Ковалева Дина Валерьевна
Музыкальный руководитель
МОУ «Бендерский Центр развития ребенка «Гармония»
г. Бендеры, Приднестровье
Методическая разработка НОД «Сказочная музыка Эдварда Грига»
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие», «Социально - нравственное развитие»
ПРИМЕЧАНИЕ : Образовательные области, используемые в ООП Приднестровской Молдавской Республики
Цель:
Вызвать у детей интерес к культуре и природе другой страны, эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с творчеством композитора Эдварда Грига.
- ввести ребенка в мир искусства через слушание музыки, фантазийно - игровые впечатления;
- создать условия для развития в ребенке индивидуальности, умения личностного высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать музыкально-эстетический вкус;
- расширять кругозор дошкольников;
- способствовать развитию навыков коммуникации, взаимодействия друг с другом.
Развивающие:
- способствовать развитию слухового внимания, четкости ритма в играх и музыкально – ритмических движениях.
- способствовать развитию умения детей воспринимать в единстве музыкальные и зрительно-цветовые образы;
- обогащать речь детей поэтическими образами;
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Э. Грига, страной и природой Норвегии, сказками и легендами; слушание музыкальных пьес
Э. Грига.
Музыкальный материал:
«Утро», «Песня Сольвейг» из оркестровой сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Вальс», «Шествие гномов».
Раздаточный материал:
- музыкально-дидактическая игра «Цветные нотки настроения»;
- портрет Э. Грига, портреты Пер Гюнта и Сольвейг;
- маски животных, насекомых, цветы, жёлтые ленточки, шапочки гномиков, колокольчики, бубенцы, треугольники.
Видеоряд: «Родина Эдварда Грига – Норвегия», «Песня Сольвейг», мультфильм «Гномы и горный король» (по музыке Э. Грига)
Оборудование: Экран, мультимедийное оборудование, ноутбук, музыкальный центр.
Ход НОД:
Звучит «Вальс» Э. Грига.
Дети входят в зал, садятся на отведенные для них места.
Музыкальный руководитель: Я вас хочу пригласить сегодня в горную страну Норвегию, а почему, я вам скажу позже. Отправляемся в интересное путешествие полное приключений и опасностей, но чтобы благополучно добраться туда и не попасть в разные неприятные истории, нам нужно быть очень внимательными. А чтобы быстрей добраться до этой горной страны мы поедем на поезде.
Музыкально – ритмическое движение «Поезд»
(дети выполняют дробный шаг)
Музыкальный руководитель: Мы прибыли с вами в горную страну Норвегию (показ презентации), здесь жил когда–то композитор Эдвард Григ. Ребята, вспомните, кто такой композитор? (ответы детей)
Григ был очарован природой и сказочным миром родной Норвегии. Он любил гулять по склонам гор, по берегу сурового северного моря. Этот холодный пейзаж навевал на композитора разные музыкальные фантазии: то ему слышался крик чаек, то нежный шелест листвы, то игривый плеск морских волн, то звенящие песенки горных ручейков и несмолкаемый шум водопадов, то какие–то тени мелькали среди камней, а в сумерках виделись странные сказочные персонажи. Свои фантазии Э. Григ перенес в музыку, прославил на весь мир величавую и суровую красоту Норвегии.
И в наши дни музыка композитора вызывает у людей большой интерес. Какой музыкальный инструмент вы видите на сцене? (ответы детей) Рояль – любимый музыкальный инструмент Грига. Музыканты со всего мира считают большой честью сыграть на рояле, который стоит в концертном зале дома–музея Эдварда Грига. Давайте представим, что мы с вами находимся в этом концертном зале и слушаем пьесу Грига под названием «Утро».
Слушание музыкального произведения «Утро» (фрагмент)
Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю вам взять маски животных, насекомых, цветов, жёлтые ленточки (лучики солнышка) и придумать движения под эту волшебную музыку Эдварда Грига, показать при помощи движений пробуждение в лесу.
Танцевальная импровизация «Утро»
Музыкальный руководитель: Молодцы, у вас получилось прекрасное пробуждение. Именно с этого произведения и начинается самая известная сюита Эдварда Грига «Пер Гюнт». Вот портрет главного героя этой сюиты, таким его видит художник.
Показ иллюстрации с изображением Пер Гюнта
Жил пастушок Пер Гюнт в небольшой деревушке со своей старушкой – матерью. Полюбил он девушку с красивым именем Сольвейг, что означает солнышко. Вот какой её представил и нарисовал художник.
