E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Шамаева Галина Алексеевна, воспитатель

 Шамаева Галина Алексеевна,

 воспитатель,

 МБДОУ № 47 «Гусельки»,

  Тюменская обл., г.Сургут

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль сюжетно-дидактических игр

в приобретении дошкольниками

математических представлений»

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д.Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету… также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».

Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую на себя роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий. Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.

Может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры? да, может. Действительно, дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др. В игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолётов и так далее. Но как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Основа любой игры- это игровые действия, с помощью которых и решаются интересные для детей игровые задачи.

Придумывая содержание игровых приёмов, опираюсь не только на интерес детей, но и на опыт группы и опыт конкретного ребёнка.

Игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы.

Игровые приёмы на занятиях с детьми старшего возраста использую своеобразно. Например, приём обыгрывания предметов, игрушек применяю при общении детей с любимыми сказочными персонажами /Петрушка, Звездочёт и другие /. Однако применяю игровые приёмы на занятиях с детьми старшего возраста значительно реже, чем в младших и средних группах.

Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребёнка.

Речь идёт о сюжетно - дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одровременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

Итак, использование сюжетно-ролевых игр способствует закреплению, повторению и практическому применению систематических знаний, что играет немаловажную роль при подготовке детей к школе.

  Наверх