СтарковаТамара Владимировна,
воспитатель,
МКДОУ «Детский сад №2 «Теремок»,
Волгоградская область,
городской округ г. Фролово
Трудовое воспитание детей
младшей группы дошкольного учреждения
Каждый ребёнок рождается со своими индивидуальными особенностями, но каким он станет, в основном зависит от воспитателя. Умственное развитие, особенностихарактера, отношение к окружающим людям и к природе – всё это наследственно не предопределено, а формируется в процессе жизни. Формирование личности начинается с периода раннего детства.
В ещё примитивных действиях детей 1,5 – 2 лет заключено большое значение, цель в большинстве случаев достигается выполнением единичного действия. И это уже зачатки трудовой деятельности.
В действиях с предметами, получивших название предметных, происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Усвоение способов действия с предметом в процессе ориентировочной деятельности самих детей иногда подсказывается взрослым в совместной деятельности с ребёнком. Этот процесс является важным побудительным фактором развития личности ребёнка, приводит к осознанию (пусть ещё неполному ) собственных возможностей, вызывает стремление к известной независимости от взрослого.
Далее в процессе игры возникает перенос действия с одного предмета на другой. От действий манипуляторного характера ребёнок переходит к игре с предметами и действиям, но уже выделенной цели.
Цель перед ребёнком ставится педагогом и должна быть рассчитанана возможность её осуществления. Так как дети 2-3 лет часто ставят перед собой цели, осуществить которые не могут. Отсюда позднее может идти отказ от выполнения того или иного дела, ведь уже есть печальный опыт неудачных попыток и разочарования.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно в режимных процессах предусматривать возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в иной последовательности.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Самообслуживание для маленьких представляет значительную трудность, т. к. оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания иногда обращаются к игровой ситуации. Допустим, используется какая-либо игрушка: мишка или кукла, которые « смотрят, как чисто умываются дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула». Прослеживается связь между трудом и игрой детей этого возраста: сначала сам процесс самообслуживания не заинтересовывает. А через игровой образ дети осваивают навык, приобретают уровень движений. Ребёнок начинает одеваться, умываться, есть сам.
Но в процессе формирования первых трудовых навыков детей не стоит переоценивать игровые ситуации. Это может привести к надуманным игровым приёмам и не дать желаемого результата. Лучше опираться на показ действия, поощрение при самостоятельных попытках справиться с умыванием или одеванием, на подчёркивание всех даже незначительных достижений детей, одобрения проявлений взаимопомощи.
Воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Здесь возможны различные пути. Первый путь – это показ детям труда взрослых и объяснения его значения. Второй путь – непосредственно организация совместной деятельности детей и взрослых. В условиях детского сада возможны наблюдения труда на кухне, за работой дворника, няни, медицинской сестры. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о труде, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, выработки положительного, уважительного отношения к труду. Здесь важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Пользуясь наглядными методами, умело сочетать их со словесными и чтением художественных произведений о профессиях и труде.
В удовлетворении повседневных личных потребностей ребёнка невозможно переоценить воспитательное значение самообслуживания. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это поможет воспитать отрицательное отношение к безделью и лени. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через самообслуживание ребёнок узнаёт цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребёнка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих.
Перед ребёнком в самообслуживании необходимо ставить конкретную цель. Результат, которого он достигнет, нагляден и открывает ему перспективы дальнейшей деятельности: оделся - можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребёнок проявляет определённые физические и умственные усилия. При чём ,чем младше ребёнок тем заметнее усилия.
Остановимся на организации правильного педагогического руководства, при котором все дети принимают участие в самообслуживании, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания. Чтобы этот вид труда действительно был одним из средств воспитания дошкольников. Для этого необходима серьёзная, настойчивая работа по обучению детей навыкам самообслуживающего труда, методамнаиболее правильной его организации, воспитанию положительных качеств и привычек: бережливости, аккуратности, трудолюбия, активности и пр.
Основным методическим приёмом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действия ,т. е. исполнительности.
Очень важно при обучении приёмам одевания, умывания, уборки игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Предъявляемые при этом одинаковые требования ко всем детям при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию, обеспечивают быстроту формирования навыка. Прочный навык также достигается благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определённой последовательности.
По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке движений, обеспечивают возможность действовать, согласно каждому слову воспитателя.
Когда налицо закреплённые навыки выполнения какой – либо задачи по самообслуживанию, используется метод общего напоминания. Воспитатель тщательно контролирует деятельность детей, каждое изменение в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания и пр. Однако это уже тревожные факты. Нужно стремиться их не допускать и своевременно менять методику формирования навыков обслуживания.
Важно проверять, как дети выполняют работу. Часто дети тратят много энергии, делаютмножество лишних беспорядочных движений, а качество работы остаётся плохим. А чтобы дети не теряли интереса к умыванию, раздеванию, одеванию и пр., воспитателю следует интересоваться фи заботу, стараясь помочь друг другу.
Следует помнить, что повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, учёт своевременности и качества работы, связанных с удовлетворением личных потребностей является непременным условием успешной деятельности по организации самообслуживания, как в детском саду, так и дома.
Следующее обязательное требование – единство требований со стороны педагогического коллектива (воспитателей работающих с этой группой ).
В заключение хотелось бы сказать несколько слов об объединении усилий работников дошкольных учреждений с родителями в трудовом воспитании детей. Для формирования трудолюбия в семье тоже могут быть благоприятные условия: наглядность, доступность и разнообразность домашнего труда, ощутимость результатов, а главное возможность ребёнкасистематически участвовать в этом труде вместе со взрослыми. Так дети быстрее овладевают трудовыми навыками, перенимают рациональные приёмы работы. Для этого воспитателю необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. Даже работая с родителями младших дошкольников, задача воспитателей убедить родителей в необходимости приобщения детей к труду,т. к. многие родители детей 2-3 лет склонны занижать возможности детей.
