо сказать, что в этом красивом домике жил злой Волшебник Уменьшитель. Он яркой окраской своего Домика заманивал космических путешественников и изменял их размер.

Любопытная звездочка ступила на порог и…….  стала маленькой. (17 слайд: пустой слайд) Меньше микроба. Ее не увидишь человеческим глазом, и  не услышишь. Уменьшитель довольно потирал руки. Он знал, что помочь Звездочке можно, если угадать, что нарисовано на его картинках-загадках.

(18 слайд, 19 слайд, 20 слайды)

- Кто или что спряталось в этой картинке-загадке?

Родители и дети предполагают, что может быть изображено на картинках

- Очень удивился волшебник Уменьшитель, что вы такие догадливые. Вы в каждом рисунке увидели столько много разных предметов!  Ура! Он выпустил нашу звездочку и вот….. она у нас в гостях. (21 слайд: Звездочка из клейкой бумаги в руках воспитателя)

- Она очень рада видеть всех вас. Давайте поиграем с ней. Вставайте около своих стульчиков.

Дети и родители встают около стульев.

- Потянитесь вверх, чтобы ваши спинки выпрямились. А теперь я буду показывать, а вы повторяйте за мной.

В гости к другу

На горе мы видим дом.

(Руки над головой в виде крыши)

Много зелени кругом

(помахать кистями рук)

И деревья

(руки вверх, пальцы растопырить)

И кусты

( руки к груди пальцы растопырены)

И душистые цветы

( изобразить руками бутон)

Закрывает все забор

(руки перед лицом)

За забором чистый двор

(подмести кистями рук по столу)

Мы ворота раскрываем

(руки перед лицом развести в разные стороны)

К дому быстро подбегаем

( пробежаться пальцами по столу)

В дверь стучимся тук-тук-тук

(постучать по столу)

Кто-то к нам спешит на звук

( прислушаться)

В гости к другу мы пришли

И подарки принесли

(Руки вперед)

- Мы повеселились сами и повеселили нашу Звездочку, а теперь я предлагаю вам вернуться на свои места.

Дети и родители садятся на стулья

- Звездочка не может оставаться все время у нас, ведь ее место на небе, чтобы дарить нам свой свет в темные ночи. Неужели она снова останется одна?

(Воспитатель кладет на пол темно-синюю ткань;  в середину Звездочку )

- Давайте для звездочки сделаем друзей?  Кто может быть другом звездочки? (Кометы, планеты, звезды)

- Для того чтобы изготовить друзей нам понадобится: лист картона, клей и цветная поваренная соль. Окрасить соль для такой творческой работы легко. Насыпаем соль в емкость. Затем капаем в нее каплю или две жидкой гуаши, туши или  пищевого красителя. Затем соль перемешиваем и получаем нужный цвет.

- Уважаемые родители, техника рисования солью вам очень пригодится, когда ваши дети пойдут в школу, потому что в школе часто задают творческие задания.

- Берем лист картона и рисуем простым карандашом изображение нового друга для нашей звездочки. Изображение должно быть крупным, на весь лист. Если ваша планет или комета будет разноцветной, значит,  на вашей заготовке надо отметить сектора, которые будут раскрашены другим цветом.Затем набираем на кисть клей и закрашиваем им небольшую часть сектора. Берем щепотку соли нужного цвета и тоненькой струйкой ссыпаем на покрытое клеем место. Потом снова намазываем клеем  часть изображения и снова посыпаем солью. И так до тех пор, пока работа не будет выполнена.  Когда все друзья будут готовы, помещаем их вокруг звездочки и встаем вокруг панно.

Дети и родители делают друзей для Звездочки.

Звучит сказочная музыка

-Каких замечательных, разноцветных, необычных друзей вы создали для нашей Звездочки. Теперь ей не будет одиноко в космосе, теперь у нее есть друзья, которые всегда будут рядом.

- Наши ребята очень догадливые. Они с выдумкой  выручали нашу Звездочку из опасностей. Вы помогли нашей Звездочке пройти всю  дорожку и добраться до нас целой и невредимой. Мамы и папы вместе с нами научились изменять размер и форму предметов, при помощи дорожки, экспериментировать с краской, научились новым играм, в которые они смогут поиграть со своими детьми дома. Так же мы все вместе научились необычно рисовать солью.

- Для наших детей у меня есть небольшие подарки. Это контуры космических рисунков – заготовок, которые вы дома с помощью родителей сможете раскрасить цветной солью. Для мам и пап у нас тоже подарок – памятки с играми, для развития творческого воображения. И еще памятка с идеями использования соли в рисовании, в ней вы найдете много интересного и полезного для себя.

- Уважаемые родители, я рада, что Вы принимали активное участие в сегодняшнем мероприятии и надеюсь, что вместе мы воспитаем наших детей творческими людьми. До новых встреч!

Гайфулина Мария Михайловна,  воспитатель

Гайфулина Мария Михайловна,  воспитатель

 Посмотреть Приложение (нажмите здесь) prilozhenie-1.doc [1,29 Mb] (cкачиваний: 17)

  Наверх