Показ иллюстрации
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами послушаем одно из самых известных музыкальных произведений Эдварда Грига. Вы услышите как любит Сольвейг своего Пер Гюнта, как она тоскует без него, как ждёт и верит, что он вернётся живым и невредимым.
Слушание музыкального произведения «Песня Сольвейг»
Видеоролик «Песня Сольвейг»
Музыкальный руководитель: Как звучит музыка? (Ответы детей)
Какой же характер у Сольвейг, если для неё Григ написал такую музыку? (Ответы детей)
Подберите, пожалуйста, цвет, который соответствует музыке Сольвейг.
Музыкально – дидактическая игра « Цветные нотки настроения»
(Дети под музыку выбирают цветные нотки и ставят их
на мольберт к портрету Сольвейг.)
Музыкальный руководитель: Но где же Пер Гюнт? Что же с ним произошло? Вы хотите узнать? А попал он в волшебный сказочный подземный мир, где живут разные сказочные существа: тролли, эльфы и гномы. Ребята, знаете ли вы, кто такие гномы? (ответы детей). Да, гномы это маленькие сказочные человечки, они некрасивые или даже уродливые карлики. Они живут под землёй, ищут и охраняют клады и поднимаются на поверхность, только для того, чтобы полюбоваться блеском драгоценных камней в лучах солнца.
Пальчиковая гимнастика «Гномы»
Музыкальный руководитель: Какие замечательные гномики у нас получились. Норвежский композитор Эдвард Григ посвятил этим сказочным существам одно из своих произведений, которое так и называется «Шествие гномов».
Слушание музыкального произведения «Шествие гномов»
Музыкальный руководитель: Сколько частей в произведении? (ответы детей.)
Музыкальный руководитель: Да, три части. Как вы охарактеризуете первую и третью части? (ответы детей). Да, музыка таинственная, иногда даже страшная, зловещая, сердитая, колючая, недовольная. А какая по настроению средняя часть? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Да, Музыка нежная, мечтательная, светлая, мерцающая, волшебная. Вторая часть, совершенно иная по настроению в сравнении с первой и третьей частями. Гномы как будто замерли в восхищении перед своими сокровищами. Вот в музыке изображаются сотни драгоценностей, музыка начинает искриться, сверкать, переливаться и мерцать. Ребята, вы услышали, как шагают гномы в музыке? Давайте мы изобразим их шаги. Мальчики, возьмите колпачки гномов, наденьте их. Сейчас вы будете гномиками, давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в гномиков превратись». Вы будете идти, как гномы в музыкальном произведении Эдварда Грига на первую и третью части (показ педагога). А девочки возьмут музыкальные инструменты (колокольчики, бубенцы, треугольники) и будут озвучивать вторую часть произведения.
Музыкально-ритмическое упражнение «Передай шаги»
Музыкально-дидактическая игра «Дирижёр»
Музыкальный руководитель: Эдвард Григ сочинил много музыки про троллей, ведь они являются его любимыми сказочными героями. Сейчас мы посмотрим мультфильм на музыку Эдварда Грига, вы внимательно посмотрите, и послушайте, какие музыкальные произведения вам знакомы, а какие нет.
Просмотр мультфильма на основе музыки Э. Грига
«Гномы и горный король»
Музыкальный руководитель: Какие знакомые музыкальные произведения вы услышали в этом мультфильме? (ответы детей). Назовите их. Какое произведение звучало первым? Вторым? Третьим? (ответы детей). Да, с третьим музыкальным произведением мы уже знакомились, оно называется «В пещере горного короля».
Музыкальный руководитель: Хорошо нам с вами играть и веселиться в Норвегии, но нам пора возвращаться обратно в детский сад. И мы поедем на поезде.
Музыкально – ритмическое движение «Поезд»
(дети выполняют дробный шаг)
Музыкальный руководитель: Вот мы и дома.
Рефлексия
Музыкальный руководитель: В какой стране мы сегодня с вами побывали? (ответы детей).
Назовите фамилию и имя норвежского композитора, произведения которого мы сегодня слушали. (ответы детей).
Назовите музыкальные произведения Эдварда Грига. (ответы детей).
Что для вас было самым интересным сегодня? (ответы детей)
О чем вы сегодня расскажете дома родителям? (ответы детей)
Я хочу вам подарить картинки нарисованных гномиков, вы их раскрасите в группе или дома. А потом мы с вами сделаем выставку рисунков по музыкальным произведениям Э.Грига.
(дети выходят из зала под весёлую музыку)