E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Савина Наталья Валентиновна, воспитатель

Савина Наталья Валентиновна,

 воспитатель,

 МБДОУ № 47 «Гусельки»,

Тюменская обл., г.Сургут

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСКУССТВУ

 Культуру России невозможно

представить без народного искусства,

которое раскрывает истоки духовной

жизни русского народа, наглядно

демонстрирует его эстетическую

ценность, художественный вкус

и является частью его истории.

В.А. Сухомлинский

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воз действия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь. В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно"прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Предметы декоративно «прикладного  искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от натуралистичности, излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему. Знакомясь с разнообразными изделиями народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к создателям этих необыкновенных вещей. Их волнует и радует волшебство золотой Хохломы, яркость городецкой росписи, поэтичность синих переливов Гжели.

Эстетическое воспитание детей в нашем детском саду начинается с создания благоприятной окружающей среды. Оформление помещений и территории детского сада, внешний вид педагогов и воспитанников, их общая деятельность, совместная работа педагогов и родителей, посещение выставок, музеев, знакомство с произведениями искусства, в том числе декоративно-прикладного, – все это в комплексе способствует эстетическому воспитанию.

Каждый день, открывая дверь детского сада, дети и родители попадают в красиво оформленную приемную комнату, в которой мы разместили и информацию для родителей, и изделия декоративно прикладного искусства.

Здесь есть большое настенное панно, выполненное в технике «декупаж» (изображающее растительный орнамент); поделки из папье-маше – символы наступившего года; декоративное панно с фотографиями детей «Как молоды мы были» (которое родители с удовольствием рассматривают); выставочный уголок с детскими работами; планшет «Ласковушка», на котором родители ежедневно видят успехи своих детей в учебном процессе; картины, которые меняются в соответствии со временем года; справочный блок, где родители могут прочитать всю информацию по учебному процессу. Это создает положительный эмоциональный настрой родителей и детей и в то же время воздействует на эстетические чувства.

Групповая комната славится замечательным природным уголком, где плавно кружатся в зависимости от времени года осенние листики или снежинки, перелетные птицы, бабочки.

Здесь же выставлены поделки из природного материала. Отдельный уголок отведен для кукол, которых используют в театрализованных играх, а также в пальчиковом театре. Как украшение и как учебный материал в группе имеются изделия разных видов декоративно-прикладного искусства: матрешки, дымковские игрушки, «городец», «хохлома», «гжель», «жостово» и др.

Дети ежедневно окружены реальными предметами декоративно"прикладного творчества, а не их изображениями. Ведь большое значение имеет то, что на занятиях по изобразительной деятельности ребенок может, взяв в руки, рассмотреть ту или иную вещь, а не только увидеть ее на картинке. Кроме того, важно показать детям, что они

сами могут создавать полезные и эстетически значимые предметы для украшения быта, для игр, труда и отдыха, используя различную технику (монотипию, гроттаж, рисование ножницами, коллаж, технику «рваный край» и т.д.), а также бумагу разной фактуры, пластилин, глину, природный материал. Природа вообще является неиссякаемым источником для творчества. Из нее мы берем образы, узоры, сюжеты, краски и сам природный материал. Это положительно влияет на психическое, эмоциональное состояние детей, на воспитание нравственных качеств личности, на расширение кругозора.

Подытоживая результаты наших наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному искусству, мы пришли к следующим выводам.

1. Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Мотивы и образы народного искусства неразрывно связаны со свойственными ему задачами преображения среды.

2. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

3. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие.

4. Детский рисунок, готовое изделие могут служить воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.

5. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей.

6. Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей: он пополняется названиями предметов (ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.), материалов, из которого они изготовлены, элементов росписи (розаны, бутоны, завитки, гирлянды) и т.д.

7. Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказок. Описывая изделия мастеров, дет рассказывают об их назначении, форме, истории создания, технологии изготовления, что способствует развитию грамотной связной речи.

8. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, рисование жостовского, городецкого, гжельского узора требует, чтобы из основных цветов получали различные оттенки и другую цветовую палитру. Если воспитатель не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета.

9. Разнообразить изобразительную деятельность детей можно, организуя ее не только в группе, но и других помещениях детского сада (в музыкальном зале, холлах). Ежегодно в зимнее время на территории детского сада руками сотрудников и родителей создается сказочный снежный городок. Во время обучения воспитатель использует музыкальный фон, который помогает более глубокому и эмоциональному восприятию произведений декоративного искусства, а следовательно, и народных традиций

Таким образом, можно констатировать, что декоративно"прикладное творчество как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.

  Наверх