Каждый ребёнок рождается со своими индивидуальными особенностями, но каким он станет, в основном зависит от воспитателя. Умственное развитие, особенностихарактера, отношение к окружающим людям и к природе – всё это наследственно не предопределено, а формируется в процессе жизни. Формирование личности начинается с периода раннего детства.
В ещё примитивных действиях детей 1,5 – 2 лет заключено большое значение, цель в большинстве случаев достигается выполнением единичного действия. И это уже зачатки трудовой деятельности.
В действиях с предметами, получивших название предметных, происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Усвоение способов действия с предметом в процессе ориентировочной деятельности самих детей иногда подсказывается взрослым в совместной деятельности с ребёнком. Этот процесс является важным побудительным фактором развития личности ребёнка, приводит к осознанию (пусть ещё неполному ) собственных возможностей, вызывает стремление к известной независимости от взрослого.
Далее в процессе игры возникает перенос действия с одного предмета на другой. От действий манипуляторного характера ребёнок переходит к игре с предметами и действиям, но уже выделенной цели.
Цель перед ребёнком ставится педагогом и должна быть рассчитанана возможность её осуществления. Так как дети 2-3 лет часто ставят перед собой цели, осуществить которые не могут. Отсюда позднее может идти отказ от выполнения того или иного дела, ведь уже есть печальный опыт неудачных попыток и разочарования.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно в режимных процессах предусматривать возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в иной последовательности.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Самообслуживание для маленьких представляет значительную трудность, т. к. оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания иногда обращаются к игровой ситуации. Допустим, используется какая-либо игрушка: мишка или кукла, которые « смотрят, как чисто умываются дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула». Прослеживается связь между трудом и игрой детей этого возраста: сначала сам процесс самообслуживания не заинтересовывает. А через игровой образ дети осваивают навык, приобретают уровень движений. Ребёнок начинает одеваться, умываться, есть сам.
Но в процессе формирования первых трудовых навыков детей не стоит переоценивать игровые ситуации. Это может привести к надуманным игровым приёмам и не дать желаемого результата. Лучше опираться на показ действия, поощрение при самостоятельных попытках справиться с умыванием или одеванием, на подчёркивание всех даже незначительных достижений детей, одобрения проявлений взаимопомощи.
Воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Здесь возможны различные пути. Первый путь – это показ детям труда взрослых и объяснения его значения. Второй путь – непосредственно организация совместной деятельности детей и взрослых. В условиях детского сада возможны наблюдения труда на кухне, за работой дворника, няни, медицинской сестры. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о труде, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, выработки положительного, уважительного отношения к труду. Здесь важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Пользуясь наглядными методами, умело сочетать их со словесными и чтением художественных произведений о профессиях и труде.
В удовлетворении повседневных личных потребностей ребёнка невозможно переоценить воспитательное значение самообслуживания. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это поможет воспитать отрицательное отношение к безделью и лени. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через самообслуживание ребёнок узнаёт цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребёнка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих.
Перед ребёнком в самообслуживании необходимо ставить конкретную цель. Результат, которого он достигнет, нагляден и открывает ему перспективы дальнейшей деятельности: оделся - можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребёнок проявляет определённые физические и умственные усилия. При чём ,чем младше ребёнок тем заметнее усилия.
Остановимся на организации правильного педагогического руководства, при котором все дети принимают участие в самообслуживании, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания. Чтобы этот вид труда действительно был одним из средств воспитания дошкольников. Для этого необходима серьёзная, настойчивая работа по обучению детей навыкам самообслуживающего труда, методамнаиболее правильной его организации, воспитанию положительных качеств и привычек: бережливости, аккуратности, трудолюбия, активности и пр.
Основным методическим приёмом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действия ,т. е. исполнительности.
Очень важно при обучении приёмам одевания, умывания, уборки игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Предъявляемые при этом одинаковые требования ко всем детям при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию, обеспечивают быстроту формирования навыка. Прочный навык также достигается благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определённой последовательности.
По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке движений, обеспечивают возможность действовать, согласно каждому слову воспитателя.
Когда налицо закреплённые навыки выполнения какой – либо задачи по самообслуживанию, используется метод общего напоминания. Воспитатель тщательно контролирует деятельность детей, каждое изменение в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания и пр. Однако это уже тревожные факты. Нужно стремиться их не допускать и своевременно менять методику формирования навыков обслуживания.
Важно проверять, как дети выполняют работу. Часто дети тратят много энергии, делаютмножество лишних беспорядочных движений, а качество работы остаётся плохим. А чтобы дети не теряли интереса к умыванию, раздеванию, одеванию и пр., воспитателю следует интересоваться фи заботу, стараясь помочь друг другу.
Следует помнить, что повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, учёт своевременности и качества работы, связанных с удовлетворением личных потребностей является непременным условием успешной деятельности по организации самообслуживания, как в детском саду, так и дома.
Следующее обязательное требование – единство требований со стороны педагогического коллектива (воспитателей работающих с этой группой ).
В заключение хотелось бы сказать несколько слов об объединении усилий работников дошкольных учреждений с родителями в трудовом воспитании детей. Для формирования трудолюбия в семье тоже могут быть благоприятные условия: наглядность, доступность и разнообразность домашнего труда, ощутимость результатов, а главное возможность ребёнкасистематически участвовать в этом труде вместе со взрослыми. Так дети быстрее овладевают трудовыми навыками, перенимают рациональные приёмы работы. Для этого воспитателю необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. Даже работая с родителями младших дошкольников, задача воспитателей убедить родителей в необходимости приобщения детей к труду,т. к. многие родители детей 2-3 лет склонны занижать возможности детей.