Ермаченко Ирина Евгеньевна,
воспитатель,
МБДОУ № 47 «Гусельки», г.Сургут
Конспект по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
«На лужайке»
Форма НОД: групповая
Возрастная группа: вторая младшая
Продолжительность НОД: 15 минут
Тема НОД: «На лужайке»
Цель: Создать живописный вариант загадки о цыпленке.
Задачи:
1.Обучающая: Закрепление полученных ранее умений и навыков работы кистью (с жестким и мягким ворсом) и гуашью (использование приемов: «тычок», «примакивание»); умение отбирать для своего рисунка нужные цвета;
Создание атмосферы поиска решения художественно-изобразительной задачи (анализ формы изображаемых предметов для выявления общего и специфического в образах цыпленка и одуванчика).
2.Развивающая: Развитие слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировки; стимулирование и поддержание речевой активности каждого ребенка.
3.Воспитательная: Вызвать желание помочь игровому персонажу, выраженное в действии; воспитывать чувство радости от процесса и результата рисования – содействия героям сказочно-игровой ситуации.
Методы и приемы: художественное слово, слушание музыки, сюрпризный момент, речедвигательный тренинг, коммуникативная игра, комментирующее рисование, анализ, уточнение, индивидуальная помощь.
Предварительная работа: рассматривание и беседа по картине «Курица с цыплятами», отгадывание загадок о весне, птицах, наблюдение за цветущими одуванчиками, рисование на тему: «Носит одуванчик желтый сарафанчик», пение песни «Цыплята» А.Филиппенко.
Оборудование:
- Игрушка-курочка.
- Демонстративный материал: «Одуванчики цветут», «Цыплята гуляют».
- Гуашь на палитре: красная, желтая, зеленая, черная; кисти; емкости для воды; клеенки для столов.
- Аудиозапись песни «Вышла курочка гулять»
- Фланеграф, мольберт, магнитофон, предметные картинки к фланеграфу.
Ход занятия:
- I. Вводный этап.
Проводится речевой тренинг:
Упражнение «Солнышко»
Вот как солнышко встает - медленно поднять руки вверх
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет - медленно опустить руки
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо - «Фонарики»
Солнышко смеется
А под солнышком всем весело поется - хлопки в ладоши.
Воспитатель: Вот и весна наступила: солнышко ласково пригревает, травка зеленеет. А у домашних птиц появляются детки. У курочки … (цыплята), у уточки… (утята), у гусыни… (гусята), у индюшки… (индюшата). Правильно ребята. Они очень забавные, и как все малые детки, такие смешные и любопытные (воспитатель выставляет предметные картинки на фланеграф).
(Воспитатель достает игрушку — курочку)
По весне у мамы – квочки
Вылупились детки.
Раз цыпленок, два цыпленок,
Три, четыре, пять.
Посчитала всех цыплят:
Ко-ко-ко! Пора гулять.
(Воспитатель читает стихотворение и обыгрывает сюжет с детьми – прикасается игрушкой к каждому ребенку)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем как курочка гуляла с цыплятами на лугу.
Проведение игры - импровизации по сюжету песни «Вышла курочка гулять» (под звуки мелодии песни).
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки – желтые цыплятки (дети имитируют прогулку – свободная ходьба).
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
Лапками гребите - зернышки ищите (дети имитируют движение цыплят).
Съели толстого жука, земляного червяка (поглаживание живота по часовой стрелки правой и левой рукой).
Выпили водицы – целое корытце! (наклоны туловища вперед, руки отведены назад).
Затем детям предлагается присесть на ковер.
Воспитатель: (от лица игрового персонажа):
Ко-ко-ко! Все гляжу я далеко, а цыплят не вижу!
На лугу кругом желто! (педагог демонстрирует иллюстрацию «Одуванчики цветут»).
Вдруг вижу: «Желтый одуванчик по траве идет, желтый одуванчик зернышки клюет». А где же мои цыплята?
Воспитатель: Ребята, отгадаем эту загадку. Одуванчик необычный курочке встретился. Он желтый и пушистый. Он может ходить, значит у него есть ножки. Он клюет зернышки, значит, у него есть клюв. Что же это за одуванчик такой? (ответы детей)
Верно, это цыпленок! (педагог выставляет иллюстрацию «Цыплята гуляют»). А теперь посмотрим, что общего у цыпленка и одуванчика? (желтые, пушистые, круглые). А чем они отличаются? (У цыпленка есть лапки, клюв – они красные. У одуванчика есть стебелек и листья – они зеленые).
Воспитатель (от лица первого персонажа):
Любопытные цыплята
Разбежались кто куда
Один встретил червяка,
А, другой букашку.
Третий птичку увидал
И головку вверх поднял
-Ко-ко-ко! От меня не убегать!
Нужно рядышком гулять.
(Педагог, руководя игрушкой имитирующей поиск цыплят на наборном полотне-лугу)
Воспитатель: Ребята, давайте цыплят, которые суют во все свой клюв и разбежались, найдем среди одуванчиков. Мы их нарисуем. Курочка-Ряба сразу узнает отгадку на веселую загадку!
2.Основной этап.
Воспитатель раздает детям листочки тонированной бумаги (с контуром кругов) с наборного полотна и дети усаживаются за столы.
Воспитатель: На лугу цветут одуванчики-маленькие кружочки – давайте раскроем им лепесточки. У одуванчиков много желтых лепестков – нарисуем жесткой кисточкой пушистые желтые шарики. Кисточку держим вертикально и она весело прыгает по кружочку – в левом верхнем углу, а теперь в верхнем правом углу, в уголках внизу листа.
А вот в центре листа большой кружок превращаем в цыпленка. Он на нашем рисунке – главный, большой. Цыпленок – отгадка веселой загадки. Желтый и пушистый!
Жесткая кисточка долго работала – устала. Умойте ее и уложите спать на салфетку, ребята!
И нам пора пальчики размять и в игру поиграть:
(Проведение пальчиковой игры «Цыплята»):
Цыпы по лугу гуляли,
Цыпы зернышки искали
(Дети стучат указательными пальцами по столу (клюют) медленно)
Клю-клю, клю-клю
Так я зернышки клюю
(Локти рук на столе, дети соединяют в одном ритме пальцы – большой и указательный на обеих руках)
Вышла Маша на дорожку,
Накрошила цыпам крошки.
Клюю-клю-клю-клю, клюю-клю-клю.
(Дети стучат указательными пальцами по столу быстро)
А теперь, дети, тонкой и мягкой кисточкой нарисуем лапки и клюв цыплятам. Лапки и клюв какого цвета (красные)? А листики и стебелек у одуванчика какого цвета (зеленые)? Кисточка умылась и в зеленую краску окунулась. Прикладываем кисточку к листочку много раз – у одуванчика много листиков. Вот какая красота! А цыплята ее не видят! Что нужно нарисовать цыпленку? Конечно, глазки – черные точечки. Цыплята не просто гуляют, но и корм ищут. Чем цыплят угостим? (зернышками, червячком, жучком).
Воспитатель (от лица игрового персонажа): Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Нам домой уже пора! Надвигается гроза! Собирайся детвора! Где же тут мои цыплята – любопытные ребята?
3.Заключительная часть.
Дети подают свои работы, воспитатель выставляет их на наборном полотне.
Воспитатель (от лица игрового персонажа): Ах, какая красота! Вижу я своих цыплят! Круглые желтые комочки! (педагог предлагает рассказать, какие цыплята и чем они занимаются).